Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему

 «Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

 

 

Тараскина. Я.С

 

МДОУ «Детский сад №32комбинированого вида»

 

 

 

           Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. . Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.. Понимая важность этого вопроса, в нашем ДОУ № 32 проводится работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

             Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.             Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту

             Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе. Правильно организованная развивающая среда в группе нашего детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

                Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.

              Воспитателями изготовлены дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представлены различные виды театра по русским народным сказкам; созданы макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны. Традиционные уголки по изобразительной деятельности превратились в настоящие творческие мастерские. Появилось много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое ЛОТО » и другие.

              Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.

              Для нравственно-эстетического развития детей организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные..

                Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания куда входят: Символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию.

             Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

             Накоплен методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй.

                   Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

                   Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на комплексные занятия. Традиционным в детском саду стало проведение Дня открытых дверей, детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца. Проводятся конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, организуются выставки детского творчества.

                 Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, а также поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку.
Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2007.

2.     Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде. Этнические стереотип поведения, Л.,1985

3.     Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей -Воронеж:ТЦ “Учитель”, 2005.

4.     Князева О.Л. и Маханёва М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры. С -Пб, Детство-Пресс, 2000.

5.     Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Л., 1998.

6.     Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. -СПб, “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razviva_sreda.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Тараскина. Я.С

МДОУ «Детский сад №32комбинированого вида»

           Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. . Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.. Понимая важность этого вопроса, в нашем ДОУ № 32 проводится работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

             Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.             Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту

             Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе. Правильно организованная развивающая среда в группе нашего детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

                Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.

              Воспитателями изготовлены дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представлены различные виды театра по русским народным сказкам; созданы макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны. Традиционные уголки по изобразительной деятельности превратились в настоящие творческие мастерские. Появилось много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое ЛОТОhttp://cdncache-a.akamaihd.net/items/it/img/arrow-10x10.png» и другие.

              Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.

              Для нравственно-эстетического развития детей организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные..

                Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания куда входят: Символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию.

             Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

             Накоплен методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй.

                   Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

                   Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на комплексные занятия. Традиционным в детском саду стало проведение Дня открытых дверей, детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца. Проводятся конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, организуются выставки детского творчества.

                 Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, а также поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку.
Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

Список литературы.

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2007.
  2. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде. Этнические стереотип поведения, Л.,1985
  3. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей -Воронеж:ТЦ “Учитель”, 2005.
  4. Князева О.Л. и Маханёва М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры. С -Пб, Детство-Пресс, 2000.
  5. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Л., 1998.
  6. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. -СПб, “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006