Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Попова Анна Семеновна

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

         В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между  значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

         Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе подобранных упражнений.

         Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.

 

              Формирование словообразования существительных

    Образование уменьшительно – ласкательных существительных

а) без изменения звуковой структуры корня  производного слова:

дом – домик                                    куст – кустик

хвост – хвостик                               лист – листик

 

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз – тазик                                       гвоздь – гвоздик

сад – садик                                               лоб – лобик

забор – заборчик                                     костюм – костюмчик

 

         Образование существительных с помощью суффикса – ниц – со  значением вместилища (посуды)

Суп – супница                                соус – соусница

Хлеб – хлебница                             чернила – чернильница

 

         Образование существительных с помощью суффикса – инк –

Бусы – бусинка                   дождь – дождинка

Солома – соломинка                   роса – росинка

 

         Образование названий детенышей животных и птиц

Гусь – гусенок – гусята                  слон – слоненок – слонята

Кот – котенок – котята                            ворона – вороненок – воронята

 

         Словообразование с чередованием звуков в корне слова:

Волк – волчонок – волчата           индюк – индюшонок – индюшата

 

         Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

Овца – ягненок – ягнята                 свинья – поросенок – поросята

      

       Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

Барабанщик                          кладовщик                   часовщик

Угольщик                              танцовщик                    сварщик

Стекольщик                           дрессировщик              носильщик

 

ПРИМЕРНЫЕ  ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.     Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

     В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно – ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик,  вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

2.     Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

- Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много). Лисенок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята).

А теперь поиграем с мячом. Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают обратно логопеду.

3.     Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?

         Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, ёж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.

       - А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок).

     4. Изменить слово по аналогии.

а) виноград – виноградина                     горох  - …

свинья - …                                                жемчуг – …

баран - …                                                 картофель –…

теленок - …                                              лед – …

б) бусы – бусинка                                    пыль - …

    5. Назвать профессии (по картинкам).

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

- Кто носит багаж? (Носильщик)

- Кто сваривает трубы? (Сварщик)

- Кто вставляет стекло? (Стекольщик)

- Кто работает на кране? (Крановщик)

- Кто укладывает камни? (Каменщик)

- Кто точит ножи? (Точильщик).

                      Формирование словообразования глаголов

 

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ

 

1.     Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Мыла – вымыла                             вешает – повесила

Умывается – умылся                      стирает – постирала

Рисует – нарисовал                        ловит – поймал

Убирает – убрал                             красит – покрасил

Догоняет – догнал                          строит – построил

2.     Добавить слово, обозначающее действие, картинкам:

В клетку… (влетает)                       из клетки…(вылетает)

Через дорогу… (переходит)

 

                   Формирование словообразования прилагательных

         С учетом семантики, частности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.

                   Образование притяжательных прилагательных

         Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый, коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

                   Образование качественных прилагательных

         Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный, смешной, скучный, мрачный.

                   Образование относительных прилагательных

         Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1.     Игра «Чьи хвосты?»

Хвост собаки – собачий                 хвост кошки – кошачий

2.     Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части.

3.     «Правильно назови листья»

Лист дуба – дубовый лист             лист осины - …

Лист березы - …                             лист клена - …

Лист липы - …                                лист яблони - …

Лист рябины - …                                     лист смородины - …

Шишка сосны - …                          шишка ели - …

Сережка ольхи - …

 

4.     Игра в лото «Что из чего сделано?»

Стакан из стекла – стеклянный

Сковорода из чугуна – чугунная

Ложка из дерева – деревянная

 

                            Работа над родственными словами

         Работа над родственными словами способствует уточнению значения слов, нормированию процесса словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слов.

1.     Найти  «лишнее»  слово.

Горе, горный, горевать                                    боль, большой, больница

2.     Назвать общуючасть слов – «родственников»

Зимушка, зимовать, зимний

3.     Объясните, почему так называется.

Рыболов ( рыбу ловит)

4.     Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит – снегоочиститель 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

                       МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

                 ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

      У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

        Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

        В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между  значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

        Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе подобранных упражнений.

        Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.

              Формирование словообразования существительных

    Образование уменьшительно – ласкательных существительных

а) без изменения звуковой структуры корня  производного слова:

дом – домик                                куст – кустик

хвост – хвостик                                лист – листик

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз – тазик                                        гвоздь – гвоздик

сад – садик                                        лоб – лобик

забор – заборчик                                костюм – костюмчик

         Образование существительных с помощью суффикса – ниц – со  значением вместилища (посуды)

Суп – супница                                соус – соусница

Хлеб – хлебница                                чернила – чернильница

         Образование существительных с помощью суффикса – инк –

Бусы – бусинка                        дождь – дождинка

Солома – соломинка                        роса – росинка

         Образование названий детенышей животных и птиц

Гусь – гусенок – гусята                 слон – слоненок – слонята

Кот – котенок – котята                        ворона – вороненок – воронята

         Словообразование с чередованием звуков в корне слова:

Волк – волчонок – волчата                индюк – индюшонок – индюшата

         Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

Овца – ягненок – ягнята                свинья – поросенок – поросята

       

       Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

Барабанщик                        кладовщик                        часовщик

Угольщик                                танцовщик                        сварщик

Стекольщик                        дрессировщик                носильщик

ПРИМЕРНЫЕ  ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

  1. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

        В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно – ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик,  вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

  1. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

- Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много). Лисенок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята).

А теперь поиграем с мячом. Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают обратно логопеду.

  1. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?

         Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, ёж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.

       - А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок).

     4. Изменить слово по аналогии.

а) виноград – виноградина                        горох  - …

свинья - …                                                жемчуг – …

баран - …                                                картофель –…

теленок - …                                        лед – …

б) бусы – бусинка                                пыль - …

    5. Назвать профессии (по картинкам).

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

- Кто носит багаж? (Носильщик)

- Кто сваривает трубы? (Сварщик)

- Кто вставляет стекло? (Стекольщик)

- Кто работает на кране? (Крановщик)

- Кто укладывает камни? (Каменщик)

- Кто точит ножи? (Точильщик).

                      Формирование словообразования глаголов

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ

  1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Мыла – вымыла                                вешает – повесила

Умывается – умылся                        стирает – постирала

Рисует – нарисовал                        ловит – поймал

Убирает – убрал                                красит – покрасил

Догоняет – догнал                        строит – построил

  1. Добавить слово, обозначающее действие, картинкам:

В клетку… (влетает)                        из клетки…(вылетает)

Через дорогу… (переходит)

                Формирование словообразования прилагательных

        С учетом семантики, частности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.

                Образование притяжательных прилагательных

        Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый, коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

                Образование качественных прилагательных

        Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный, смешной, скучный, мрачный.

                Образование относительных прилагательных

        Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

  1. Игра «Чьи хвосты?»

Хвост собаки – собачий                хвост кошки – кошачий

  1. Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части.

  1. «Правильно назови листья»

Лист дуба – дубовый лист                лист осины - …

Лист березы - …                                лист клена - …

Лист липы - …                                лист яблони - …

Лист рябины - …                                лист смородины - …

Шишка сосны - …                        шишка ели - …

Сережка ольхи - …

  1. Игра в лото «Что из чего сделано?»

Стакан из стекла – стеклянный

Сковорода из чугуна – чугунная

Ложка из дерева – деревянная

                        Работа над родственными словами

        Работа над родственными словами способствует уточнению значения слов, нормированию процесса словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слов.

  1. Найти  «лишнее»  слово.

Горе, горный, горевать                                боль, большой, больница

  1. Назвать общуючасть слов – «родственников»

Зимушка, зимовать, зимний

  1. Объясните, почему так называется.

Рыболов ( рыбу ловит)

  1. Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит – снегоочиститель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Закрепление  упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...

Мастер-класс: "Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ОНР."

Данный мастер-класс, представленный в виде презентации, знакомит учителей-логопедов с методами формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Подобран речевой материал для закрепления...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в цело...