Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Теребова Елена Викторовна
Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»

Цель: активизировать и уточнять словарь по лексической теме “Посуда”

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  1. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже);
  2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  3. Совершенствовать навыки анализа предложения;
  4. Автоматизировать поставленные звуки в речи детей;
  5. Развивать интонационную выразительность;
  6. Профилактика дисграфии;
  7. Закрепить навыки подготовки к обучению грамоте;

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание;
  2. Развивать фонематическое восприятие;
  3. Развивать мелкие движения пальцев рук у детей;
  4. Развивать общую моторику у детей.

Коррекционно-воспитательные

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия;
  2. Формировать навыки самостоятельности, инициативности.
  3. Формировать навыки бережного отношения к посуде;
  4. Развивать коммуникативную функцию речи у детей.

Оборудование

  1. Предметные картинки с изображением посуды;
  2. Компьютер;
  3. Стол, столик, плита;
  4. Предметы настоящей посуды (сковорода, кастрюля, чашка, блюдце, ложка столовая, чайник, вилка, тарелка, ложка чайная, миска);
  5. Карточки со схемами предложений;
  6. Буквы для составления слова ВИЛКА;
  7. “Гусеницы” для фонематического разбора слова;
  8. Мяч.

                                         Ход занятия

I Организационный момент, введение в тему

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, представляются. В это время вбегает плачущая Федора с криками.

Федора: - Ой, какое горе, какое горе!

Учитель-логопед: - Что случилось? Почему вы врываетесь к нам, кричите и

мешаете нам.

Федора: - Разве вы меня не узнали. Я же Федора.

Учитель-логопед: - Ребята, а вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?

Дети отвечают.

Учитель-логопед: - Почему же она плачет? Может она заболела?

Федора: - От меня убежала посуда, потому что я её не мыла и не любила её. Она убежала и возвращаться не хочет. Помогите мне пожалуйста, ребята. Я знаю, вы точно справитесь.

Учитель-логопед: - Что же делать? Как же бабушке помочь? Ребята, посмотрите, пришло электронное письмо! (дети смотрят на экран )

Учитель-логопед: - Федора, это письмо для тебя. Здесь какая-то загадка (читает учитель-логопед) :

Ты не сядешь за обед,

Если в доме меня нет. (Посуда)

Учитель-логопед: - Федора, письмо от сбежавшей посуды. Ребята, посмотрите, что написано в письме. Дети смотрят на экран, Учитель-логопед читает. (“Я вернусь к Федоре, если она выполнит задания”.)

Учитель-логопед: - Поможем Федоре?

Федора: - Помогите, ребята, пожалуйста!

II Развитие словарного запаса, грамматического строя речи.

Учитель-логопед читает задание.

Задание №1: “Поставьте посуду” (столовую посуду поставьте на стол большой, чайную посуду поставьте на маленький столик, а кухонную посуду - на плиту).

Посуда: сковорода, чашка, кастрюля, блюдце, ложка, чайник, вилка, тарелка глубокая и мелкая, ковш, чайная ложка.

Учитель-логопед: - Ребята, я знаю, что сковорода – железная, а какой чайник? и т.д. Назовите, какая это посуда.

Федора: - Ребята, оказывается, сколько много разной посуды бывает!

А вы мне, может быть, еще и назовете, для чего она нужна? Вставайте все в круг и отвечайте на мои вопросы. Совсем я ничего не понимаю что-то! (Игра “Для чего нужна посуда” - Федора бросает каждому мяч и задает вопрос)

Ложка – чтобы есть суп

Нож – …

Поварешка - …

Блюдце - …

Сковорода - …

Кастрюля - …

Терка - …

Кофейник - …

Чашка - …

Чайник заварочный - …

III Развитие общей моторики

Учитель-логопед: - ребята, давайте отдохнем. Федора, потанцуешь с нами? Ребята тебя научат варить кашу!

(Дети танцуют под песню группы “Талисман”).

IV Развитие звуко-слогового анализа и синтеза

Задание №3: “Ответьте на вопросы и составьте слово из букв.”

На доске перепутаны буквы. Учитель-Учитель-логопед задает каждому вопрос.

Дети выполняют задание и подходят за своей буквой.

1. Назови первый звук в слове ВАРЕНЬЕ. ([В]) (ребенок называет звук и берет соответствующую букву).

2. Назови второй звук в слове ПИРОЖКИ. ([И])

3. Назови последний звук в слове БОКАЛ. ([Л])

4. Назови третий звук в слове МАКАРОНЫ. ([К])

5. Назови два одинаковых гласных звука в слове КАША. ([А])

Учитель-логопед: - Дети, составьте слово из этих букв. (дети выкладывают слово ВИЛКА на доске)

V Развитие фонематического синтеза, представлений.

Учитель-логопед читает задание на экране.

Задание№4: “Назовите названия посуды по первым звукам”.

Учитель-логопед: - Да, это очень сложное задание.

( ВИЛКА – волк, иглы , лук, кот, апельсин;

ЛОЖКА – лошадь, обруч, жук, корова, арбуз;

КОВШ – конфета, облако, волк, шапка;

ЧАШКА – часы, аист, шуба, кубики, арка;

МИСКА – муха, иглы, сок, карандаш, апельсин.

Учитель-логопед: - Возьмите картинку с ответом (дети выбирают свою картинку на столе).

VI Подведение итогов

Учитель-логопед: - Ну, что, Федора, ни одного задания больше не осталось! Всё выполнили. Посуда то к тебе вернулась (показывает на полки и на столы).

Федора: - Спасибо, милые ребята! Помощники , вы мои! Вернули мне посуду мою любимую. Буду я теперь за ней правильно ухаживать и любить её. А вам я за это пирожков испекла , угощайтесь. Спасибо! До свидания! (на экране

- рисунок счастливой Федоры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия на почтовое отделение"(с презентацией)

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Экскурсия на почтовое отделение". Основной целью этой  совместной деятельности является формиров...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста Заучивание стихотворения А. Павловой "Бабочка"

Конспект совместной образовательной области педагога и детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" Заучивание стихотворения А.Павловой "Бабочка"...

Рабочая программа логопеда в группе детей старше-подготовительного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи

Авторская разработка рабочей программы, реализующейся в рамках логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи...

Авторское тематическое планирование совместной образовательной деятельности по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-модельной деятельности

Авторское тематическое планированиесовместной образовательной деятельности  по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-мо...

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"

Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степен...