МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
консультация по развитию речи на тему

 Закрепление  упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_logopedicheskoy_raboty.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Подготовила:

учитель-логопед

Косенкова Александра Владимировна

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.

Формирование словообразования существительных

Образование уменьшительно – ласкательных существительных

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом – домик

куст – кустик

хвост – хвостик

лист – листик

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз – тазик

гвоздь – гвоздик

сад – садиклоб – лобик

забор – заборчик

костюм – костюмчик

Образование существительных с помощью суффикса – ниц –

Суп – супница

соус – соусница

Хлеб – хлебница

чернила – чернильница

Образование существительных с помощью суффикса – инк –

Бусы – бусинка

дождь – дождинка

Солома – соломинка

роса – росинка

Образование названий детенышей животных и птиц

Гусь – гусенок – гусята

слон – слоненок – слонята

Кот – котенок – котята

ворона – вороненок – воронята

Словообразование с чередованием звуков в корне слова:

Волк – волчонок – волчата

индюк – индюшонок – индюшата

Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

Овца – ягненок – ягнята

свинья – поросенок – поросята

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

Барабанщик кладовщик часовщик

Угольщик танцовщик сварщик

Стекольщик дрессировщик носильщик

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

  • Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно – ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

  • Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

- Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много). Лисенок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята).

А теперь поиграем с мячом. Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают обратно логопеду.

Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, ёж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.

— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок).

  • Изменить слово по аналогии.

а) виноград – виноградина

горох — …

свинья — …

жемчуг – …

баран — …

картофель –…

теленок — …

лед – …

б) бусы – бусинка

пыль — …

  • Назвать профессии (по картинкам).

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

- Кто носит багаж? (Носильщик)

- Кто сваривает трубы? (Сварщик)

- Кто вставляет стекло? (Стекольщик)

- Кто работает на кране? (Крановщик)

- Кто укладывает камни? (Каменщик)

- Кто точит ножи? (Точильщик).

Формирование словообразования глаголов

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ

  • Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

мыла – вымыла

вешает – повесила

умывается – умылся

стирает – постирала

рисует – нарисовал

ловит – поймал

убирает – убрал

красит – покрасил

догоняет – догнал

строит – построил

Добавить слово, обозначающее действие, картинкам:

в клетку… (влетает)

из клетки…(вылетает)

через дорогу… (переходит)

Формирование словообразования прилагательных

(С учетом семантики, частности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности)

  • Образование притяжательных прилагательных

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый, коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

  • Образование качественных прилагательных

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный, смешной, скучный, мрачный.

  • Образование относительных прилагательных

Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

  • Игра «Чьи хвосты?»

Хвост собаки – собачий хвост

кошки – кошачий

  • Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части.

  • «Правильно назови листья»

лист дуба – дубовый лист

лист осины — …

лист березы — …

лист клена — …

лист липы — …

лист яблони — …

лист рябины — …

лист смородины — …

шишка сосны — …

шишка ели — …

сережка ольхи — …

  • Игра в лото «Что из чего сделано?»

Стакан из стекла – стеклянный

Сковорода из чугуна – чугунная

Ложка из дерева – деревянная

  • Работа над родственными словами

Работа над родственными словами способствует уточнению значения слов, нормированию процесса словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слов.

  • Найти «лишнее» слово.

Горе, горный, горевать

боль, большой, больница

  • Назвать общую часть слов – «родственников»

Зимушка, зимовать, зимний

  • Объясните, почему так называется.

Рыболов ( рыбу ловит)

  • Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит – снегоочиститель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...

Мастер-класс: "Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ОНР."

Данный мастер-класс, представленный в виде презентации, знакомит учителей-логопедов с методами формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Подобран речевой материал для закрепления...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в цело...