Развивающие игры по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (старшая группа) по теме

Клишина Галина Николаевна

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, эмоционально-практическим путём, т.е. через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_igry_po_patr_vospitaniyu.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №50 «Теремок»    г.Тамбова

Воспитатель: Клишина Г.Н.



Развивающие игры по патриотическому воспитанию



для детей старшего дошкольного возраста


   Игра «Где находится памятник?»

   Цель. Продолжать учить ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

   Материал. Карта-схема Тамбова, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

   Ход.

   Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку.

   Игра «Узнай по описанию».

   Цель. Закрепить представления о достопримечательностях Тамбова, активизировать мышление и воображение.

   Ход.

   Воспитатель предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

   Игра «Знатоки Тамбова».

   Цель. Закреплять знания о памятниках Тамбова, развивать память, воображение.

   Ход.

   Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нём. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

   Игра «Кто подберёт больше слов».

   Цель. Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам Тамбова.

   Ход.

   Воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения-прилагательные.

   Игровое упражнение «Продолжи».

   Цель. Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание, закреплять знания о достопримечательностях Тамбова.

   Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют…

Наша река называется…

На набережной много…

   Игра «Так бывает».

   Цель. Учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

   Ход.

   Педагог называет словосочетание, ребёнок раскрывает его значение. Например. Холодный Тамбов (город зимой), сиреневый Тамбов (город весной, когда цветёт сирень), весёлый Тамбов (город в праздники – День города, Масленица), молодой Тамбов (новостройки, молодые жители), мокрый Тамбов (город во время дождя, город ранней весной) и т. д.

   Тамбовские загадки

   Цель. В ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях Тамбова,  развивать воображение, фантазию, память.

   Содержание. Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.

   Например. Это здание стоит на… улице. Оно большое, красивое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад). Это парк в центре города, в нем много качелей, каруселей. (Городской парк культуры и отдыха).И т. д.

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста.

   Тема «Мой дом»

   Частью чего является дом? Из каких частей он состоит? Красивый ухоженный - это какой дом? Некрасивый, неухоженный – это какой дом?  Придумайте и объясните: необычные двери в доме – это…; необычный лифт – это…; необычное окно – это.. и т. д. Придумайте дом будущего (рисование, аппликация « Чудо-дом»). Сочинение историй на темы «Как я буду жить в волшебном доме»

   «Дом, в котором всё круглое (квадратное, мягкое…и т. д.)».

   Тема «Улицы города»

   Придумать свои названия будущим улицам Тамбова. Объяснить, почему улицы названы так: Лесная, Набережная, Гастелло и др. Продолжить предложение «Красивая улица – это…».

   Тема «Город Тамбов»

   Что в городе может быть одновременно и молодым, и старым?

Сам город (исторические памятники и новые строения); театр ку-кол (театр – старое здание, зрители – дети); улицы (старые названия и дома, молодые жители) и др.

   Что было бы, если в Тамбове не было магазинов? Школ? И др. Город будущего – это какой город? Придумать и рассказать, какой памятник тебе бы хотелось установить в городе? Как выглядит детский сад будущего? Каким станет Тамбов в будущем?

Рекомендации по проведению занятий в старшей группе

   Цель: познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Воспитывать любовь к  своему Отечеству, родному краю, родной природе.

   Оборудование: репродукции с картин А. И. Куинджи «Берёзовая роща», И. И. Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом бору», И. И. Левитана «Озеро» (Русь),  В. Д. Поленова «Заросший пруд».

   Иллюстрации с изображением картин природы России. Изображение Российского флага.

   Музыка: «Апрель. Подснежник» или «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

   «С чего начинается Родина?», муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского; «Наш край», муз. Д. Кобалевского, сл. А. Пришельца.

Ход занятия.

   1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции с картин. (Это занятие можно сопровождать музыкой П. И. Чайковского, что создает определенный настрой).

   Подводит детей к выводу о том, что все, чем они сейчас любовались, - это хорошо знакомые картины природы родной земли.

   Затем предлагает детям прочитать любимые пейзажные стихи, обращая внимание не только на запечатленную в них красоту родной природы, но и на любовь и бережное, трепетное  отношение поэтов к родному краю.

   2. Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

   Стихотворение читает воспитатель или подготовленный ребёнок. Перед чтением стихотворения можно прослушать запись песни «С чего начинается Родина?».

   Ответы детей на вопросы:

- С чего начинается Родина для автора стихотворения?

- А как вы ответите на вопрос «С чего начинается Родина?»

  3. Объяснение смысла пословиц о Родине:

- Вспомни, какие пословицы о Родине ты знаешь?

Воспитатель выясняет, как дети понимают смысл пословиц.

- Почему родную землю называют по-разному: Родина, Отчизна, Отечество? Об этом задумывались и рассуждали многие. Вот что  думал об этом К. Д. Ушинский, великий русский педагог.

   Воспитатель читает отрывок из произведения К. Ушинского  «Наше Отечество».

- Как называется наша Родина?

- Как отвечает К. Д. Ушинский на вопрос, почему мы зовём Россию Отечеством? (Родиной)  

- Продолжите фразу: «Наша Родина - матушка-Россия. Мы зовем Россию матерью потому, что…»

- Как вы понимаете последние строчки текста: «…Одна у человека родная мать – одна у него и Родина»?

   4. Воспитатель демонстрирует детям цветное изображение российского флага (или маленький флажок).

- Посмотрите, сколько горизонтальных полос на российском флаге?

- Какого цвета верхняя полоса? Средняя, нижняя?

  Воспитатель рассказывает детям о том, почему именно эти цвета у Государственного флага России, а потом просит раскрасить российский флаг в альбомах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».  Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

 Дети упорно бегают через проезжую часть. Почему? Самый распространенный ответ: «Так быстрее!». Вдумаемся. Все же малыш опасается дороги, места, где проезжают автомобили, и хоч...

Квест -игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Россия"

Цель: Формирование познавательных способностей в процессе игры.Задачи:Обучающая задача: Совершенствовать знания детей о своей Родине, отвечать на вопросы воспитателя.Развивающая задача: развивать...