Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии на тему

Гринь Анна Борисовна

Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции речевого дефекта при общем недоразвитии речи. Для того, чтобы в речи ребенка закрепились грамматически правильные формы необходимы специальные игры. Предлагаем подборку речевых игр для формирования словообразования дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

           

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

            Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

           Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

           Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка».

У ребёнка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значение слов, из которых она состоит, надо ещё понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

           По А.Н.Гвоздеву каждый ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен пройти так называемый «дограмматический период усвоения языка». При полноценном протекании этого периода ребёнок, ещё не знающий никаких грамматических правил, тем не менее, постепенно начинает правильно употреблять в своей речи все грамматические формы. Но поскольку одномоментное усвоение всех многообразных форм невозможно, то до определённого возраста в речи всех детей имеются так называемые «детские аграмматизмы», представляющие собой вполне нормальное явление и постепенно исчезающие с возрастом. Но особое внимание необходимо проявлять к тем детям, у которых эти аграмматизмы слишком многочисленны.

           Применение специально разработанных методов изучения словообразования даёт возможность углубить и обогатить представление о структуре речевого и неречевого дефекта при общем недоразвитии речи.

           Дифференциация грамматических форм слова предполагает выделение морфем из слова и соотнесения их со значением. Аналогичные процессы происходят и при словообразовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразования.

           Процесс словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

           При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

           А значит, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

           Дошкольный возраст – период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры. В игровой форме ребёнок будет учится проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.    Цель таких игр – автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.          

           

Игры и упражнения по формированию навыков словообразования:

«Ласковое слово»

           Взрослый произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс –ок (лес – лесок) и объясняя, что «волшебная часть» с –ок- превращает обычные слова в ласковые. Затем произносит в случайном порядке пары слов и предлагает ребёнку хлопать в ладоши, если они услышат «ласковое слово». Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами: -к-, -оньк-, -еньк-, -ичк-, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-.    

«Волшебник»

           Взрослый предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, превратить его в маленький, назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.

Картинки: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, стул, диван, помидор, животные …

« Доскажи словечко»

           Взрослый предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.

           Образец ответа: Заяц белый, и зайчонок беленький.

Примерный речевой материал:

 Платок синий, а шарфик…                                Берёза тонкая, и берёзка…

 Дом низкий, и избушка…                                   Кот пушистый, и котёнок…

 Пояс короткий, и ленточка…                             Девочка красивая, и куколка…

   

«Измени слово» - по аналогии.

Виноград – виноградина,    горох – горошина;

Примерный речевой материал:

Свинья, баран, телёнок, жемчуг, картофель, лёд.

Бусы – бусинка,         снег – снежинка;

Примерный речевой материал:

Пыль, дождь, изюм, песок, пух.

«Назвать профессии»

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:

- Кто носит багаж? (Носильщик)

- Кто сваривает трубы? (Сварщик)

- Кто вставляет стекло? (Стекольщик)

- Кто работает на кране? (Крановщик)

- Кто укладывает камни? (Каменщик)

- Кто точит ножи? (Точильщик)

- Кто чинит часы?  (Часовщик)

- Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик)

Далее взрослый задаёт вопрос: «Какая общая часть в словах?». При произнесении взрослый  подчёркивает интонационно, голосом суффикс – -щик.

« Цепочка»

           Взрослый предлагает ребёнку продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

           Образец ответа: человек – человечек – человечище. 

Примерный речевой материал:

Кулак, нога, нос, рука, плечи, глаза, сапог, хвост, клюв, голос.

«Ждём гостей»

           Взрослый предлагает ребёнку накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.

           Образец ответа: посуда для салата – салатница.

«Большие и маленькие»

Ребёнок получает картинку с изображением животных (домашних и диких). Взрослый поочерёдно называет картинки с изображением детёнышей животных, а ребёнок должны взять те картинки, которые им подходят.

«Лишнее слово»

Взрослый называет детям ряд слов и предлагает определить лишнее слово, объясняя свой выбор.

Примерный речевой материал:

Избушка- садик- крылечко- деревце- окно- дворик- скамеечка- дверца;

Ручищи- ножищи- глазищи- носище- голова- ротище и т.д.

«Подумай и назови»

Взрослый предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задаётся вопрос «какая», «какой»

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день…

Если на улице шум, то улица …

Если человеку сопутствует удача, то человек…

Если весь день идёт дождь, то день …

Если у человека есть здоровье, то человек …

«Назови правильно»

Взрослый предлагает детям дать словами правильные определения, ответив на его вопрос.

Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный.

Примерный речевой материал:

Как назвать борца за силу? ...

Как назвать «волшебное царство» за сон? …

Как назвать ворону за крик? …

Как назвать клоуна, если он вызывает смех? …

Как назвать девочку, если у неё кудри? …

Как назвать человека, если он делает добро? …

Как назвать лежебоку за лень? …

        «Назови хозяина»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть вещи  и ответить на вопрос «чей это» («чья это?») – мамина сумка.

Примерный речевой материал:

Платок тёти, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки, галстук отца, хвост крокодила.

«Назови правильно листья»

Взрослый предлагает собрать гербарий и назвать листья.

Образец ответа:

Лист дуба – дубовый.

Примерный речевой материал:

Ольховый, кленовый, дубовый, сосновый, еловый, берёзовый, липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, рябиновый.

«Ответить на вопрос «Как?»

Утром светло, а днём (как?) ещё светлее.

Вечером темно, а ночью ещё темнее.

Осенью холодно, а зимой еще холоднее.

В пальто тепло, а в шубе ещё теплее.

Весной солнце светит ярко, а летом ещё ярче.

Весной птицы поют звонко, а летом ещё звонче.

Поезд идёт быстро, а самолёт летит ещё быстрее.

Черепаха ползет медленно, а улитка ещё медленнее.

 

«Подумай и составь сочетание из слов»

Взрослый предлагает ребёнку составить словосочетания из двух слов, предложенных в начальной форме.

Образец ответа: зима и месяц – зимний месяц.

Примерный речевой материал:

Осень и дождь…             лето и отдых                         утро и ветерок

Май и праздник…          март и капель                        зима и лес

        Родственные слова и общая морфема

Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.    

«Картина «Зима» - подобрать слова родственники.

Беседа по картине.

- Подберите слова- «родственники» к слову «Зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка). А как можно назвать день зимой? (Зимний). А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие). Каких зимующих птиц вы знаете? А как по – другому сказать остаются на зиму»? (Зимуют). Как можно сказать про лес (сад, день) зимой – зимний, (дорога, погода, пора, стужа) – зимняя, (небо, солнце, утро) – зимнее.

«Подбери слова- родственники»

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Взрослый  проводит беседу по картине, задавая детям вопросы:

-Что нарисовано на картинке? (лес)

-Как можно назвать маленький лес? (лесок)

-Как называют птиц зверей , которые живут в лесу? (лесные)

-Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).

-Как называется сказочный персонаж, который живёт в лесу? (старик – лесовик).

-Что общего в этих словах?

Аналогичная работа проводится на других словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в цело...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...

Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи....

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...

«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...