Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие задачи, как формирование произвольного внимания; развитие логики и мышления. Занятие можно проводить с детьми старшей, подготовительной группы. Рекомендовано для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений, воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zayushkina_izbushka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1373»
(ГБОУ Школа № 1373)
Конспект логопедического занятия по развитию
связной речи
в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
по теме: Пересказ русской народной сказки
«Заюшкина избушка»
с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Составила
учитель-логопед
Андреева О.Н.
Москва
Тема: Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»
с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации.
Цель: развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
-обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки;
-развитие диалогической речи;
-подбор признаков к предметам с помощью вопросов;
-упражняться в подборе определяемых слов;
-упражняться в подборе действий;
-учить детей анализировать предложения на соответствие их рассказу;
-упражняться в восстановлении последовательности событий и составлении предложений;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развитие связной и фразовой речи;
-развитие просодической стороны речи;
-развитие внимания, памяти, логического мышления;
-развитие общей моторики;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать чувства справедливости, доброжелательности, желание прийти на помощь.
Здоровьесберегающие:
Снятие психоэмоционального напряжения; укрепление и расслабление глазных мышц; развитие межполушарных взаимодействий.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», предметные картинки: лубяная и ледяная избушки; лиса, заяц, собаки, медведь, петух с косой; текст сказки «Заюшкина избушка»; картонные декорации домов; маски (шапочки): лиса, заяц, медведь, петух.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1.Приветствие в стихах:
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте, ребята!
2.Отгадывание загадок.
-Ребята, отгадайте загадки:
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Дети: это лиса.
-Отгадайте вторую загадку:
Не барашек и не кот,
Носит шубу целый год,
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
-Правильно. Это загадка про зайца.
-Ребята, сейчас я расскажу вам сказку. В которой заяц и лиса являются главными героями.
II. Основная часть.
1.Рассказывание логопедом сказки «Заюшкина избушка» (адаптированный вариант с показом иллюстраций). Предварительное разъяснение слова: лубяная, лубяной.
2.Беседа по содержанию.
Кто жил в лубяной избушке? В какой избушке жила лиса? Почему у лисы растаяла избушка? Какая беда случилась с зайчиком? Были ли лиса и заяц друзьями до того, как лисья избушка растаяла? Как можно назвать поступок лисы? Кто хотел зайчику помочь выгнать лису из избушки? Почему собаки и медведь не смогли ему помочь? Кто смог помочь зайчику? Почему?
3.Анализ предложений на соответствие их рассказу.
У лисы была избушка лубяная, а у зайца ледяная.
Ответы детей.
У лисы домик растаял, а у зайца сломался.
Лиса выгнала зайца из избушки.
Собаки испугались и убежали.
Медведь и петух выгнали лису из заюшкиной избушки.
4.Подбор действий.
-Что умеет делать заяц (лиса, петух, собака, медведь)?
Совместно с ребёнком подбирается по 6-8 действий.
5.Упражнения для укрепления глазных мышц.
Проведём друзья сейчас упражнение для глаз:
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим по диагонали.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
За окно ты посмотри,
Что ты видишь там вдали?
Глазки вас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Отдохнули хорошо,
Завтра повторим ещё.
6. Восстановление последовательности событий в рассказе и составление предложений.
Логопед просит ребёнка вспомнить, что было раньше, что позже. И составить полные, правильные предложения в нужном порядке.
-У лисы растаяла избушка. - Лиса дразнит зайца.
-Медведь гнал, гнал, не выгнал. - Собаки гнали, гнали, не смогли выгнать лису.
-Одеваюсь, обуваюсь. - Несу косу на плечах, хочу лису посечи.
7. Динамическая пауза.
Звериная зарядка.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка!
А лисята, как проснутся- (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата, спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки
соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала!
8.Подбор определяемых слов.
Взрослый предлагает ребёнку догадаться, кому из трёх героев (лиса, заяц, петух) сказки относятся слова, обозначающие признаки:
Трусливый, хитрая, отважный, боязливый, тихий, рыжая, серый, задиристый, умная, громкоголосый, длинноухий, остроклювый, короткохвостый, длиннохвостая, звонкоголосый.
При трудностях восприятия сложных прилагательных логопед объясняет их смысл, например, остроклювый - «с острым клювом».
9. Игра на развитие межполушарного взаимодействия : « Ухо – нос».
Логопед предлагает левой рукой захватить кончик носа, а правой рукой – схватить противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
10. Подбор определений к персонажам сказки.
Логопед предлагает детям подобрать по 3-4 слова, характеризующих героев.
-Какой была лиса?
-Каким был заяц? (собаки, медведь, петух).
11.Инсценирование сказки детьми «Заюшкина избушка».
Чаще всего проводится, как второе занятие.
III. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня
Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Василиса Прекрасная
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Лиса и петух
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей 5-7 лет посредством использования карт В.Я. Проппа. Пересказ русской народной сказки Снегурочка.
Конспект занятий...
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР
Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР
Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ. Целью методической разработки ...