Методическая разработка "Поурочный план занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР".
методическая разработка по логопедии

Щеколдина Татьяна Сергеевна

В своей работе логопед сталкивается с различными видами планирования. Одним из важных видов планирования является поурочное планирование занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В своей работе логопед сталкивается с различными видами планирования. Одним из важных видов планирования является поурочное планирование занятий. В нем логопед отражает тему и цель занятия, указывает оборудование, необходимое для работы, определяет план каждого занятия. Данное планирование позволяет педагогу осуществлять коррекционно-образовательную деятельность системно, последовательно, переходя от простого к сложному, формируя тем самым у детей прочные знания и умения. Далее мы представляем фрагмент поурочного плана занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Поурочный  план занятий по формированию фонетической стороны речи. (старшая группа)

I период обучения (сентябрь-ноябрь)

Номер п/п

Тема занятия

Цель занятия

Оборудование

План занятия

1.

Звук А

Познакомить детей с понятиями  «звук», «гласный звук». Учить слышать и правильно произносить звук «А» изолированно, в звукоряде и словах.

Картинки-символы звука «А», кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звука «А» у зеркал. Понятие «гласный звук».
  3. Выделение на слух звука «А» из ряда звуков.
  4. Составление детьми звукового ряда с опорой на кружки.
  5. Физминутка.
  6. Выделение картинок со звуком «А» в названии из фоновых.
  7. Определение и графическое обозначение позиции звука «А» в слове (начало слова).
  8. Итог.

2 (3).

Звук А

Продолжать учить слышать и правильно произносить звук «А» изолированно, в звукоряде, словах и фразах.

Картинки-символы звука «А», кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звука «А» у зеркал. Д/и «Что можно делать со звуком «А»?
  3. Выделение на слух звука «А» из ряда звуков.
  4. Графическое обозначение звукового ряда.
  5. Физминутка.
  6. Выделение картинок со звуком «А» в названии из фоновых.
  7. Определение и графич. обозначение позиции звука «А» в слове (начало слова).
  8. Д/и «Закончи предложение».
  9. Итог.

4.

Звук У

Учить детей слышать и правильно произносить звук «У» изолированно, в звукоряде и словах.

Картинки-символы звука «У», кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звука «У» у зеркал. Понятие «гласный звук».
  3. Выделение на слух звука «У» из ряда звуков.
  4. Составление детьми звукового ряда с опорой на кружки.
  5. Физминутка.
  6. Выделение картинок со звуком «У» в названии из фоновых.
  7. Определение и графическое обозначение позиции звука «У» в слове (начало слова).
  8. Итог.

5 (6).

Звук У

Продолжать учить слышать и правильно произносить звук «У» изолированно, в звукоряде, словах и фразах.

Картинки-символы звука «У», кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звука «У» у зеркал. Д/и «Что можно делать со звуком «У»?
  3. Выделение на слух звука «У» из ряда звуков.
  4. Графическое обозначение звукового ряда.
  5. Физминутка.
  6. Выделение картинок со звуком «У» в названии из фоновых.
  7. Определение и графическое обозначение позиции звука «У» в слове (начало слова).
  8. Д/и «Закончи предложение».
  9. Итог.

7.

Звуки

 А-У

Учить детей различать на слух и в произношении звуки «А»-«У» в звукоряде и словах.

Картинки-символы звуков «А», «У», кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звуков «А», «У» у зеркал. Д/и «Отгадай звук»

(по беззвучной артикуляции).

  1. Дифференциация  на слух звуков «А»- «У» в ряду звуков.
  2. Составление  звукового ряда с опо рой на символы.
  3. Физминутка.
  4. Выделение картинок с заданным звуком «А»/«У» в названии по заданию логопеда.
  5. Определение и графическое обозначение первого звука («А»/«У») в слове.
  6. Итог.

8(9).

Звуки

 А-У

Продолжать учить детей различать на слух и в произношении звуки «А»-«У» в звукоряде, словах и фразах.

Картинки-символы звуков «А», «У», кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звуков «А», «У» у зеркал. Д/и «Отгадай звук»

(по беззвучной артикуляции).

  1. Дифференциация  на слух звуков «А»- «У» в ряду звуков.
  2. Повторение и графическое обозначение звукового ряда.
  3. Физминутка.
  4. Д/и «Найди картинке место».
  5. Определение и графическое обозначение первого звука («А»/«У») в слове.
  6. Д/и «Закончи предложение».
  7. Итог.

Звук М

Познакомить детей с понятием  «согласный звук». Учить слышать и правильно произносить звук «М» изолированно, в звукоряде и словах.

Картинки-символы звука «М», кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звука «М» у зеркал. Понятие «согласный звук».
  3. Выделение на слух звука «М» из звукоряда.
  4. Составление звукоряда с опорой на символы.
  5. Физминутка.
  6. Называние картинок со звуком «М» в названии. Выделение звука «М» голосом. (конец слова)
  7. Выделение картинок со звуком «М» в названии из фоновых.
  8. Итог.

Звук М

Продолжать учить детей слышать и правильно произносить звук «М» изолированно, в звукоряде, слогах и словах.

Картинки-символы звука «М», кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звука «М» у зеркал. Д/и
    «Что можно делать со звуком «М»?
  3. Выделение на слух звука «М» из звукоряда.
  4. Повторение и графическое обозначение звукового ряда.
  5. Физминутка.
  6. Слияние звуков в прямые слоги МА, МУ с опорой на символы.
  7. Выделение картинок со звуком «М» в названии из фоновых.
  8. Графическое обозначение позиции звука «М» в слове. (конец слова)
  9. Итог.

12(13).

Звук М

Тренировать детей в умении слышать и правильно произносить звук «М» в звукоряде, слогах, словах и фразах.

Картинки-символы звука «М», кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слогов и слов, предметные картинки.

  1. Организационный момент.
  2. Выделение на слух звука «М» из звукоряда.
  3. Повторение и графическое обозначение звукового ряда.
  4. Слияние звуков в прямые слоги МА, МУ с опорой на символы.
  5. Физминутка.
  6. Выделение картинок со звуком «М» в названии из фоновых.
  7. Звуковой анализ обратных слогов АМ, УМ.
  8. Д/и «Закончи предложение».
  9. Итог.

14.

Звуки

А, У, М.

Закреплять умение детей различать на слух и в произношении звуки А, У, М в звукоряде, слогах, словах и фразах.

Картинки-символы звуков А, У, М, кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слогов и слов, предметные картинки.

  1. Организационный момент.
  2. Д/и «Загадай звук». (по беззвучной артикуляции)
  3. Дифференциация звуков А, У, М в звукоряде, соотнесение с символом.
  4. Анализ звукоряда с последующим изменением по заданию логопеда.
  5. Физминутка.
  6. Слияние звуков в прямые слоги МА, МУ с опорой на символы.
  7. Выделение картинок с заданным звуком в названии.
  8. Звуковой анализ обратных слогов АМ, УМ.
  9. Д/и «Скажи предложение».
  10. Итог.

15.

Звук О

Учить детей слышать и правильно произносить звук «О» изолированно, в звукоряде и словах.

Картинки-символы звука «О», кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звука «О» у зеркал.
  3. Выделение на слух звука «О» из ряда звуков.
  4. Составление детьми звукового ряда с опорой на кружки.
  5. Физминутка.
  6. Выделение картинок со звуком «О» в названии из фоновых.
  7. Определение и графическое обозначение позиции звука «О» в слове (начало слова).
  8. Итог.

16(17).

Звук О

Продолжать учить детей слышать и правильно произносить звук «О» изолированно, в звукоряде, слогах,словах и фразах..

Картинки-символы звука «О», кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слогов и  слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2.  Д/и «Что можно делать со звуком «О»?
  3. Выделение на слух слов со звуком «О». (начало слов)
  4. Повторение и графическое обозначение звукового ряда.
  5. Синтез прямого слога МО с опорой на символы.
  6. Физминутка.
  7. Выделение картинок со звуком «О» в названии из фоновых.
  8. Определение и графическое обозначение позиции звука «О» в слове (конец слова под ударением).
  9. Анализ обратного слога ОМ.
  10. Д/и «Закончи предложение».
  11. Итог.

18.

Звуки

О, У

Учить детей различать на слух и в произношении звуки О, У в звукоряде и словах.

Картинки-символы звуков О, У, кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Сравнительная артикуляция звуков А, У у зеркал.
  3. Дифференциация звуков А-У на слух в словах. (начало слов)
  4. Составление звукоряда с опорой на символы.
  5. Физминутка.
  6. Анализ звукового ряда из трех гласных звуков.
  7. Д/и «Найди картинке место».
  8. Определение и графическое обозначение первого звука в слове.
  9. Итог.

19.

Звуки

О, У

Продолжать учить детей различать на слух и в произношении звуки О, У в звукоряде, слогах, словах и фразах.

Картинки-символы звуков О, У, кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки.

  1. Организационный момент.
  2. Д/и «Отгадай звуки» (беззвучная артикуляция отдельных звуков и ряда звуков).
  3. Дифференциация звуков А-У на слух в словах. (начало слов)
  4. Анализ звукового ряда из трех гласных звуков.
  5. Физминутка.
  6. Слияние звуков в слоги МУ, МО с опорой на символы.
  7. Д/и «Найди картинке место».
  8. Определение и графическое обозначение первого звука в слове.
  9. д/и «Закончи предложение».
  10. Итог.

20.

Звук И

Учить детей слышать и правильно произносить звук «И» изолированно, в звукоряде и словах.

Картинки-символы звука «И», кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звука «И» у зеркал.
  3. Выделение на слух звука «И» из ряда звуков.
  4. Составление детьми звукового ряда с опорой на кружки.
  5. Физминутка.
  6. Выделение картинок со звуком «И» в названии из фоновых.
  7. Определение и графическое обозначение позиции звука «И» в слове (начало слова).
  8. Итог.

21(22)

Звук И

Продолжать учить детей слышать и правильно произносить звук «И» в звукоряде, слогах, словах и фразах.

Картинки-символы звука «И», кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слогов и  слов, предметные картинки.

  1. Организационный момент.
  2. Выделение на слух звука «И» из ряда звуков.
  3. Графическое обозначение детьми количества звуков И в ряду, воспринятом на слух.
  4. Выделение на слух слов со звуком «И» в начале слова из ряда.
  5. Звуковой анализ обратного слога ИМ.
  6. Физминутка.
  7. Выделение картинок со звуком «И» в названии из фоновых.
  8. Определение и графическое обозначение позиции звука «И» в слове (начало, конец слова).
  9. Употребление слов со звуком «И» в предложениях.
  10. Итог.

23.

Звуки

 А, У, О, И

Учить детей различать на слух и в произношении звуки А, О, У, И в звукоряде и словах.

Картинки-символы звуков А, О, У, И; кружки красного цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Сравнительная артикуляция звуков А, У, О, И у зеркал.
  3. Дифференциация звуков А-У-О-И  на слух в звукоряде.
  4. Составление звукоряда с опорой на символы.
  5. Физминутка.
  6. Анализ звукового ряда из трех гласных звуков.
  7. Д/и «Найди картинке место».
  8. Определение и графическое обозначение первого звука в слове.
  9. Итог.

24 (25)

Звуки

 А, У, О, И

Продолжать учить детей различать на слух и в произношении звуки А, О, У, И в звукоряде, слогах, словах и фразах.

Картинки-символы звуков А, О, У, И; кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слогов, предметные картинки.

  1. Организационный момент.
  2. Д/и «Отгадай звуки» (беззвучная артикуляция отдельных звуков и ряда звуков).
  3. Дифференциация звуков А-У-О-И на слух в начале слов.
  4. Анализ звукового ряда из трех гласных звуков.
  5. Физминутка.
  6. Звуковой анализ обратных слогов АМ, УМ, ОМ, ИМ.
  7. Д/и «Найди картинке место».
  8. Определение и графическое обозначение последнего гласного звука в слове.
  9. д/и «Закончи предложение».
  10. Итог.

26.

Звук Н

Учить детей слышать и правильно произносить звук «Н» изолированно, в звукоряде, слогах и словах.

Картинки-символы звука «Н», кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звука «Н» у зеркал.
  3. Выделение на слух звука «Н» из звукоряда.
  4. Составление звукоряда с опорой на символы.
  5. Физминутка.
  6. Слияние звуков в прямые слоги НА, НО, НУ.
  7. Выделение голосом звука «Н» в начале слов с опорой на картинки.
  8. Выделение картинок со звуком «Н» в названии из фоновых (конец слова).
  9. Итог.

27(28)

Звук Н

Продолжать учить детей слышать и правильно произносить звук «Н» изолированно, в звукоряде, слогах, словах и фразах.

Картинки-символы звука «Н», кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слогов и слов, предметные картинки.

  1. Организационный момент.
  2.  Д/и «Что можно делать со звуком «Н»?
  3. Выделение на слух слов со звуком «Н» из ряда.
  4. Повторение и графическое обозначение звукового ряда.
  5. Физминутка.
  6. Слияние звуков в прямые слоги НА, НУ, НО.
  7. Выделение картинок со звуком «Н» в названии из фоновых.
  8. Графическое обозначение позиции звука «Н» в слове. (начало, конец слова)
  9. Употребление слов со звуком «Н» в предложениях.
  10. Итог.

29.

Звуки

 М, Н

Учить детей различать на слух и в произношении звуки М, Н в звукоряде, слогах и словах.

Картинки-символы звуков «М», «Н», кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слогов и слов, предметные картинки, зеркала.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляция звуков «М», «Н» у зеркал.
  3. Дифференциация на слух звуков «М», «Н» в звукоряде.
  4. Составление звукоряда с опорой на символы.
  5. Физминутка.
  6. Звуковой анализ слогов ОМ, УН.
  7. Д/и «Найди картинке место».
  8. Определение и графическое обозначение последнего звука в слове. (М/Н)
  9. Итог

30(31)

Звуки

 М, Н

Продолжать учить детей различать на слух и в произношении звуки М, Н в звукоряде, слогах,  словах и фразах.

Картинки-символы звуков «М» «Н», кружки красного и синего цвета, полоски для обозначения слогов и слов, предметные картинки.

  1. Организационный момент.
  2. Дифференциация на слух звуков «М», «Н» в конце слов.
  3. Анализ и графическое обозначение звукового ряда.
  4. Д/и «Найди картинке место».
  5. Физминутка.
  6. Определение и графическое обозначение первого звука в слове. (М/Н)
  7. Звуковой анализ слогов МА, НО.
  8. Д/И «Скажи предложение».
  9. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...