«Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи "
консультация (старшая группа)

Дзендзя Олеся Юрьвна

Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека, без которого сложно представить нашу жизнь в обществе. Общение было главным условием развития мышления и речи с детства. Благодаря ему устанавливаются первые отношения с окружающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи "

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается форма нарушения речи, при которой нарушается формирование всех речевых компонентов. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает возникновение симптомов неподготовленности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (ее фонетической и фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь другой механизм и, следовательно, другую дефектную структуру. Термин «общее недоразвитие речи» указывает только на симптоматическую степень языкового расстройства. В большинстве случаев это расстройство в меньшей степени относится к недоразвитию, чем к системному расстройству речи .

Речевое общение — одно из таких видов деятельности человека, без которого сложно представить нашу жизнь в обществе. Общение было главным условием развития мышления и речи с детства. Благодаря ему устанавливаются первые отношения с окружающими. Если ребенок испытывает трудности или имеет ограниченную способность выражать мысли и чувства словами при общении, это приводит к дисгармонии в его интеллектуальном и умственном развитии. Недоразвитие речи снижает уровень общения, приводит к замкнутости, застенчивости и нерешительности; способствует проявлению определенных характеристик общего поведения и речи. Замедляет включение в ситуацию общения, уменьшает контакт. Коммуникативная подготовка дошкольников — необходимое условие развития коммуникативной культуры в современной педагогической теории и практике воспитательной работы. Стойкие нарушения деятельности общения являются следствием недостаточно развитой коммуникативной способности.

Общее недоразвитие речи у дошкольников приводит к их нежеланию полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные навыки остаются на низком уровне, страдают монолог и диалогическая речь, поведение ребенка становится не стандартным, может появиться языковой негативизм, избегание контакта, замешательство и знакомство с ним. Речевая патология у дошкольников создает проблемы в общении. Отсутствие обучения необходимым формам и типам речевой коммуникации приводит к недостаточному развитию речевого общения, познавательной деятельности и мыслительных процессов. Дети от 6 до 7 лет с общим недоразвитием речи имеют следующие трудности в развитии коммуникативных навыков:

— дети могут испытывать трудности при постановке речевого высказывания; — пробелы в грамматическом оформлении фразы;
—ответы детей на заданные вопросы краткие и односложные;

 — ребенок не проявляет инициативы для самовыражения;

— предложения несвязные;

— появляется боязнь собеседника, неуклюжесть, смущение, скованность.

При общем недоразвитии речи всегда наблюдается позднее начало самостоятельной речи. Первые слова ребенка появляются через 3–4 года, иногда позже. Нарушения речи делятся на 3 уровня: ОНР I уровня, ОНР II уровня, ОНР III уровня. Нарушения звукопроизношения присутствуют на всех уровнях OHP. Для всех детей этой категории характерна недостаточная речевая активность, и с возрастом эта активность снижается, если ребенок не занимается. Если ОНР первично, дети более критично относятся к патологии, чем к вторичному проявлению.

Речевая коммуникация у детей с общим недоразвитием речи затруднена. Эти дети пассивны и молчаливы, и они почти не обращаются за помощью к педагогу или сверстникам, чтобы избежать общения. К сожалению, развитию навыков общения у дошкольников уделяется недостаточное внимание. Но именно развитие навыков общения ребенка гарантирует ему успешную социализацию в дошкольном учреждении. По предположению Т. Б. Филичевой, в устном общении дети с общим недоразвитием речи стараются избегать трудных для них слов и выражений. И тогда несовершенство речи становится явным. Но если поместить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать определенные слова и грамматические категории, пробелы в общении станут очевидными. В редких случаях инициаторами общения выступают дети, они редко задают вопросы взрослым, а игровые ситуации не сопровождаются рассказом. В отличие от нормально развивающихся сверстников, дошкольники с ОНР используют подробный фразовый язык, но с большим трудом формируют предложения самостоятельно. С. Л. Белых и И. А. Гришанов отметили, что дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в общении: объективные (простое проявление речевых дефектов) и субъективные (чувство неполноценности). Они указывают на черты личности таких детей: неуверенность в своих действиях, боязнь самовыражения, чувство неполноценности, депрессия, низкая стрессоустойчивость.

 Например, алалия характеризуется нарушением всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Типичные проявления алалии — нарушения словесного поиска, трудности «выбора» фонем и определения их порядка, нарушения структуры слогов слов. Многие дети с алалией страдают разнообразными неязыковыми расстройствами: неврологическими и психопатологическими. Степень нарушения речи у разных детей может быть разной и проявляться в диапазоне от полного отсутствия выразительной речи до небольших отклонений в функционировании языковых подсистем. Недостаточная сформированность структурных компонентов языка: фонетической, лексической, грамматической, неумение свободно и связно выражать мысль приводит к снижению потребности в общении, создаются трудности в установлении контакта. Невозможность ориентироваться в коммуникативной ситуации, неумение вести разговор, внимательно слушать речь других людей, недостаточное формирование связной диалогической речи, как основного средства общения для дошкольников, снижение коммуникативной активности детей и межличностное взаимодействие .

У дошкольников с ОНР наблюдается не только отсутствие сформированности вербальных средств общения, что связано с основным дефектом. Онтогенез невербального общения оказывается нарушенным. У дошкольников также есть языковые трудности, которые выражаются по- разному: примитивный, скудный словарный запас, аграмматизмы. В общении дети используют простые предложения, а их ответы короткие и однообразные.

Учитывая особенности общения дошкольников с ОНР со сверстниками, можно сделать вывод о взаимозависимости речевых и коммуникативных навыков. Особенности речевого развития детей: явно затрудняют реализацию полноценного общения, что выражается в снижении коммуникативности, в характеристиках поведения. Дошкольники не заинтересованы в контакте, не знают, как ориентироваться в ситуациях общения, и часто выражают негативизм по отношению к своим партнерам по игре. Проблемы с речью и общением не позволяют устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками.

В целом коммуникативные навыки детей с патологией речи существенно ограничены и намного ниже нормы по всем параметрам. Большинство этих детей очень взволнованы, и это мешает им занять себя каким-либо делом. Как следствие, это приводит к недостаточному развитию у них навыков совместных действий, коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и плохой ориентации на сверстников в процессе совместной деятельности. Процесс общения детей с ОНР существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Эти дети недостаточно критичны к себе, у них переоцененная оценка своих действий. Дети со слаборазвитой речью отрицательно или безразлично относятся к педагогическим воздействиям. У большинства детей не развиты навыки коммуникативной культуры, отсутствует понятие уважительной дистанции между ребенком и взрослым в процессе общения. В связи с имеющимися характеристиками речевого поведения и взаимоотношений необходима специальная работа по корректировке и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности. Это позволит детям с нарушениями речи эффективно адаптироваться к условиям и потребностям общества в будущем. Нарушение коммуникативной функции приводит к снижению потребности в общении со взрослыми и сверстниками, недостаточной отработке форм общения (диалог и монолог), поведенческих особенностей (отсутствие интереса к общению, неумение ориентироваться в коммуникативной ситуации, негативность). Эти трудности с речью и общением отрицательно сказываются на ассимиляции и контакте со сверстниками во время игры, а также на коммуникативном процессе в целом. Последовательность произнесенных слов и полнота грамматической формы произнесения являются важным условием детского общения. Старшие дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут завязать интересную игру или содержательно общаться. Им скучно друг с другом, им приходится играть отдельно, потому что им нечего сказать. В современном обществе детей практически не учат навыкам общения со сверстниками. Общение между детьми часто происходит спонтанно. Дети не всегда понимают, как правильно вести себя в той или иной ситуации в общении со сверстником, в результате чего они могут начать плакать или проявлять агрессию, раздражительность, тревогу. В таких ситуациях становится ясно, что, скорее всего, ребенку не объяснили, как правильно себя вести, что необходимо учитывать не только собственные интересы и желания, но и особенности другого ребенка, чтобы иметь возможность вести с ним переговоры, вести совместные дела. Таким образом, для дошкольников с общим недоразвитием речи предпочтительным видом коммуникативной деятельности является повседневное общение, которое противопоставляется совместной игровой деятельности и фокусируется на отношении к сверстнику с помощью моральных норм поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

«Формирование навыков общения у детей с общим недоразвитием речи"

В отечественной психологии общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленн...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в цело...

Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи....

«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...