ДОКЛАД ТЕМА: « Коррекция речи и двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи на логоритмических занятиях».
материал по логопедии по теме

Илюхина Оксана Викторовна

Выступление на педагогической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferencii.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

     Многочисленные  исследования   последних   лет показывают, что около   25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушения осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства. Исходя из анализа состояния школьников увеличивается процент больных детей и с разными функциональными отклонениями. Причин, объясняющих это, существует много, но главная  из них – отсутствие у детей здоровьесберегающих знаний, умений, навыков.

     В последнее время данной проблеме стали уделять много внимания. Ее разработка просматривается в работах  таких ученых как: Брехман – попытка формирования контуров науки, Колбанов В. В. и Зайцев Г. К. – публикации по проблемам школьной валеологии.[5]

     Интересную концепцию педагогической валеологии разрабатывает Татарников, считая, что новый курс «Валеология» в школе должен быть направлен на обеспечение физического и психического здоровья школьников, но и является важным компонентом философского гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни, ценности каждого человека в общей системе мироздания.[13]

     Довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носит не объективный, а субъективный характер, то есть связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны и формирования культуры здоровья школьников.

     Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при сочетанной работе по следующим направлениям:

- валеологическое образование каждого человека в соответствии с его возрастными особенностями;

- самовоспитание личности – креативная педагогика здоровья – сотвори сам себя.  

     В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Методика формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ  в  старших классах».

     Проблема исследования – при каком гармоничном сочетании педагогических методов и методических приемов возможно эффективное восприятие и усвоение материала по сохранению здоровья старших школьников.

     В связи с этим, цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально доказать и проверить возможность формирования у старших школьников здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ .

     Объект исследования: процесс формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ старших школьников.

     Предмет исследования: методы и методические приемы, как главные факторы в формировании у старших школьников здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ.

     В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования здоровьесберегающей культуры старшего школьника на уроках ОБЖ;
  2. Изучить и систематизировать методы и методические приемы по формированию знаний, умений, навыков по сохранению здоровья;
  3. Разработать систему уроков, которые будут способствовать формированию здоровьесберегающего навыка у школьников.

     Практическая значимость исследования состоит в том, что оно помогает выявлению оптимальных условий и возможностей к организации и проведению занятий по формированию у учащихся старших классов здоровьесберегающих знаний, умений, навыков. Использование разнообразных методов и методических приемов на уроках ОБЖ – является условием формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков старшего школьника. Объяснительно – иллюстративные, наглядные, словесные, практические методы определяют организующее условие для формирования, упражнения, отработки здоровьесберегающих знаний, умений, навыков на уроках ОБЖ.

          Если обратиться непосредственно к проблемам современной школы, то одной из них являются нервно - психические перегрузки и периодически возникающие стрессы, разрушительно влияющие на здоровье ребенка. Причем стрессовые ситуации, как ни парадоксально, создают сами учителя. По данным В. Н. Касаткина, приведенным в работе Е. А. Ямбурга [6] при прочих равных условиях заболеваемость детей у добрых, снисходительных учителей на 15 % ниже, чем у авторитарных.

     Современная школа, как ни печально, кажется, больше делает для разрушения здоровья школьника, вместо того, чтобы сохранить и укрепить его.

     Известный специалист по самооздоровлению академик Н. М. Амосов писал: «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек».[1]

      В условиях, когда приобщение молодого поколения к здоровому образу жизни приобретает особое значение, важно, чтобы процесс закаливания не только поощрялся, но и грамотно, профессионально был организован.

Педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой

личности.

1    показ личной значимости ЗОЖ;

  1. систематическое занятие утренней гимнастикой, физкультурой;

3.  прогулки, подвижные, игры на свежем воздухе;

4.  экскурсии на природу, туристические походы;

5.  соблюдение гигиенических норм и требований;

6.  воздушные, солнечные и водные процедуры по закаливанию;

7.  подвижный образ жизни;

8.  полноценное питание;

9.  оптимизация учебной нагрузки;

  1.  в необходимых случаях профилактическая работа на преодоление вредных

      привычек.

Обучение тогда бывает наиболее успешным и минимально травматичным для психики ребенка, когда строго координируется с возрастными физиологическими и психологическими возможностями, когда педагог учитывает наследственный потенциал юной личности. Обучение должно быть с ориентированно на способность организма противостоять стрессам, а эта способность есть не что иное, как здоровье.

          С учетом возрастных особенностей школьников и специфики содержания курса ОБЖ методы обучения классифицируются по источнику знаний, которые служат в качестве общего признака выделяемых в ней методов. В данной классификации выделяют пять общих методов:

     Практические (опыты, упражнения, уче6но – производительный труд, дидактические игры) - лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. Они реализуется преимущественно через систему учебных и игровых упражнений, которые применяются в процессе закрепления, повторения, а также на предметных уроках и экскурсиях.

     Наглядные (иллюстрация, демонстрация, на6людения учеников) - его цель   обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. В старших классах применяется естественная, рисунковая, объемная, звуковая и графическая наглядность. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображение реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов ( игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы). Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль - обеспечить всестороннее, образное восприятие, дать опору для мышления.

     Словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж).

Выделяют следующие функции этих методов: мотивационная:  создание психологической  установки на усвоение нового  материала, информационная: раскрытие  содержания  фактического материала, воспитательная: решение всевозможных воспитательных задач, возникающих при изучении учебного материала; обобщающая: сведение знаний в определённую систему; организационная: объяснение ученикам способов предстоящей деятельности; контрольно - корректирующая: установление обратной связи, получение информации о том, как дети усваивают знания, исправление ошибок.

Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

     Работа с книгой  (чтение, изучение, беглый просмотр, изложение, составление плана). Главное достоинство - возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно  - коррекционную. Работа с книгой в старшей школе занимает достаточно важное место. Ведь то,  что ученик прослушал и даже понял, он вскоре забудет, а то, что прочитал и осмыслил, - будет знать.

     Видеометод, ИКТ (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль). Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации,  следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Эффективность данного метода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет высокие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.

     В программе курса ОБЖ изучается  раздел: «Основы здорового образа жизни». Исходя из этого раздела можно выделить следующие темы. Мы проанализировали разделы тем (Таблица 1) по старшим классам и выявили применение на уроках таких методов и методических приемов, которые способствуют формированию здоровьесберегающих знаний, умений, навыков.

        Таблица 1

Реализация методов обучения  на уроках ОБЖ в старших классах

Класс

Тема урока

Методы и их реализация в ходе урока

Основные ЗУН сформированные в ходе урока

10

Биологические ритмы и работоспособность человека

Наглядный метод ( иллюстрации

демонстрация, на6людения учеников) –  изображение «Биологических часов», изображение «Совы, жаворонка, голубя», схематичное  изображение работоспособности в зависимости от времени суток.

Словесный метод (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж) – рассказ «Биоритмы», беседа о суточном и недельном цикле биоритмов.

Работа с книгой  (чтение, изучение, беглый просмотр, изложение, составление плана). – чтение абзаца о влияние биоритма на здоровье человека.

Практический метод (Дидактическая игра, упражнение) – тест «Кто рано встает…

Терминологический диктант.

Определить свои биологические часы, и к какой группе вы относитесь.

Навык определения  своего суточного цикла активности.

Умение определить наивысший пик своей активности в разное время суток.

Умение составлять свой режим дня, опираясь на знания о биоритмах.

Исследование формирования здоровьесберегающих знаний, умении, навыков проводится поэтапно. Все этапы взаимосвязаны между собой и подчинены общей цели.

     I этап – Организация опытно- экспериментальной работы – определение цели исследования, место исследования, составление плана  опытно-экспериментальной работы.

     II этап – Констатирующий эксперимент – диагностика знаний школьников 11 класса по предмету. Диагностика проводилась с помощью контрольной работы.

       III этап – Формирующий эксперимент – организация и проведение опытно-экспериментального исследования.

     IV этап – Констатация результатов исследования достижение (не достижение)  результатов опытно-экспериментальной работы

      Процесс экспериментального доказательства осуществляется на основе сравнения экспериментального класса (11 Б класс - 25 учеников) и контрольного класса (11А класс - 25 учеников). Целью проводимого эксперимента является изменение качества обученности и сформированности у учащихся здоровьесберегающих знаний, умений, навыков при условии использования данной методики (см. приложение1 ).

При организации и проведении эксперимента были учтены требования:

     - Соответствие цели и задач эксперимента минимально необходимого числа  экспериментальных объектов;

     -   Не допустимость риска для здоровья и развития испытуемых;

     - Гарантия от нанесения вреда для их самочувствия и от ущерба их жизнедеятельности в настоящем и будущем.

      Таким образом из большого числа данных знаний, умений, навыков выбраны для исследования наиболее значимые для сохранения здоровья учащихся старшей школы:

1) Сформированность понятия регулярного и правильного соблюдения  режима дня.

2) Навык правильного  нравственного поведения в обществе.

3) Сформированность навыка правильного взаимоотношения полов.

4) Сформированность знаний, умений, навыков по профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.

     В заключении исследования мы предполагаем изменение качества обученности данных знаний, умений, навыков. Для установления качества обученности мы базировались на показатели, с помощью которых можно оценить результативность экспериментальной работы.

Достижение сформированности данных ЗУН можно считать при условии наличия у ребенка следующих навыков:

1) Сформированность понятия регулярного и правильного соблюдения режима дня

Знать правила приготовления и приема пищи.

  1. Иметь представления о значимости чередования труда и активного отдыха.
  2. Иметь представление о  необходимости чередования умственного и физического труда.
  3. Иметь представление о необходимости полноценного сна.

2) Навык правильного  нравственного поведения в обществе.          

   -    Знать обычаи и традиции нравственных норм.

  1. Иметь представления о необходимости соблюдения моральных норм.
  2. Иметь представления о факторах формирования личности подростка.

3) Сформированность навыка правильного взаимоотношения полов.

   -  Учащиеся должны иметь представления о правильном сексуальном  поведении

  1. Иметь представления о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни.

4) Сформированность знаний, умений, навыков по профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.

   - Учащиеся должны знать особенности протекания заболеваний, передаваемых половым путем

        -    Иметь представления о мерах профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.

     Эксперимент по формированию данных знаний, умений, навыков будет протекать поэтапно.

На первом этапе эксперимента - подготовительном был проведен анализ психолого- педагогической и методической литературы, а так же анализ программы «Педагогика здоровья». Разработка системы уроков,  с применением разнообразных методов обучения.

     При проведение констатирующего эксперимента была проведена контрольная работа в 11 «А» и в 11 «Б» классе. Для проведения эксперимента нам необходимо определить экспериментальный и контрольный классы. В качестве экспериментального класса мы выбрали 11 «Б»- поскольку  результаты тестирования этого класса было несколько ниже параллельного класса, и мы определили необходимость в применении данной методики именно на 11 «Б» классе.

Экспериментальному и контрольному классу были предложены тесты: «Правила личной гигиены», «Нравственность и здоровье», «Правильное взаимоотношение полов», «Болезни, передаваемые половым путем.»

     После проведения тестирования в экспериментальном и контрольном классах выявлены следующие результаты

                                            18%

                                            29%        11А (Э)

                                                                                                   11Б (К)

Рис. 1 Сформированность понятия регулярного и правильного соблюдения   режима дня.

                                       26%

                                          33%                     11А (Э)

                                                                                               11Б (К)

Рис. 2 Навык правильного  нравственного поведения в обществе.

                                        61%

                                                                           11А (Э)

                                                              54%                            11Б (К)

Рис. 3 Сформированность навыка правильного взаимоотношения полов.

                                         

                                             45%

                                             60%                   11А  (Э)11Б  (К)

Рис. 4 Сформированность знаний, умений, навыков по профилактики заболеваний, передаваемых половым путем. 

     В следствии проведенного констатирующего эксперимента мы выявили, что учащиеся одиннадцатых классов имеют представление о здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, но они не достаточно сформированы и нуждаются в корректирование и совершенствование. Это необходимо поскольку формирование данных ЗУН поможет сохранить и укрепить здоровье учащихся, а в будущем поможет сохранить здоровое поколение.         

     Содержанием формирующего эксперимента заключается в применение методики формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков.

     Основной задачей данного этапа является проверка гипотезы т. е. использование разнообразных методов и методических приемов на уроках ОБЖ - является условием формирования здоровьесберегающих ЗУН старшего школьника. Объяснительно - иллюстративные, наглядные. словесные, видеометод, практические методы определяют организующее условие для формирования, упражнения, отработки здоровьесберегающих ЗУН на уроках ОБЖ.

     Проанализируем  систему уроков (Таблица 3). Анализ предложенных уроков включает в себя следующие моменты:

Реализация методов обучения  на уроках ОБЖ в 11 классе

по теме «Основы здорового образа жизни

Класс

Тема урока

Методы и их реализация в ходе урока

Основные ЗУН, сформированные в ходе урока

11

Правила личной гигиены и здоровья

Наглядный метод

( иллюстрации, демонстрация, на6людения учеников) – используется символическое изображение таблица, для соотнесения понятия с их  значением, рисунковая наглядность «Необходимость соблюдения ЗОЖ»

Словесный метод (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж) – терминологическая работа «Гигиена», Беседа «Что такое правила гигиены», обсуждение в малых группах по заданным вопросам, инструктаж по исследованию режима дня учащегося, беседа по вопросам:

1. Что составляет основу личной гигиены человека?

2. В чем состоит суть требований к гигиене белья, одежды, постельных принадлежностей, комнаты?

3. Какие виды отдыха вы бы рекомендовали своим друзьям?

Какая взаимосвязь существует между «питание и здоровье», «возраст и здоровье», «движение и здоровье», «сознание и здоровье»

Работа с книгой  (чтение, изучение, беглый просмотр, изложение, составление плана). – работа со словарем и энциклопедией по определению более полного понятия «Гигиена»

Практический метод (Дидактическая игра, упражнение) Игра «Докажи словечко» Учитель предлагает прослушать определение понятия. Играющие должны правильно назвать данное понятие, закончив предложение.

Учащиеся должны иметь навык соблюдения гигиены тела (навык правильного умывания, купания, смены белья)

Сформировать мотивацию в необходимости соблюдения гигиены тела

     Таким образом происходило постепенное формирование здоровьесберегающих знаний, умений, навыков у учащихся старших классов.

     В экспериментальном классе занятия проводились по предложенной методике, а в контрольном классе была использована традиционная методика.

Анализ результатов эксперимента.

     Педагогическая цель – изменение степени обученности здоровьесберегающих знаний, умений, навыков при использовании методики в образовательном процессе. Таким образом результатами эксперимента является совершенствование, изменение СОУ здоровьесберегающим знаниям, умениям, навыкам учащихся одиннадцатого класса.

     После проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе: повышение степени обученности здоровьесберегающим знаниям, умениям. навыкам составило приблизительно на 35%, 38%, 31%, 30%.

Проведем сравнение круговых диаграмм.

                                                         11Б конст. этап

                                                                                         11Б формир. этап

Рис. 5 Сформированность понятия регулярного и правильного соблюдения   режима дня.

                                                       11Б конст. этап

                                                                                        11Б формир. этап

Рис. 6 Навык правильного  нравственного поведения в обществе.

                                         54%

                                                81%         11Б конст. этап

                                                                                           11Б формир. этап

Рис. 7 Сформированность навыка правильного взаимоотношения полов.

                                           

                                              60%

                                                98%         11Б конст. этап

                                                                                           11Б формир. этап

Рис. 8 Сформированность знаний, умений, навыков по профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.

     Таким образом в результате формирующего эксперимента нами было выявлено, что применение методики формирования здоровьесберегающих знаний, умений, навыков приводит к положительной динамике. Можем говорить об этом, исходя из качественных показателей по результатом проделанной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Основная задача, которую мы преследовали в нашей работе, создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни, и естественно, что это возможно лишь с учетом методов и методических приемов педагогики. С другой стороны, учет валеологических подходов позволяет правильно построить сам педагогический процесс и создать необходимые внешнесредовые условия в школе и дома.

     Известно, что система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целью валеологического воспитания является формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Достижение этой цели возможно при решении как стратегических, так  и тактических задач. Стратегическую задачу можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой - как. полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача кроется в формировании у школьника установки на здоровый образ жизни.

            Вопросы охраны здоровья детей могут успешно решаться только в том случае, если работа будет вестись по двум направлениям:

  1. создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и рациональная организация тру да и отдыха школьников;

-    воспитание у школьников сознательного отношения к охране своего        здоровья самой большой ценности, данной человеку Природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Исследование эффективности применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Исследование применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с ОНР....

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...

Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие двигательной сферы у детей с ОНР В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношению к детям с различными сложными речевы...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого  и пятого  года обучения (5-6 лет, ...

«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложны...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...