"Развиваем фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи" Консультация для воспитателей.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

  Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими видами деятельности. Предлагаю включать игровые упражнения в самые различные занятия, и такие включения могут заранее планироваться, а иногда — импровизироваться. Педагогу необходимо иметь в своем багаже множество игр, интересных и доступных для ребенка, которые позволяют обыгрывать любую ситуацию и с помощью которых можно варьировать однотипные упражнения (на различение цвета, высоты и длительности звука и пр.).

 Безусловно, научиться импровизировать в процессе игрового общения с детьми – дело очень не простое, поэтому воспитателям лучше начинать с изучения театральных игр, с продумывания того, на что они направлены, как, в какой ситуации включить то или иное задание в общение с ребенком и какой реакции можно от него ожидать. Постепенно, накапливая свой собственный опыт, педагог научится играть и даже самостоятельно придумывать разнообразные творческие задания, развивающие внимание, творческое воображение, речь, выразительность движений детей. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, например, рисованием, лепкой, подвижной игрой, увлекательной сказкой, где создаются ситуации, требующие самостоятельного решения. И также важно, чтобы наравне с детьми увлечен был и сам воспитатель. Вот этот обоюдный интерес и увлеченность помогут создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, помогут раскрыть собственные возможности и способности, увидеть и услышать все разнообразие красок и звуков, которые нас окружают.

 Однако, кроме увлеченности, необходимо еще владение разнообразным репертуаром —литературным, музыкальным и игровым, а также знаниями, которые помогают педагогу видеть, какое воздействие оказывают те или иные задания на ребенка, какие психические процессы они активизируют и развивают. С этой целью в пособии предлагаются театрализованные игры и упражнения, сгруппированные по их направленности. Многие из них педагогам, наверное, уже знакомы, так как мы опираемся на работы Дж. Родари, Анны Роговин, М. Стуль и других авторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем фонематическое восприятие у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи

Выполнила: учитель – логопед Бабакова Т.Г.

  Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими видами деятельности. Предлагаю включать игровые упражнения в самые различные занятия, и такие включения могут заранее планироваться, а иногда — импровизироваться. Педагогу необходимо иметь в своем багаже множество игр, интересных и доступных для ребенка, которые позволяют обыгрывать любую ситуацию и с помощью которых можно варьировать однотипные упражнения (на различение цвета, высоты и длительности звука и пр.).

 Безусловно, научиться импровизировать в процессе игрового общения с детьми – дело очень не простое, поэтому воспитателям лучше начинать с изучения театральных игр, с продумывания того, на что они направлены, как, в какой ситуации включить то или иное задание в общение с ребенком и какой реакции можно от него ожидать. Постепенно, накапливая свой собственный опыт, педагог научится играть и даже самостоятельно придумывать разнообразные творческие задания, развивающие внимание, творческое воображение, речь, выразительность движений детей. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, например, рисованием, лепкой, подвижной игрой, увлекательной сказкой, где создаются ситуации, требующие самостоятельного решения. И также важно, чтобы наравне с детьми увлечен был и сам воспитатель. Вот этот обоюдный интерес и увлеченность помогут создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, помогут раскрыть собственные возможности и способности, увидеть и услышать все разнообразие красок и звуков, которые нас окружают.

 Однако, кроме увлеченности, необходимо еще владение разнообразным репертуаром —литературным, музыкальным и игровым, а также знаниями, которые помогают педагогу видеть, какое воздействие оказывают те или иные задания на ребенка, какие психические процессы они активизируют и развивают. С этой целью в пособии предлагаются театрализованные игры и упражнения, сгруппированные по их направленности. Многие из них педагогам, наверное, уже знакомы, так как мы опираемся на работы Дж. Родари, Анны Роговин, М. Стуль и других авторов.

 Обращаю внимание педагогов также на то, что для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное — это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает, — мебель, посуда, камешки и листики — может превратиться в какие угодно сказочные элементы. Дети уже об этом давно знают. Ну что ж, и мы, взрослые, поучимся у детей!

 

 Итак, если вы готовы играть и импровизировать, устраивая «театр всевозможного» в любой ситуации, то приступим к рассмотрению творческих заданий, которые по собственному усмотрению можно включать в разнообразные виды занятий, беседы с детьми, досуги и другие формы общения.

Игры на развитие слухового внимания

 Перед тем, как предложить детям игры и упражнения для развития слухового внимания, следует провести своеобразную «настройку» слуха. С этой целью всем участникам игры предлагается сесть в удобной позе и послушать окружающее пространство с закрытыми глазами:

 1.    Звуки улицы. Внимательно послушать и отгадать, что там сейчас происходит (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают, дождь идет и т. д.). Условно назовем это «большим кругом» внимания.

 2.    Вслушаться -в звуки, которые окружают нас в данном помещении (имеется в виду все здание). Можно услышать чьи-то шаги, голоса, шум электричества и др. Это — средний круг внимания.

 3.    Вслушаться в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, биение сердца и др.). Это — малый круг внимания, требующий наибольшей концентрации.

 В процессе проведения таких упражнений важно научить детей внимательно слушать и определять (понимать, расшифровывать) различные звуки. Такие задания стимулируют развитие воображения, фантазии, речи и т. д.

 В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушиваться к звукам, которые непосредственно нас окружают. Вот, например, какие вопросы предлагаются детям:

 —    Чьи голоса слышны на улице? Детские или взрослые? Много ли детей гуляет во дворе? Какая сейчас погода на улице? А какая машина проехала (уехала), легковая или грузовая?

 —    Кто прошел по коридору (ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.) ?

 —    Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает, и т. д.?

 —    Определить и рассказать, что делает человек (слышен хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, клеенки и т. д.).

  —    Определить по звуку, что находится в закрытой коробке (пуговицы, деревянные палочки, песок и т. д).

 Однако при планировании подобных занятий нужно учитывать, что не всегда вокруг будут звучать чьи-то шаги, голоса и т. д. Поэтому удобно использовать различные театральные шумы (аудиозапись).

 Вот примерные вопросы и задания, которые можно предложить детям разного возраста.

 1.    Послушать запись шумов и отгадать, что происходит:

 а)    на улице; какая погода? (дождь, гроза, ветер и т. д.);

 б)    какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая помощь», пожарная или милицейская машина);

 в)    где сейчас мама: на кухне или в ванной?

 г)    какое угощение мама готовит? (взбивает крем миксером или режет на доске овощи);

 д)    отгадать, кто пришел (по шагам);

 е)    рассказать, кто находится в соседней комнате (маленький ребенок, взрослый);

 ж)    отгадать, где находится, например, Буратино: в зоопарке, на улице, дома, на игровой площадке, на берегу моря и т. д.

 з)    придумать и рассказать:

 —    о чем беседуют собаки,

 —    почему котенок плачет,

 —    почему пищит щенок и т. д.

 Используя запись театральных шумов, педагог постепенно увеличивает количество записанных фрагментов и таким образом определяет объем слуховой памяти. Вначале эти задания можно облегчить использованием картинок (карточек). Постепенно дети привыкают сосредотачивать свое внимание на прослушивании и запоминают последовательность и количество услышанных звуковых «картинок».

 Подобные задания более подробно описаны в пособии «Мир увлекательных занятий», где предлагаются также карточки-раскраски для игр со звуками (60 карточек).

 2.    Послушать и нарисовать, что услышали;

 а)    где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой);

 б)    кого встретил Колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);

 в)    какая погода на улице? (дождь, солнышко, ветер);

 г)    нарисовать машину, которая проехала (разные типы автомобилей);

 д)    над каким местом пролетает «ковер-самолет» ? (над Морем, над лесом, над городом).

 3. Послушать и изобразить (пантомима) того, кого услышали: кошку, собаку, петуха, корову, лошадь, лягушку, комара и т. д.

 Далее задания могут усложняться и варьироваться по усмотрению педагога.

 Игры с импровизированными шумовыми инструментами

 Известно, что каждый предмет можно не только рассматривать, трогать, но и слушать, как он звучит (если этим предметом постучать обо что-то или потрясти). Можно сделать целый оркестр из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюли, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, наполненной фасолью, и т. д. В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать, на что похож этот звук или что он напоминает. Педагог вместе с детьми подбирает слова для определения характера звучания.

 Упражнения на развитие восприятия характера и содержания музыкального произведения

 1.    Дети слушают музыку и рисуют. Педагог предлагает рисовать так, как ребенок чувствует, выбирая любой цвет, способ (технику) изображения.

 Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения, контрастные по характеру, например: «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры» Э. Грига, «Шутка» И. Баха, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Тарантелла» В. Гаврилина, «Менуэт» ЛБоккери-ниидр.

 2.    Предложить детям выбрать для движения под музыку атрибуты: длинные и короткие ленточки, шарфики, цветы, обручи, палки, веера, мячи, флажки и др. Эти атрибуты ребенок выбирает условно (называет то, с чем он бы хотел танцевать под данную музыку)

 Предлагаемые для прослушивания произведения: «Марш Тореадора», «Хабанера» Ж. Бизе; вальсы из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. Чайковского; «Вальс» Г.Свиридова; рэгтайм С. Джоплина («Увеселитель»); «Мелодия любви» М. Леграна и др.

 3.    Детям предлагают различные по цвету и форме тряпочки, к которым прикреплены две веревки. Держа эти тряпочки за веревки, ребенок может ими манипулировать, как куклами-марионетками.

 Задание: показать, как «ожившие» тряпочки танцуют под музыку.

 4.    Дети слушают музыку и рассказывают, что или кого они в ней услышали и представили. После повторного прослушивания предлагается либо нарисовать услышанный образ, либо изобразить его в движении под музыку.

 Музыка для движения: «Вальс» А. Дюрана (снежинки); «Мотылек» С. Майкапара (бабочки); «Баба Яга» М. Мусоргского (Баба Яга); «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского (игрушечные солдатики); «Военный марш» Г. Свиридова (гусары, военные).

 Примечание: педагог подбирает любую яркую музыку, которая побуждает детей к движению. Только не следует предлагать детям произведения большого объема, так как ребенку трудно долго удерживать внимание. Оптимальное время звучания — около двух минут.

Игры на развитие слухового внимания

«Что  звучало?»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  демонстрируем  детям  звучание  бубна,  губной  гармошки,  дудки  и  т. д.  Дети  слушают  и  запоминают,  как  звучит  каждый  музыкальный  инструмент,  потом закрывают глаза и  на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и  т. д.

«Да и нет не говорить»

 Цель:  развить  внимание.

 Задание:  ответь  на  вопросы.  Запрещается  говорить  «да»  и  «нет».  

 1)Ты  любишь  лето?

 2)Тебе  нравится  зелень  парков?

 3)Ты  любишь  солнце?

 4)Тебе  нравится  купаться  в  море  или  реке?

 5)Ты  любишь  рыбалку?

 6)Ты  любишь  зиму?

 7)Ты  любишь  кататься  на  санках?

 8)Тебе  нравится  играть  в  снежки?

 9)Ты  любишь,  когда  холодно?

 10)Тебе  нравится  лепить  снежную  бабу?

«Кто  заметит  больше  небылиц?»

 Цель:  развить  внимание,  умение  замечать  нелогичные  ситуации.

 Задание:  отметить  все  небылицы.

          Кисель  там  варят  из  резины,

          Там  шины  делают  из  глины.

          Кирпич  там  жгут  из  молока,

          Творог  готовят  из  песка.

          Стекло  там  плавят  из  бетона,

          Плотины  строят  из  картона.

          Обложки  там  из  чугуна,

          Там  варят  сталь  из  полотна.

          Там  кроят  рубахи  из  пластмассы,

          Посуду  делают  из  пряжи,

          Прядут  там  нити  из  сукна,

          Костюмы  шьют  из  толокна.

          Едят  там  вилками  компот,

          Там  пьют  из  чашки  бутерброд,

          Из  хлеба  с  сыром  там  котлеты,

          Из  мяса  свежего  конфеты.

          С  начинкой  сладкой  суп  с  фасолью,

           В  тарелках  все  там  варят  с  солью…

                                     

  В. Чантурия.

           Это  верно  или  нет,

           Что,  как  сажа,  черен  снег?

           Сахар – горек,

           Уголь – бел,

           Ну  а  трус,  как  заяц,  смел?

           Что  комбайн  не  жнет  пшеницы?

           Что  в  упряжке  ходят  птицы?

           Что  летать  умеет  рак,

           А  медведь – плясать  мастак?

           Что  растут  на  вербе  груши?

           Что  киты  живут  на  суше?

           Что  с  зари  и  до  зари

           Сосны  валят  косари?

           Ну,  а  белки  любят  шишки,

           А  лентяи  любят  труд…

           А  девчонки  и  мальчишки

           В  рот  пирожных  не  берут?     (Л.  Станчев).

«Исправь  ошибки»

 Цель:  развить  слуховое  внимание.

 Задание:  ведущий  читает  стихотворение,  намеренно  делая  ошибки  в  словах.

 Назвать  правильно  слова.

         Куклу  выронив  из  рук,

         Маша  мчится  к  маме:

         - Там  ползет  зеленый  лук

         С  длинными  усами    (жук).

         Закричал  охотник:  «Ой!

         Двери  гонятся  за  мной!»  (звери).

         Эй,  не  стойте  слишком  близко.

         Я  тигренок,  а  не  миска     (киска).

        Ехал  дядя  без  жилета,

        Заплатил  он  штраф  за  это      (билета).

        Сели  в  ложку  и  айда!

        Покатили  вдоль  пруда      (лодку).

        Тает  снег,  течет  ручей,

        На  ветвях  полно  врачей      (грачей).

        Мама  с  бочками  пошла

        По  дороге  вдоль  села   (дочками).

        На  поляне  весной  

        Вырос  зуб  молодой   (дуб).

        На  пожелтевшую  траву

        Роняет  лев  свою  листву   (лес).

        На  глазах  у  детворы

        Крысу  красят  маляры     (крышу).

        Я  рубашку  сшила  шишке,

        Я  сошью  ему  штанишки    (мишке).

        Встало  солнце,  уходит  прочь

        Темная  длинная  дочь     (ночь).

        Фруктов  в  корзине  не  счесть:

        Яблоки,  груши,  бараны  есть   (бананы).

        Чтоб  пообедать,   взял  Алешка

        В  правую  руку  левую  ножку    (ложку).

        В  реке  живет  мак,

        Его  не  поймаю  никак    (рак).

        На  пароходе  повар – док

        Приготовил  вкусный  сок       (кок).

        Очень  ласковый  был  дот,

        Он  хозяйку  лизнул  в  лоб    (кот).

        Рогатый  дол

        По  дороге  шел     (вол).

        Школьник  кончил  строчку

        И  поставил  бочку      (точку).

«Будь  внимателен»

 Цель:  развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать  на  звуковые сигналы.

 Задание: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает  команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять  движения  в  соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

 «Послушай  и  повтори»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание: педагог  шепотом  за  экраном произносит слова  по  теме  урока, а дети вслух  повторяют их.

«Дятел»

 Цель:  развитие слухового внимания.

 Задание:  педагог отстукивает  разные  ритмы в быстром темпе

 (…  …  .;  …  ..  …  и  т. д.), а  дети  повторяют  за  ним.

«Цепочка  слов»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  педагог  называет  слово, а  дети по порядку придумывают  слова,  которые  начинаются  с  последнего звука предыдущего

«Кто  лучше  слушает?»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  педагог  называет  слова,  а  дети поднимают руку лишь  тогда,  когда  услышат  в  слове  заданный  звук, например, Ш: шапка,  дом,  жук,  лиса,  ежик,  кошка,  тарелка, вешалка, лыжи, карандаш,  бочка,  ножницы,  замок,  лужа, крыша.

   

«Хлопки»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  логопед  сообщает  детям, что он будет называть различные  слова.  Как  только  он  назовет  животное, дети должны хлопать.  При  произнесении  других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся,  выбывает  из  игры.

«Запомни  слова»  

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  логопед  называет  3 – 5  слов,  дети  должны   повторить  их  в  том  же  порядке.

«Кто  летит»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  логопед  сообщает  детям,  что  он  будет говорить слово  «летит»  в   сочетании  с  другими  словами (птица  летит, самолет  летит).  Но  иногда  он  будет  ошибаться (например: собака летит).  Дети  должны  хлопать  только  тогда, когда два слова употребляются  правильно.  В  начале  игры  логопед  медленно произносит  фразы,  делает  паузы  между  ними. В дальнейшем темп речи  ускоряется.

«Найди  картинку»

 Цель:  развитие  слухового  внимания  и  восприятия.

 Задание:  логопед  раскладывает  перед  ребенком  или перед детьми  ряд  картинок  с  изображением  животных (пчела, жук, кошка, собака,  петух,  волк  и  др.)  и  воспроизводит соответствующие звукоподражания.  Далее  детям  дается задание определить по звукоподражанию  животного  и  показать картинку с его изображением.

 Губы  логопеда  закрываются

   «Назови  звук»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  педагог  произносит  3 – 4  слова,  в  каждом из которых  есть  один  из  отрабатываемых  звуков  и  спрашивает детей: «Какой  звук  есть  во  всех  этих  словах?»

 «Определи  на  слух  самое  короткое  слово»

 Строитель,  каменщик,  дом,  стекольщик.

 (Слова  подбираются  в  соответствии  с  темой  урока, также можно дать  задание  на  определение  самого  длинного  слова).

«Испорченный  телефон»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику,  а  он  по  цепочке  передает другим детям. Слова должны дойти  до  последнего  игрока.  Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал  слова?»,  если  он  скажет верно, значит, телефон исправен.

«Слушай  и  делай»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и  подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т.д.

 «Где  стучали?»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  дети сидят  с  закрытыми  глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь  в  любом  месте.  Дети  должны  показать  место,  откуда  слышался  звук.

«Угадай,  чей  голос?»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  педагог  подходит  к  любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а  ведущий  с  закрытыми  глазами  угадывает чей  это  голос.

 «Алфавит»

 Цель:  развить  внимание.

 Задание: если играет группа детей, то каждому присваивается какая - либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком.

 Ведущий перечисляет  вперемешку  буквы.  Услышав  свою букву алфавита, ребенок  должен  встать  и  топнуть  ногой.

 С  группой  детей  можно  провести  игру  на  выбывание.

 Где позвонили?

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо — громко!

Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Наседка и цыплята

Цель. Закрепление понятий о количестве. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Кто что услышит?

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание   игры.  Один ребенок продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог,  предварительно познакомив детей с продуктами, помещает в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры.

Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которою они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу "Пора" водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала

Вова, Вова, поищи.

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Часовой

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязка на глаза.

Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: "Стой!" Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой и игра начинается сначала.

Где звенит?

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие пространственной ориентировки.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат : "Пора". Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить, если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры.

Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукрутом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него, тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Жмурки с голосом

Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: Петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, Петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а Петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание   игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая — ветер — и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживают¬ся на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т.п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок переда¬ется новому победителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение  эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...

Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

   Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормаль...