Предметно-развивающая среда, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Любовь к своему Отечеству начинается с любви к своей «малой» родине - месту, городу, где человек родился. В каждом городе есть свои особенности: это касается и исторического развития, и культурных и природных особенностей, которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка.
Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно–патриотическое воспитание детей- это организация предметно -развивающей среды группового пространства. От среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.
Основная идея. Моделирование такой предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию в группе, которая дала бы возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность, инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его потребностей, склонностей, интересов и уровня активности.
Инновационное и практическое значение опыта заключается в комплексном и системном подходе моделирования ППРС, которая поможет старшим дошкольникам максимально раскрыть свои природные и познавательные способности.
Технологичность опыта.
Цель работы - создание в группе условий для формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников, через специально организованную работу воспитателя с использованием современных технологий.
Основные задачи:
- наполнение предметно - развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию;
- формирование духовно-нравственного отношения детей и чувства
сопричастности к семье, городу, республики, природе родного края, культурному наследию своего народа;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя
своего народа, толерантного отношения к представителям других
национальностей.
Одним из важнейших условий реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении, развития их познавательного интереса, активности и самостоятельной деятельности является создание развивающей предметно – пространственной среды. В процессе её создания учитываются следующие принципы: интеграции, интерактивности, возрастные особенности детей, принцип гуманизации и партнерства, национально-культурные ценности. Развивающую предметно-пространственную среду нужно сделать насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Её содержание соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития». Для развития нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в группе был создан патриотический уголок «Мой Мичуринск». Он помогает познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с государственными символами города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города), с русскими народными промыслами и традициями русского народа. Материалы сгруппированы по основным направления: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества». Это дает возможность детям соприкоснуться с историей своего города, улицы, за счет которого, у дошкольников повышается уровень знаний, развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду взрослых разных профессий, достижениям известных людей.
Наполнение центра по патриотическому воспитанию материалами представлено по группам:
-визуальные дидактические материалы (плакаты с государственной символикой, флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города);
-папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры, пазлы );
-куклы, игрушки;
-творчество самих детей (поделки, рисунки);
-текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек и т.д.).
Были изготовлены дидактические пособия по нравственно – патриотическому воспитанию детей: план нашего района, на котором дети без труда узнают свой детский сад. Интерьер украшает кукла в национальном костюме, предметы декоративно-прикладного творчества.
Я стараюсь развивать и поддерживать интерес по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию интегрированной познавательной деятельности. Провожу интегрированные, тематические занятия, проектную деятельность на патриотическую тематику, используя следующие формы и методы работы с детьми: увлекательные беседы с рассматриванием картин, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера, чтение художественных произведений, особое место уделяю знакомству с пословицами и поговорками. При подготовке организованной образовательной деятельности обращаю внимание на подборку наглядного материала: фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты.
Особое внимание в своей работе уделяю укреплению связей с родителями, они стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Эффективность деятельности значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работая совместно и в одном направлении.
Родители воспитанников помогали собирать наглядный материал: значки, открытки, иллюстративный материал и т. д., для использования в беседах, играх с детьми, принимали активное участие в фотовыставках, а их совместное творчество с детьми стимулировало сплочению семьи при создании рисунков, поделок на конкурсы нашего детского сада и города. Рекомендованы игры и тематика бесед с дошкольниками в домашних условиях. Так же родителям был предложен «маршрут выходного дня» с рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятниками культуры родного города.
Результативность. Таким образом, предметно-развивающая среда группы, созданная совместно с родителями становится близкой и понятной каждому ребенку. У детей активизировались внутренние эмоциональные связи между воспитанниками:
- сформировалось чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю через все виды детской деятельности;
- расширились представления о городе, памятниках культуры, народного искусства;
- появился интерес к народным традициям, обычаям, промыслам;
- у детей сформированы предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;
- обогатилась предметно-развивающая среда группы, пополнена картотека дидактических игр.
Перспективность опыта. Воспитание любви к родному краю важно для формирования морального облика, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, формирует у детей такие нравственные качества как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является - человек. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства. В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, изготовить новые макеты, альбомы для расширения и углубление знаний старших дошкольников о родном крае, что влечет за собой более глубокое развитие патриотических чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....

«Метод проектов как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Статья...

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева С.И., ...
Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен учителю - логопеду для оснащения как группового речевого уголка ,а также в виде консультации для родителей массовых групп....
