Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Шошина Елена Владимировна

 

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»

Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Характер физиологического дыхания зависит от физической и нервно-психической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки, способа сидения на стуле и т. д. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).

Практика показывает, что прямое развитие певческого дыхания детей осуществляется с большим трудом, а опосредованное развитие — через речевое дыхание - позволяет более эффективно проводить эту работу.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т. к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха — родственный: более длительный и экономный.

Экономный выдох связан с диафрагмальной мышцей, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. Диафрагмалъная мышца является своего рода задвижкой (форточкой, дверцей), которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым позволяя нам сказать или пропеть целую фразу.

Профессиональные певцы и ораторы могут говорить или петь на диафрагмальном дыхании не только фразы, но и целые предложения. Вообще диафрагмальное дыхание, очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, а значит, и интенсивному кровообращению (кровь интенсивно доставляется ко всем частям тела). Кроме того, диафрагмалъное дыхание осуществляет массаж брюшной полости, оздоравливая все находящиеся там внутренние органы. Это отчасти компенсирует недостаток двигательных нагрузок в нашей жизни. Конечно, эта информация только для взрослых, которые в состоянии понять и осознать ее значимость. А детям бесполезно объяснять, почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который исподволь, незаметно и, главное, постоянно тренирует диафрагмальную мышцу.

Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу.

Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трех основных моментов: вдох короткий, но спокойный (в характере произведения), затаивание, или задержка дыхания перед началом,

—  выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

От качества дыхания зависит и характер атаки (начала) звука: твердый или мягкий.

Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведет к повышению интонации, недостаток активности — к понижению,

В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию.

Навык речевого и певческого дыхания развиваем постоянно на каждом занятии и постепенно.

По возможности игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д. Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное, плавное дыхание. Приведем пример такого упражнения.

Исходное положение (и. п.) — стоя, ноги на ширине плеч.

- Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону — в другую, «кач» — «кач», вдох — выдох, вдох — выдох и т. д.

И. п. — стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

- Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо — влево, вправо — влево, вдох — выдох, вдох — выдох и т. д.

И. п. — то же, только движения выполняем двумя руками.

Затем выполняем опять одной рукой, но той, которую присоединили к первой.

И. п. — то же. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо — закрываем влево, то же самое на вдох — выдох.

Продолжаем это упражнение по аналогии с предыдущим: исполняем двумя кистями, затем одной.

Продолжительность этой работы зависит от детей, их желания играть в наши обучающие игры. Всегда лучше не «доиграть», чем потерять их интерес. Есть много вариантов аналогичных игр.

Перейдем к следующему этапу работы.

Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох (короткий), задержка и постепенный выдох.

В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного)». Или всем «раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей-нибудь день рождения»: задуть «свечи на торте».

Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого используем различные образы; такие, например, как:

• играет ветер с листвой;

• звучат пчела, жук, комар;

• спустился воздух из колеса машины;

• сердится кошка

(и т. д., выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф»).

Постепенно усложняем работу дыхательных мышц, переходя на выдох самого закрытого гласного звука «у». Здесь помогут сначала образы самолета, поезда, с которыми можно поиграть: снижать и набирать высоту голоса, используя различные речевые или певческие регистры; «удалять и приближать движение поезда и самолета», изменяя громкость звучания голоса

Развивающие игры с голосом.

Игры с голосом — это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плачь), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т. д.) «голосам» неживой природы (тикать, капать и т. д.), Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. У детей формируется определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса.

Систематическое использование развивающих игр с голосом дает возможность:

почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;

расширить диапазоны речевого и певческого голоса;

         успешно развивать интонационный и фонематический слух;

готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией. Например:

Кошка, как тебя зовут? — Мяу.

Стережешь ты мышку тут? — Мяу.

Мяу, хочешь молочка? — Мяу.

А в товарищи щенка? — Фррр!

                                                  Г. Сапгир

Лес ночной

Был полон звуков:

Кто-то выл — у-у                              - звукоподражание по тексту

А кто — мяукал, — мяу, мяу.

Кто-то хрюкал,— хрю-хрю,

Кто-то топал,— топ-топ,

Кто-то крыльями

Захлопал,— хлоп-хлоп,

Кто-то ухал,— ух-ух,

И кричал — аи-аи,

И глазищами

Вращал.

Ну, а кто-то

Тихо-тихо

Тонким голосом

Молчал!                указательный пальчик к губам

                                               С. Пшеничных

Речевые ритмо-интонсшионные игры и упражнения.

Они служат эффективным средством для развития интонационного слуха — способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т. к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.

Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха:

-  чувства ритма,

- темпа, тембра, интонационной выразительности;

- развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи;

- раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;

- формируют естественное звучание голоса.

Речевые игры в форме ритмодекламации помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения. Особенно полезны речевые ритмо-интонационные игры и упражнения для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.

Начинаем игры и упражнения с использования самых близких ритмов, например: имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т. д.

Например, речевая игра «Имена».

Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:

Каждый друг за другом называет свое имя.

Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.

Затем проговариваем свое имя, каждый его слог отмечая хлопками. Проговариваем имя и шлепаем по коленям на каждый слог.

Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.

Как еще можно произнести свое имя? (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.)

Дети свободно ходят по комнате, каждый тихо произносит свое имя, но по сигналу или зову педагога все должны сесть на свои места или встать у окна.

Дети в кругу произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко — тихо. В этой игре дети слышат речевое многоголосие, изменяют его динамику по руке ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речевого и певческого дыхания

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2971980","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"317"}}]]...

Развивающие игры по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, эмоционально-практическим путём, т.е. через игру....

Презентация на тему "Развивающие игры математического содержания для детей старшего дошкольного возраста"

интерактивная игра состоит из комплекса игровых заданий направленных на развитие математических представлений...

Авторские развивающие игры «Дары осени» для детей старшего дошкольного возраста

Картотека авторских дидактических игр по экологическому воспитанию старших дошкольников. Задачи:-обобщить экологические представления у старших дошкольников;-расширить словарный запас по те...