«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по логопедии

«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложных и самых распространённых дефектов речи является общее недоразвитие речи. Общее речевое недоразвитие оказывает большое влияние на формировании у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным.

Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как дошкольный возраст это период начала произвольности психических процессов, а так же период формирования психологической готовности к школе.

Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т.д. Данные преобразования приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.

Для понимания природы речевого развития очень важно знание и понимание особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности обучения детей и адаптации их в социуме. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка являются результатом того, что речевая неполноценность отстраняет ребенка от детского коллектива, этот факт с возрастом действует все более травмирующе на его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_emotsionalno.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложных и самых распространённых дефектов речи является общее недоразвитие речи. Общее речевое недоразвитие оказывает большое влияние на формировании у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным.

Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как дошкольный возраст это период начала произвольности психических процессов, а так же период формирования психологической готовности к школе.

Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т.д. Данные преобразования приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.

Для понимания природы речевого развития очень важно знание и понимание особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности обучения детей и адаптации их в социуме. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка являются результатом того, что речевая неполноценность отстраняет ребенка от детского коллектива, этот факт с возрастом действует все более травмирующе на его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.

Для построения эффективной коррекционно-педагогической и психолого-коррекционной работы с детьми с ОНР педагогу необходимы знания особенностей их эмоционально-волевой сферы.

Исследованию эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях, посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, Г. А. Волкова и других.

Исходя из анализа научных исследований, следует отметить, что нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения. У детей с ОНР отмечаются нарушения всех сторон процесса общения:

  • коммуникативной, имеет место нарушение обмена информацией как из за трудностей в передаче своей мысли ребенком, так и в сложности восприятия собеседником сообщения, и по причине особенностей программирования высказывания;
  • интерактивной, так как страдает построение общей стратегии взаимодействия;
  • перцептивной стороны общения, ребенок « тормозит» на более ранних формах общения, он не может точно и правильно воспринимать собеседника, составить о нем корректное представление.

Нарушение формирования личности является одной из общих и ярко выраженных закономерностей нарушенного развития. Л. С. Выготский отмечал социальную дезадаптацию, тенденцию к ограничению социальных контактов, низкую самооценка, пониженный фон настроения, астенические черты личности, нередко ипохондричность, тревожность, легкость возникновения страхов, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность.

Дефект речи и переживания по его поводу образуют сложный симбиоз. «В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор, в других речь идет только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание» [4, с. 123]. Дошкольникам с ОНР свойственна фиксированность на речевом дефекте. Основные проявления данного факта неуверенность в себе, иногда это может сказываться на речевой активности ребенка, а так же на его взаимоотношении с социумом. К сожалению, одна из причин данного факта – взрослые, которые заостряют внимание ребенка на речевом дефекте, усиливая его переживания.

В. Г. Колягина провела исследование психологических особенностей страхов у дошкольников с общим недоразвитием речи, и по результатам данного исследования можно сделать вывод, что для большинства детей с ОНР свойственны не только возрастные, но и специфические страхи. Устойчивость, интенсивность переживания и эмоциональная фиксация специфических страхов - вот основные характерные черты детских страхов детей с речевыми нарушениями. Детям дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием не свойственна такая фиксация на своих страхах, они не столь критичны к ним.

Оценка личностью своих возможностей, особенностей качеств, места в социуме, все это является составляющими самооценки. Самооценка влияет на отношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на дальнейшее развитие его личности и на эффективность деятельности человека. Речевой дефект отрицательно влияет на формирование самооценки, у детей с ОНР наблюдается робость, неуверенность в себе, ощущение своей маловажности и др. Уровень самооценки дошкольников с ОНР значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений.

Мотивация проявляется в стремлении к успеху в любой выполняемой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается сниженная активность в случае неудач, снижение стремления к успехам. «Зачастую реакция дошкольников с ОНР на неудачу отличается от реакции, наблюдаемой в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне» [5, с. 69].

Согласно исследованию И. Ю. Кондратенко особенностей паралингвистических средств общения, в частности мимики детей с общим недоразвитием речи, у детей с ОНР дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях. Детям с речевыми нарушениями особенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. Они не способны адекватно выражать эмоционально-смысловое содержание высказывания.

Процесс обучения и эмоционально-волевая сфера неразрывно связаны между собой. Если ребенок постоянно находится в напряжении, не проявляет активности ни в каком виде деятельности, испытывает чувство тревоги, имеет низкую самооценку, то ему намного сложнее научиться чему либо. Процесс обучения будет намного затянутее и сложнее, и будет требовать колоссального терпения как от ребенка так и от педагога. Поэтому одна из самых важных задач воспитателя найти действенные подходы, средства и методы для успешного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

По результатам всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей.
  • самооценка учащихся с ОНР значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений.
  • у детей с ОНР снижено стремление к успеху, такие дети более остро воспринимают неудачи.

Главным направление при коррекционной работе по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР должно быть появление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Так же необходимо формировать у ребенка умение определять эмоции других людей и выражать свои собственные эмоции. Это в свою очередь приведет к использованию эмоций как средства общения. А общение является одним из главных и основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей.

 

Список литературы:

1.     Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы.– 4–е изд. – М. :Проспект.– 2009.- 240 с.

2.     Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие. -2002. – 350 с.

3.     Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности. - 1999.- 198 с.

4.     Калягин В.А. Логопсихология. - 2006. — 320 с.

5.     Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи. - 2009.- 312 с.

6.     Колягина В.Г. Психологическое изучение страхов у дошкольников с речевыми нарушениями. - 2011. – 297 с.

7.     Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. учеб. пособие.- 2001.- 326 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....

«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа....