Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_aui.doc375.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с № 12

КОНСПЕКТ

 ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Учитель-логопед: Войченко Е.Н.

2011г.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И];
  • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  • учить определять гласный звук в начале слова;
  • учит производить слухо-произносительную диффренциацию звуков [А], [У], [И];
  • закрепить графические образы букв А, У, И.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков [А], [У], [И]:
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.  

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  • воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: зеркала, корзинка, буквы А У И, листья-картинки, предметные картинки (девочка, мальчик, кукла, мяч, барабан), карточки с предложениями, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Оргмомент.

Психогимнастика

- Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (дети изображают удивление и радость). Молодцы!

- Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте и показывайте:

        Как живёшь?    - Вот так! (руки вытянуты вперёд, сжаты в кулаки, большие пальцы вверх)

        Как плывёшь?  - Вот так! (имитация плавания)

        Как бежишь?   - Вот так! (бег на месте)

        Вдаль глядишь? - Вот так! (ладошка «козырьком», повороты туловища вправо-влево)

        Машешь вслед?  - Вот так! (руки над головой, имитация прощания)

        Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает щеку)

        Ночью спишь? - Вот так! (ладошки под щекой)

        А шалишь?  - Вот так! (надуть щеки и сдуть, нажав пальцами на щеки)

А теперь садитесь за столы, возьмите зеркала .  Я буду рассказывать историю, а вы мне помогайте.

Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке»

- В гости к дедушке и бабушке приехали внуки. Они были толстые и худые (надуть и втянуть щеки). Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внуков (улыбочка – трубочка). Бабушка стала печь блины (пошлепать язычок – лопаточка). Блины очень горячие (подуть на язык). Блины остыли, и внуки их с аппетитом ели (кусать язычок). Потом бабушка угостила внуков конфетами (конфетка)

- Угадайте, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (По артикуляции дети угадывают звуки).

-Давайте вспомним: почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).

Уточнение артикуляции звуков [А], [У], [И].

А сейчас мы поиграем в игру «Эхо». Эхо слушает и повторяет.

Воспроизведение звуковых рядов АУИ   ИУА   УИА   АИУ    ИАУ   УАИ  

Ребята, давайте поиграем еще в одну игру. Я буду называть гласные звуки, а вы, когда услышите [А] -  хлопните в ладоши, [У] - присядьте, [И] – поднимите руки вверх.

Выделение звуков [А], [У], [И] из звукового ряда:  А И О Ы У И А И А Ы О А

- Вспомните, какое сейчас время года? (Осень.) А какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья). Закройте глазки и представьте, что вы в осеннем лесу.

Физкультминутка

Осенью в лесу.
Заходи в осенний лес!
 Дети выполняют ходьбу на месте.
Много здесь вокруг чудес!
 Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Вот березки золотые шумят,
Поднимают руки вверх.
Под березками грибочки стоят  -
 Приседают и выполняют упражнение "Грибок

В корзинку прыгнуть хотят. Встают и выполняют упражнение "Корзинка".

Упражнение "Грибок". На вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка". Пальцы переплести "замочком". Ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).

- Посмотрите, кто- то забыл корзинку в лесу. Давайте посмотрим, что в ней. (Дети находят в корзинке буквы).

- Что это? (Это буква А, это буква У, это буква И).

- Вспомните, пожалуйста, стихи про буквы.

Буква А, буква А,

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света,

А – похожа на ракету!

У – сучок, в любом лесу

Ты увидишь букву У.

Молоток я раздобыл.

Из дощечек букву сбил.

- Сколько здесь дощечек? – Три!

- А какая буква? – И!

- Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу! Давайте их соберем!  Ой, на листочках – картинки. Определите, с какого звука начинается слово, и положите листочек к своей букве. (Слово «аист» начинается со звука А и т.д.)Молодцы! Садитесь на свои места.

- Я хочу вам показать картинки. Кто это? (Девочка, мальчик). Что это? (кукла, мяч, барабан). А сейчас я добавлю буквы и мы прочитаем предложение.

У И , А У .

(Дети читают: У девочки кукла и мяч, а у мальчика барабан.)

- Откройте конверты. Закрасьте буквы красным карандашом. Прочитайте предложения. (Дети читают по очереди)

Итог занятия.

-Молодцы!  Сегодня на занятии мы говорили о гласных звуках, повторили буквы. Вы справились со всеми заданиями. Наше занятие подошло к концу. Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»

Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"

План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....