Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Синько Алла Анатольевна

    Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_s-sh.docx19.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР.

            Тема:         «ЗВУК «С - Ш».

    Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане. Упражнять детей в звуковом анализе слов.  (выделение согласного на фоне слова. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова. 

    Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Оборудование: картинки для звукоподражания, предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки С и Ш, цветные фишки для выкладывания звуковых схем, наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, кулы.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Дети делятся на две команды. Первая команда называет слова со звуком С в начале слова, вторая со звуком Ш в начале слова. Побеждает команда, которая называет больше слов.

    1. Объявление темы занятия.

    Дети рассматривают картинки для звукоподражания, выставленные на доске.

    Логопед: Как шипит змея?  (Ш-ш-ш.)  А какой звук слышится, когда воздух выходит из насоса? (С-с-с.)  эти два звука мы  будим учится сравнивать сегодня на занятии.

    1. Акустико-артикуляционный образ звуков.

    Сравнительная характеристика.

    Звук Ш. Губы - вытянуты бубликом, рупором. Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная  воздушная струя.

    Звук С. Губы – в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха.

    Звук Ш – согласный, твердый, глухой, шипящий. Звук С – согласный, твердый, глухой, свистящий.

    1. Развитие фонематического слуха. Игра «Подарим картинки Шуре и Соне».

    Дети «дарят» картинки со звуком Ш кукле Шуре, а кукле Соне со звуком С, объясняя свой выбор: «Я подарю шар Шуре, потому что слове ШАР есть звук Ш».

    1. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

    Смотри скорей, который час,         Налево раз! Направо раз!

    Тик – так, тик –так, тик – так.        Мы можем тоже так.

    Раз – подняться, потянуться.

     Два – согнуться, разогнуться.

     Три – в ладоши три хлопка.

     Головою три кивка.

     На четыре – руки шире.

     Пять – руками помахать.

     Шесть – за столик сесть опять.

    1. Закрепление звуков в слогах.

    Звуковой анализ слогов ША и СА с выкладыванием графической схемы. После проведения анализа слогов педагог спрашивает у детей, а будут ли отличатся  цветные схемы этих слогов или они будут одинаковыми?

    1. Закрепление звуков в словах.

    Звуковой анализ слов СОК, выкладывание графической схемы. Звуковой анализ слова ДУШ.

    После анализа дети должны ответить на вопрос логопеда: «Подходит ли выложенная схема слова СОК к слову ДУШ?»  Дети показывают на схеме звуки слова СОК, а затем слова ДУШ.

    Деление  на слоги слов, обозначающих название картинок, выставленных на доске: один из детей чертит на доске, остальные выкладывают ее на столах.

    1. Закрепление звука в предложениях.

    Составление предложений со словами  ландыш и весна. Анализ составленного предложения. Один из детей чертит схему предложения на доске, остальные выкладывают на столах.

    1. Закрепление звука в тексте.

    Выделение из текста слов со звуком Ш.

    Хороши штанишки

    У нашей малышки –

    Что за кармашки,

    Ремешки да пряжки !

    Выделение из текста слов со звуком С:

    Есть посуда – самовар,

    Есть машина – самоход,

    Ест игрушка – самокат

    И, конечно, самолет!

    1. Итог занятия.

    Логопед: Какие звуки мы сегодня учились сравнивать? Чем они похожи? Чем отличаются?

    Оценка деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

    Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

    Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

    Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

    Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

    Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

    Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

    В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

    Методическая разработка "Поурочный план занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР".

    В своей работе логопед сталкивается с различными видами планирования. Одним из важных видов планирования является поурочное планирование занятий....