Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста Заучивание стихотворения А. Павловой "Бабочка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект совместной образовательной области педагога и детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" Заучивание стихотворения А.Павловой "Бабочка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №67

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. «Речевое развитие»

«Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»

Составила:

 Воспитатель I квалификационной категории

Полякова. И.П.

Г. Ангарск 2015 год

Проект совместной образовательной деятельности  педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. Речевое развитие

1.Обоснование проекта:

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед педагогами  стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. В своей работе я использую приёмы мнемотехники. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство). Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) Мнемотехника способствует развитию памяти: слуховой, зрительной, образной. Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе. С помощью мнемотехники дети учатся понимать символы, схемы. Поэзия это источник и средство обогащения речи детей.

2.При составлении проекта совместной деятельности детей с взрослым были заимствованы идеи следующих авторов:

  • Татьяны Александровны Ткаченко «Система коррекции  речи у детей 6 лет»
  • В.К. Воробьёвой «Сенсорно графические схемы»

3. Цель, задачи, предполагаемый результат:

Цель: Учить детей читать стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность.

Задачи:

Образовательная:

  • Учить, эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста.

 Развивающие:

  • Развивать зрительное внимание и восприятие
  • Развивать речевой слух, память.
  • Развивать умение выразительно читать стихотворение.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.
  • Воспитывать интерес к природе, через художественную  литературу.

Речевая: Обогащать словарь детей путём введения слов и словосочетаний: лютик, соседский мальчик, скуки зимней, в золото одета.

4. Предварительная работа:

  • Изготовление с детьми цветочной полянки
  • Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное» чтение произведений К.И Чуковского «Таракнище» «Муха Цокотуха», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
  •  Раскрашивание силуэтов насекомых.
    • Проведение дидактической игры «Что сначала, что потом»
  • Пазлы «Лунтик и компания»
  • Рассматривание игрушек насекомые.
  • Пальчиковая гимнастика: «Паучок» «Божья коровка» «Сороконожка»
  • Домашнее задание: Выучить дома загадку про насекомое, придумывание загадок о насекомых.

5. Мотивация: Игровая

 Приход бабочки красавицы (девочка из подготовительной группы)

6. Методологическое  и дидактическое обеспечение:

Костюм бабочки, весенняя полянка, оформленная на магнитной доске, красочная коробочка, муляжи насекомых  (стрекоза, божья коровка, бабочка, муравей, жук, паук) мнемотаблица для заучивания стихотворения А. Павловой «Бабочка », магнитофон, диск с записью вальс цветов, раскраски бабочка, фото бабочки.

7.Предпологаемый результат: Дети научатся читать стихотворение на наизусть, используя метод мнемотехники, передавать интонационную выразительность стихотворения.

Тема занятия: « Заучивание стихотворения Алёны Павловой с использованием мнемотаблицы.

«Бабочка»

Опираясь на тематическое планирование дошкольного образовательного учреждения и в рамках лексической темы: «Насекомые» данная форма совместной деятельности и тема позволяет осуществлять предшествующею работу с дошкольниками, целью которой является. Учить детей читать стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность.

Характеристика группы:  Дети шестого года жизни (старший  дошкольный возраст) В соответствии с индивидуальными особенностями детей данной группы подобранны методы и приёмы, позволяющие активизировать внимание и речь  детей, которые помогут эффективно решить поставленные задачи.

 

Структура

Задача, решаемая на данном этапе

Методы и приемы

Вид деятельности

Возможные проблемы; запасные варианты

Вводная часть

(3 мин.)

Вызвать эмоциональный отклик, интерес к деятельности

Беседа, отгадывание загадок пояснение, рассматривание насекомых.

Коммуникативная

При затруднении детей использовать наводящие вопросы, предложить свой вариант ответа

Основная часть

(10-12 мин.)

  1. Вводно - организационный момент.

(1 мин.)

  1. Актуализация.

(1мин.)

  1. Объяснение последовательности выполнения заучивания стихотворения.

(5 мин.)

  1. Динамическая пауза

 (1 мин.)

  1. Игра малой подвижности. «Цепочка»

1,5 мин.

Активизировать внимание детей

Беседа, пояснение, сюрпризный момент.

Коммуникативная

При появлении бабочки дети могут расшалиться. Можно провести пальчиковую игру «Цветок»

Организация направленного внимания. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых знаний, представлений.

Беседа, пояснение, проблемное изложение, частично поисковый  метод

Коммуникативно, игровая

Активизировать внимание детей.

объяснение.

Коммуникативная.

Некоторые дети могут отвлекаться от процесса заучивания. Попросить повторить стихотворение совместно.

Смена вида деятельность, предупреждение утомляемости.

Физминутка.

Игровая, двигательная

Во время игры некоторые дети могут отвлекаться. Попросить провести игру ребёнка. Который не активен

.Выяснить, кто из детей запомнил последовательность стихотворения.

Применение полученных знаний

Коммуникативная, игровая.

Если ребёнок затрудняется с ответом. Попросить товарищей помочь ему. Затем повторить самостоятельно.

Заключительный этап

(1,5мин.)

Формирование элементарных навыков самоконтроля. Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком  опыта

Беседа, обсуждение.

Коммуникативная

При получении фото бабочки дети могут отвлекаться (показывать фото друг другу, делиться впечатлениями) Включить Вальс Цветов (спокойная музыка) Что бы дети порхали как пчёлки.

Ход НОД

В группе на маломагнитной доске оформлена цветочная полянка.

Воспитатель: Ребята скажите, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас на улице весна.

Воспитатель: А, кто просыпается весной?

Ответы детей.

Воспитатель обращает внимание детей на красочную коробочку.

Воспитатель: У меня в этой коробочке тоже кто- то спит и дожидается весны.

А хотите узнать кто?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Ну, тогда отгадайте загадку.

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко. Это ...  
(Божья коровка)

После того как дети отгадали загадку, воспитатель достает из коробке насекомое на магните и прикрепляет на полянку.

Воспитатель: спрашивает детей. А знают ли они загадки про насекомых.

(Проверка домашнего задания детям надо было придумать загадку про насекомое или выучить) 2-3 ребёнка загадывают свои загадки.

После того как дети отгадывают загадку про бабочку. Под музыку вальс цветов появляется бабочка (девочка из подготовительной группы)

Бабочка: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуй бабочка

Бабочка:  В лугах и в полях мне приятно порхать,

А если устану – могу отдыхать.

Я крылышки пёстрые плотно сложу

И будто цветок на цветке посижу.

  Ребятки привыкли гоняться за мной.

Не раз я видала сачок их цветной.

Но я в тот сачок попадать не хочу:

Ко мне подкрадутся, а я улечу!

Воспитатель: Мы бабочка с ребятами не будем ловить тебя.

Оставайся с нами мы как раз сегодня будем знакомиться со стихотворением про бабочку.

Правда, ребята?

Ответы детей.

Дети проходят на стулья, которые расставлены полукругом.

Воспитатель: Ребята сегодня мы познакомится со стихотворением о

бабочке.  Его написала Алла Павлова. Послушайте.

Воспитатель читает стихотворение.

БАБОЧКА

Я у желтой бабочки

Тихо-тихо спрашивал:

- Бабочка, скажи мне,

Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?

Может, одуванчик?

Может, желтой краской

Тот соседский мальчик?

Или это солнышко

После скуки зимней?

Кто тебя раскрашивал?

Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка,

В золото одета:

- Всю меня раскрасило

Лето, лето, лето!

Воспитатель сообщает детям, что это стихотворение они будут учить наизусть. А, что бы лучше его запомнить я приготовила Вам вот такую мнемотаблицу.  Воспитатель еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Воспитатель задает, детям вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

Вопросы к детям: О ком это стихотворение? В какой цвет окрашена бабочка?

 Воспитатель  выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют  ее с опорой на мнемотаблицу.

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и поиграть с бабочкой.

Проводится физкультминутка бабочка. Цель: учить слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием.
Декламировать стихотворение и выполнять движения в соответствии с текстом:

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.  
Игра проводится 2 раза.

После игры дети становятся в круг воспитатель. Проводится, игра цепочка дети передают мячик по кругу и называют строчку из стихотворения с опорой на мнемотаблицу.  (Если кто, то из детей испытывает затруднение, воспитатель обращает внимание ребёнка на таблицу, или просит помочь товарищей)

Рефлексия: Ребята про кого мы сегодня учили стихотворение?

Вам понравилось? А, тебе бабочка понравилось?

Бабочка: Мне очень понравилось. А в подарок я хочу подарить Вам фото моих подружек бабочек.  Дарит картинку с изображением жёлтой бабочки.

Воспитатель: А мы сейчас с ребятами разукрасим твоих подружек. Показывает детям раскраски бабочек. Дети идут разукрашивать раскраски.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Yellow Butterfly Images - Viewing GalleryYellow Butterfly Images - Viewing GalleryYellow Butterfly Images - Viewing Gallery

Yellow Butterfly Images - Viewing GalleryYellow Butterfly Images - Viewing GalleryYellow Butterfly Images - Viewing Gallery

Yellow Butterfly Images - Viewing GalleryYellow Butterfly Images - Viewing GalleryYellow Butterfly Images - Viewing Gallery

Yellow Butterfly Images - Viewing GalleryYellow Butterfly Images - Viewing GalleryYellow Butterfly Images - Viewing Gallery


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной идентичности через сюжетно-ролевую игру "Дом Моды"

План-конспект сюжетно-ролевой игры "Дом Моды" показывает как через игру формируется гендерная идентичность детей дошкольного возраста....

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме: «С чего начинается Родина».

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "DejaVu...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста. "Божьих коровок слепите деревья от тли спасите"

Конспект совместной образовательной деятельности педегога и детей младшего дошкольного возраста по образовательной области "Познание"...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста "Паутина для паучка"

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста по образовательной области "Познание" "Паутина для паучка"...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста "Цветы для пчелки"

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познание" "Цветы для пчелки"...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по теме "В госте к кедровке"

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познание" "В гости к кедровке"...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста на тему: «Цветы и пчелы»

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста на тему: «Цветы и пчелы»...