ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ.
статья (старшая группа) по теме

Захарова Марина Семёновна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_progulka.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ.

Захарова М.С.

ГБДОУ детский сад №30

 Адмиралтейского района

Санкт-Петербург

Общее недоразвитие речи — это нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом (Левина Р.Е; 1968).

Дети с нарушением речи  соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому одним из важных элементов образовательного процесса компенсирующего дошкольного учреждения является прогулка.   Во - первых, пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития ребёнка. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.  Во-вторых, прогулка способствует умственному и речевому воспитанию. Во время пребывания на участке дети получают много новых знаний об окружающем мире: из наблюдений узнают об особенностях сезонных изменениях в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость и т.д; расширяют свой словарный запас.

Так как основой планирования коррекционной работы в логопедической группе в соответствии с требованиями Программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала (Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между логопедом и воспитателями, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы), важно, проводить наряду с традиционной, сложившейся  годами структурой прогулок с детьми, тематические прогулки, которые являлись бы продолжением темы дня в образовательном процессе. Желательно, чтобы такие прогулки проводились  не реже трёх раз в неделю. На тематических прогулках обязательно должны проводиться игры на развитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи,  общей и мелкой моторики. Такие игры можно взять, как из специальных пособий, например, «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3 – 7 лет» Л.О. Улановой, С.О. Иордан,  так и придумать самостоятельно. Так нами был придуман ряд игр на развитие лексико-грамматического строя речи, в основу которых легли игры   Е.Г Батуриной и Т.Н. Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.С.Фурминой.

«Мяч через сетку»

Цель:  актуализировать словарь по теме «Дикие и домашние животные», совершенствовать умение образовывать названия детёнышей диких и домашних животных, совершенствовать умение бросать и ловить мяч.

Ход игры. Дети делятся на две команды по обе стороны сетки на расстоянии 1,5 метров. Они перебрасывают мяч друг другу,  и при этом одна команда называет домашних или диких животных, а другая –  их детёнышей. Выигрывает та команда, которая меньше всего допустила ошибок, и чей мяч меньше падал на землю.

«Мяч вдогонку»

Цель: актуализировать словарь по теме «Посуда».

Ход игры. Дети становятся по кругу. Воспитатель даёт  двум детям, стоящим в разных местах, по мячу и говорит: «Мяч вдогонку». Дети начинают одновременно передавать мяч друг другу по кругу и называть предметы  посуды. Если один мяч догонит  другой, то есть оба мяча окажутся в руках одного ребёнка, то он на время выходит из игры.  Воспитатель следит за тем, чтобы дети передавали мячи быстро, не пропускали игроков и не забывали называть предмет посуды.

Примечание. Так же в этой игре могут закрепляться другие лексические темы.

«Весёлый мяч»

Цель: совершенствовать  лексико-грамматический строй речи.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель выходит в серединку круга с мячом, бросает мяч ребёнку и даёт необходимую инструкцию.

        Инструкции могут быть следующими:

         1. «Назови ласково» (например, помидор – помидорчик и т.д.)

         2.  «Назови наоборот» (например, добрый – злой и т.д.)

         3.  «Назови много предметов» (например, одна  книга – много книг и  т.д.)

        4. «Скажи, какой сок/варенье?» (Например, сок из яблок – яблочный, варенье из малины – малиновое и т.д.)

        5. «Скажи, чей хвост?» (например, хвост лисы – лисий и т.д.)

         «Собери урожай»

        Цель: закрепить умение дифференцировать овощи и фрукты; совершенствовать умение согласовывать существительное с прилагательными и числительными; совершенствовать устный счёт в пределах 10.

        Ход игры. Дети делятся на две команды. Каждой команде выдаётся корзина. Воспитатель разбрасывает муляжи овощей и фруктов на небольшой территории участка. Задача детей – «собрать урожай»: одна команда собирает овощи, другая – фрукты. После «сбора урожая» каждая команда по очереди называют овощи и фрукты, которые они собрали, их цвет и форму. Затем воспитатель  просит команды посчитать количество конкретных овощей/фруктов в корзине. Дети считают: «Одна морковка, две морковки, три морковки и т.д.». После этого командами подсчитывается общее количество овощей и фруктов в корзинах.  Выигрывает та команда, которая больше по количеству собрала нужных муляжей.

        «Классики»

        Цель: совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными.

        Ход игры: на земле чертятся обычные классы из 6-8 клеток в 2 ряда по 3-4 клетки, у последней клетки рисуется полукруг «огонь». Каждому ребёнку выдается воспитателем фишка с изображением какого-либо предмета. (Фишка изготавливается из баночки  из-под гуталина. Баночку наполняют песком, а на крышку приклеивают изображение необходимого предмета). Ребёнок бросает фишку в первую клетку,  затем прыгает в неё на одной ноге и называет предмет, изображённый у него на фишке, например: «Один огурец». Затем ребёнок должен остановиться, взять фишку  и допрыгать до конца, называя соответствующее количество предметов: два огурца, три огурца и так далее. Дети играют в классы по очереди. Если ребёнку не удалось попасть камешком в нужную клетку или во время прыжков он наступит ногой на линию «огня», то он должен начать игру сначала – бросить камешек, начиная с первой клетки. Каждый тур дети меняются друг с другом фишками. Игра заканчивается тогда, когда кто-либо из детей попадёт камешком во все клетки удачно.

        «Кольцеброс»

        Первый вариант игры.

        Цель:  актуализировать словарь по теме «Домашние и дикие животные» и совершенствовать умение  бросания и попадания в цель.

         Ход игры. Дети делятся на две команды, каждой команде даются кольца. Задача детей –  по очереди  бросать кольца,  называя  при этом  животных.

Одна команда называет диких животных, другая – домашних. Выигрывает та команда, которая больше забросит колец и назовет животных.

        Второй вариант игры.

        Цель: актуализировать словарь по теме «Одежда и обувь», совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными.

        Ход игры. Дети делятся на две команды и по очереди бросают кольца.

 Участники одной команды называют   одежду и её цвет в соответствии с цветом кольца, которое собираются бросить (например, красная юбка),

участники другой команды - обувь и её  цвет (например,  красные сапоги).

         «Снежные круги»

      Цель:  совершенствовать умение  метания и попадания в цель, совершенствовать  лексико-грамматический строй речи.

      Ход игры. Дети делятся на две разные группы по 4-5 человек в каждой. На двух фанерных листах, прикреплённых к забору, чертятся круги – мишени диаметром 50 – 60 см.  На расстоянии 3 м от мишеней проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 5 снежков.

        Далее ход игры может развиваться по четырём направлениям:

        1. По сигналу воспитателя каждая группа по очереди бросает снежки, при этом называет птиц: одна команда – зимних, другая – перелётных, - стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Выигрывает та команда, которая раньше закроет площадь круга снежками.

        2. По сигналу воспитателя каждая группа по очереди бросает снежки и называет при этом родственные слова. Например, одна команда подбирает родственные слова к слову «зима», вторая – к слову «снег».

        3. Фанера разделена на три сектора, каждый из которых пронумерован: первый сектор – 1, второй сектор – 3, третий сектор – 5 (нумерация секторов может меняться).

        По заданию воспитателя ребёнок бросает снежок в фанеру и называет

количество предметов, названных воспитателем, в соответствии с цифрой на фанере. Например, воспитатель говорит ребёнку слово «снегирь», ребёнок бросает в фанеру, попадает в сектор под номером «3» и озвучивает: «Три снегиря».

        4. Дети бросают снежки и называют определения к слову, заданному воспитателем (например, снежинка (какая?)  - красивая, белая и т.д.). Слова, к которым подбираются определения, берутся в соответствии с лексической темой.

        Такие игры позволят  улучшить речь детей и интересно провести время на прогулке.

        

Список использованной литературы:

        1.Игры и развлечения детей на свежем воздухе / Т.И.Осокина , Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина.—2-е изд., дораб.—М.:Просвещение, 1983.—224с.

        2.Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». Сост. Е.Г.Батурина. Изд.3-е, перераб. И доп.М., «Просвещение»,  1974.—128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Игра на развитие лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста « Раздели на группы».

Игра  на развитие лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста « Раздели на группы»....

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»...

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...