КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Структура коррекционных логопедических занятий по развитию лексико-грамматических навыков и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_gramatika_i_svyaznaya.docx | 69.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧКСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
(общее недоразвитие речи)
Разработала:
учитель-логопед: Саликова Т.В.
Кашира, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
I | Пояснительная записка | 3 |
II | Задачи коррекционной работы по формированию | 3 |
III | Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. | 6 |
IV | Структура коррекционных логопедических занятий по развитию лексико-грамматических навыков и связной речи. | 7 |
V | Практическое применение приемов и методов коррекции развития связной речи и лексико-грамматических навыков | 10 |
VI | Динамика технологии коррекции развития связной речи и лексико-грамматических навыков | 11 |
VII | Список литературы | 11 |
Приложения |
I.Пояснительная записка.
Речь играет огромную роль в развитии мышления и психологической деятельности ребенка в целом. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере овладения речью.
Старшие дошкольники с ОНР испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи и в развитии лексико-грамматических компонентов речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы.
Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина и др.
В рамках развития связной речи у детей с ОНР, недостаточно сформирована произносительная и смысловая сторона речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
У детей старшего дошкольного возраста речь в норме должна быть правильной, связной, грамматически правильно оформленной. Поэтому данная технология ориентирована на развитие связной речи и лексико-грамматического строя речи.
II. Задачи коррекционной работы по формированию
лексико-грамматических представлений и связной речи
1.Формирование навыка общения - как основного источника развития языка.
- Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением : понимать обобщающие слова; понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению; понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения; понимать количественные числительные.
- Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам: дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода; понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах; понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; понимать формы единственного и множественного числа глаголов:
прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов. - Учить понимать простые предложения и короткие тексты.
2. Формирование понятия слова - как основного источника общения.
- Совершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем: развивать способность общаться со взрослыми; расширять представления о предметах ближайшего окружения; развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).
- Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения: продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном; активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
- продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
- Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
- развивать умения составлять предложения из нескольких слов по
вопросам, демонстрации действия, картинке; - развивать умения дополнять предложения недостающими
словами
3. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения - словесные, мимические и пантомимические.
- Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом: расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности; развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия; расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами; развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам; расширять активный словарь относительными прилагательными; развивать умения использовать в речи слова - синонимами,
антонимами; расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и
порядковых числительных. - Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования: развивать умения образовывать однокоренные слова; расширять практическое усвоение в речи использования
существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками; развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми
существительными; развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные; совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже. - Учить строить предложения разной структуры: развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами; совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами.
4. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.
- Закрепить понятие слово и умение оперировать им: активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем; расширять эмоционально-оценочную лексику детей; совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
- Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, продолжать упражнять в согласовании слов в предложении.
- Учить употреблять в речи сложные предложения: совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине); совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины; совершенствовать навыки анализа предложений с предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
III. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи.
В своей коррекционной работе по развитию лексико-грамматических навыков и связной речи, я выделяю три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Т.е., свою работу строю на принципе от «простого» к «сложному».
Подготовительный этап. Работа над развитием лексики проводится по следующим направлениям:
- расширение объёма словаря
- уточнение значений слов
- формирование семантической структуры слова
- организация семантических полей
- активизация словаря
- знакомство с основными условными обозначениями для составления описания или рассказа
Основной этап. Этот этап самый продолжительный по времени реализации и включает в себя несколько направлений:
1.Работа над словообразованием:
- Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-. Глаголы. Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов. Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
- Существительные. Образование: уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами - оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-; существительных с суффиксом -ниц- (сахарница), существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина). Глаголы: Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-; Глаголы пространственного значения с приставкой при-. Прилагательные: притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-; качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
- Существительные. Образование профессий. Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-. Прилагательные: притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); относительных прилагательных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-; качественных прилагательных с суффиксоми -оват-, -еньк.
2.Работа над словоизменением:
- формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм: Существительные: дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; отработка беспредложных конструкций единственного числа. Глаголы: согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
- Существительные: понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа; закрепление беспредложных форм множественного числа. Глаголы: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени; согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде. Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
- Существительные: употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежных множественного числа. Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
3.Работа над связной речью:
- Формирование словообразования и словоизменения в словосочетаниях, предложениях
- Формирование умения составлять грамматически правильно оформленные рассказы-описания предметов по рисуночному плану.
- Формирование умения составлять грамматически правильно оформленные пересказы небольших текстов с опорой на серию из трех сюжетных картин, расположенных с нарушением порядка.
- Формирование умения составлять грамматически правильно строить самостоятельное высказывание или рассказ без опоры на сюжетные картины и рисуночный план. Активизировать полученные навыки.
Заключительный этап. Он направлен на активизацию, актуализацию и обобщение приобретенных навыков по формированию лексико-грамматических навыков и связной речи.
IV.Структура коррекционных логопедических занятий по развитию лексико-грамматических навыков и связной речи.
Проблема коррекции речи, воспитания и обучения детей с ОНР в дошкольном учреждении решается комплексно, совместными усилиями педагогов, логопеда, специалистов и родителей.
Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия. Логопедические занятия строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики.
Логопедическая работа со старшими дошкольниками предполагает проведение подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий.
В предлагаемой ниже сетке занятий представлено планирование логопедических занятий на неделю.
Старшая группа
День недели | Фронтальные занятия | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия |
Понедельник | Развитие речи | Закрепление , коррекция звукопроизношения | |
Вторник | Обучение грамоте | развитие лексико-грамматических навыков (1 подгруппа) | Закрепление , коррекция звукопроизношения |
развитие лексико-грамматических навыков (2 подгруппа) | |||
Среда | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Закрепление , коррекция звукопроизношения |
Четверг | Развитие речи | Закрепление , коррекция звукопроизношения | |
Пятница | Развитие связной речи ( 1 подгруппа) | Закрепление , коррекция звукопроизношения | |
Развитие связной речи ( 1 подгруппа) |
Подготовительная группа
День недели | Фронтальные занятия | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия |
Понедельник | Обучение грамоте | Развитие связной речи ( 1 подгруппа) | Закрепление , коррекция звукопроизношения |
Развитие связной речи ( 2 подгруппа) | |||
Вторник | Обучение грамоте | развитие лексико-грамматических навыков (1 подгруппа) | Закрепление , коррекция звукопроизношения |
развитие лексико-грамматических навыков (2 подгруппа) | |||
Среда | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Закрепление , коррекция звукопроизношения |
Четверг | Обучение грамоте | Развитие связной речи ( 1 подгруппа) | Закрепление , коррекция звукопроизношения |
Развитие связной речи ( 2 подгруппа) | |||
Пятница | Развитие речи | развитие лексико-грамматических навыков (1 подгруппа) | Закрепление , коррекция звукопроизношения |
развитие лексико-грамматических навыков (2 подгруппа) |
Таким образом, на протяжении всего учебного года я провожу :
- Старшая группа – 3 фронтальных занятия ( 2 по развитию речи и 1 по обучению грамоте, 2 подгрупповых занятия по развитию лексики (активного и пассивного словаря), грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи, ежедневные занятия по коррекции звукопроизношения.
- Подготовительная группа – 4 фронтальных занятия ( 1 по развитию речи и 3 по обучению грамоте, 4 подгрупповых занятия по развитию лексики (активного и пассивного словаря), грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи, ежедневные занятия по коррекции звукопроизношения.
Вся работа по развитию связной речи и лексико-грамматических навыков проводится на основе тематического планирования, представленного в рабочей программе.
Фронтальные и подгрупповые занятия в старшей группе проводятся с использованием рабочих тетрадей. На занятиях широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картины, опорные картинные и рисуночные планы, схематические рисунки, сюрпризные моменты.
Структура занятий включает следующие части:
- Упражнения биоэнергопластики – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений рук.
- Речевая разминка – речевые игры с мячом, которые направлены на уточнение, активизацию словарного запаса и повторение различных грамматических и речевых конструкций. («Посчитай-ка», «Один-много», «Большой-маленький»)
- Основная часть занятия:
- Введение в тему занятия
- Знакомство с новым материалом
- Анализ
- Физминутка
- Составление грамматически правильного рассказа, описания или пересказа
- Подведение итогов – вспомнить о чем говорили, что нового узнали .
Таким образом, такая последовательная, структурированная коррекционная работа является наиболее эффективной в развитии связной речи и лексико-грамматических структур.
V. Практическое применение приемов и методов коррекции развития связной речи и лексико-грамматических навыков
В своей работе я применяю следующие методы и приемы:
Методы:
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- словесные упражнения;
- рассматривание картин;
- пересказ коротких рассказов и сказок.
Приёмы:
- образец (является основным приёмом на занятиях);
- объяснение;
- сравнение двух форм;
- повторение;
- создание проблемной ситуации;
- подсказ нужной формы;
- вопросы подсказывающего и оценочного характера.
На первых этапах речевого развития перед ребенком прежде всего ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). Следующая задача – использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно – самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми, например, форму фишками (играю фишками), хотя взрослый впервые употребил это слово в именительном падеже единственного числа – фишка. И совсем иная, еще более трудная задача – оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя так сказать.
Ребенок всегда видит, осознает игровую, познавательную или практическую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы («Чего не стало?», «Что изменилось?»), обнаружить спрятанный предмет («Прятки»), узнать игрушку по описанию («Чудесный мешочек»), быстро отыскать среди картинок ту, которую назвал воспитатель («Лото»), сделать покупку («Магазин посуды») и т. д. Однако просто многократное повторение той или иной грамматической формы не гарантирует еще, что и в дальнейшем ребенок будет говорить правильно. Легко, быстро и прочно запоминается то, что было включено в игровую или практическую деятельность как необходимое условие ее успешности.
Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.
Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении), «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Скажи наоборот» (образование антонимов), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.
Для развития лексико-грамматических навыков разработаны игровые упражнения:
- Развитие ассоциаций. Логопед называет слова - дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному: слова- предметы, слова-действия, слова-наречия.
- Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д.
- Найди лишний предмет
- Назови лишнее слово
- Назови одним словом
- Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ
- Назови части
- Объясни, что общего у предметов
- Скажи наоборот
- На что похоже
- Закончи предложение
- Кто что умеет делать
- Составление загадок - описания по определённому плану
При коррекции развития связной речи очень эффективны упражнения:
- Определять и называть предметы и их характерные признаки с опорой на условные обозначения
- Сравнивать предметы и составлять простые и сложные предложения по опорным картинкам
- Составлять линейные пересказы текстов по трем опорным картинкам
- Правильно «читать», отгадывать и самостоятельно составлять загадки о различных предметах по опорным карточкам
- Составлять пересказы небольших текстов с опорой на серию из трех сюжетных картин, расположенных с нарушением порядка.
- Составлять рассказы-описания предметов по последовательному рисуночному плану.
VI. Динамика технологии коррекции развития связной речи и лексико-грамматических навыков
Полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной речи и лексико-грамматической речи возможно лишь в условиях специального организованного целенаправленного обучения. Формирование речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений. Поэтому проведение последовательных и структурированных фронтальных и подгрупповых занятий способствует эффективной коррекции речевых нарушений.
Динамика данной технологии представлена в приложении.
VII.Список литературы:
1. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. – 2007 – №6.
2. Беседы у логопеда. Методическое пособие. – Краснодар: «Эврика», 2008
3. Волосовец Т.В Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Институт общегуманитарных исследований В. Секачева. М.: 2004
4. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. – М.: 2005.
5. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2005.
6. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 1981.
7. Ефименкова Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. – М.: 1991.
8. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: 1973.
9. Илюхина Ю.В Практические советы для педагогов дошкольных образовательных учреждений // Как за пять шагов составить свое портфолио?. – Краснодар.: 2011
10. Козлова С. А. Куликва Т. А. Дошкольная педагогика. М.: 2000
11.Коррекция и психологическое развития детей 4–7 лет: планирование, конспекты занятий / Под ред. Лосева П.А.М.: 2005.
12.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития. М.: 2004.
13.Логопедия / Под ред. Волковой Л.С.М.: 2004
14.Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М.: 2003.
15.Мещерякова Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед. – 2004 – №6
16.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д., 2001.
17.Семенака С. И Методические рекомендации по научно – исследовательской работе. - ЛГПК.: 2000
18.Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. // Логопед – 2005 – №2
19.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – М.: 2004.
20.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов. – М.: 1991.
21.Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: 2003.
22.Арбекова Н.Е. развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. – М.: 2021
23.Арбекова Н.Е. развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. – М.: 2021
Приложение 1
Динамика использования данной технологии
2021-2022 уч.год
При проведении данных пробы оценивание происходило по 3 критериям:
Высокий уровень – (3 балла) – навыки и умения сформированы полностью
Средний уровень – (2 балла) – навыки и умения сформированы частично
Низкий уровень – (1 балл) – навыки и умения не сформированы
Начало года
№ | Фамилия, имя ребенка | Связная речь | Лексико-грамматические навыки |
1 | Прудников Илья | 2 | 2 |
2 | Михеев Коля | 2 | 2 |
3 | Мирзоян Арам | 1 | 1 |
4 | Егоршина Маша | 1 | 1 |
5 | Малинкова Анна | 1 | 1 |
6 | Седень Богдан | 1 | 1 |
7 | Айбадулин Максим | 1 | 1 |
8 | Ковалева Ксения | 2 | 1 |
9 | Юдин Артем | 1 | 1 |
Конец года
№ | Фамилия, имя ребенка | Связная речь | Лексико-грамматические навыки |
1 | Прудников Илья | 3 | 3 |
2 | Михеев Коля | 3 | 3 |
3 | Мирзоян Арам | 2 | 2 |
4 | Егоршина Маша | 3 | 2 |
5 | Малинкова Анна | 3 | 3 |
6 | Седень Богдан | 3 | 2 |
7 | Айбадулин Максим | 3 | 3 |
8 | Ковалева Ксения | 3 | 3 |
9 | Юдин Артем | 2 | 2 |
Начало года
Связная речь | Лексико-грамматические навыки |
Конец года
Связная речь | Лексико-грамматические навыки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»
В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...
Сценарий организованно-образовательной интегрированной деятельности по развитию связной речи, с элементами игрового стретчинга, для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел».
laquo;Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел» Лексическая тема: «Насекомые».Цель: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством пересказа авторского рассказа ...
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...
Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»
Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прила...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"
Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степен...
"Развитие связной речи через театрально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста"
Все дошкольное детство ребенок играет и качество игр зависит от взрослых, находящихся рядом. Театр в детском саду открывает широкие возможности даже тем, кто не говорит....