«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».
методическая разработка по логопедии на тему
Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».
Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап.
Цели подготовительного этапа:
- Сформировать артикуляционную базу звуков в более короткие сроки.
- Осуществлять развитие речевого дыхания и голоса.
- Вести систематическую работу по развитию фонематического восприятия.
- Совершенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения пальцев рук.
- Проводить дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, направленный как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.
Логопедическая работа на подготовительном этапе занимает довольно длительное время.
Чем заняться на данном этапе?
С логопатами проводятся фронтальные подгрупповые занятия, куда включаются:
- артикуляционная гимнастика;
- игры на коррекцию дыхания и развитие голоса;
- работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук;
- игры на развитие слухового внимания;
- особое место на подготовительном этапе занимает артикуляционная гимнастика.
Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, направленных на такое положение органов артикуляции, при котором звучание близко к акустическому эффекту нормированного звука. Упражнения даны для всех групп нарушенных звуков в определенной последовательности и объединены единым сюжетом .
С этой целью с детьми разучивается комплекс артикуляционной гимнастики под названием: “Веселые истории о Язычке”. Разучивание артикуляционной гимнастики сопровождается показом силуэтных картинок, изготовленных на подставках.
- Жил-был Язычок. У него был вот такой домик (показ).
1. Упражнение “Домик”.
Дети широко открывают рот.
- Спал Язычок в своей кроватке. А кроватка была вот такая.
2. Упражнение “Кроватка Язычка” (показ)
Рот открыт, широкий язык лежит внизу, передняя часть языка соприкасается с нижними резцами. Боковые края языка прижаты к нижним боковым коренным зубам…
- Однажды, утром проснулся Язычок и стал делать зарядку, как этот мальчик (показ картинки и показ выполнения упражнения логопедом).
3. Упражнение “Утренняя зарядка”.
Открыть рот. Верхние и нижние зубы видны. Кончиком языка касаться уголков рта. Следить, чтобы язычок не скользил по нижней губе.
- Сделал наш Язычок зарядку и включил телевизор, он был таким (показ).
4. Упражнение “Телевизор”.
Приоткрыть рот. Губы вытянуть окошечком вперед. Хорошо видны нижние и верхние зубы. Зубы сомкнуты (это упражнение необходимо для постановки шипящих звуков).
- Зазвучала красивая песенка. Девочка пела так (показ картинки и упражнения).
5. Упражнение “Песенка девочки” –а-а-а.
Рот открыт, широкий язычок прижат к нижним зубам, спинка языка не прогибается, а лежит спокойно в полости рта. Это упражнение необходимо для постановки свистящих, йотированных звуков. Довольно длительное время занимает отработка данного упражнения, так как у детей с ОНР язык в момент произнесения звука [а] оттягивается назад.
- Выключил Язычок телевизор и решил выйти на улицу посмотреть, какая сегодня погода, но дверка в домике закрыта. Язычок стал открывать дверку, а делал он это вот так (показ).
6. Упражнение “Язычок открывает дверку”.
Рот приоткрыт. Зубы сомкнуты. Язык с силой толкается в нижние зубки.
- Дверка отворилась, выбежал Язычок на улицу, посмотрел вверх: ярко ли светит солнце и нет ли туч на небе? А потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле?
7. Упражнение “Посмотри на солнышко и на землю”.
Рот открыт. Язычок тянется к носу, а потом к подбородку. При выполнении этого упражнения, у логопатов хорошо растягивается подъязычная связка, а без достаточно хорошо растянутой уздечки трудно поставить звук [р]. Во время выполнения этого упражнения необходимо обращать внимание детей на то, что, когда язычок тянется к носу, хорошо видны нижние зубы, а к подбородку – верхние зубы. Это упражнение полезно тем, что одновременно с работой язычка, уздечки в работу активно включаются губы.
- Тут послышался голос мамы. Она приготовила вкусные блинчики. Позвала мама Язычка домой, но он не послушался. Давайте его накажем.
8. Упражнение “Накажем непослушный Язычок”.
Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя.
- Прибежал он домой, извинился и стал кушать только что испеченные блинчики, которые лежали на тарелочке.
9. Упражнение “Блинчики на тарелочке”.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (тарелочку). Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения “Накажем непослушный Язычок”, т.к. мышцы языка очень хорошо расслабляются и язычок становится широким.
При выполнении упражнения “Блинчик на тарелочке” необходимо следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа, не высовывался язычок далеко. Он должен только накрывать нижнюю губу.
- Кушал Язычок блинчики, а рядом на столе лежали разные сладости.
10. Упражнение “Вкусная конфетка”.
Имитировать жевание вкусной конфетки. Губы сомкнуты. Активно работают губы и щеки по направлению часовой стрелки.
- Съев вкусную конфетку, решил наш Язычок отведать мороженое. Оно было до того замечательное, что от удовольствия Язычок облизал верхнюю губку.
11. Упражнение “Чудесное мороженое”.
Рот приоткрыт, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
- Тут Язычок вспомнил, что именно на сегодняшний день у него есть билет в гастролирующий цирк. Язычок быстро собрался и отправился на представление. Вышел на улицу наш дружок и увидел возле дома новый забор, он был вот таким.
12. Упражнение “Заборчик”.
Губы растянуты в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.
- Полюбовался Язычок новым забором и быстрей побежал дальше. А вот и здание цирка. Оно было большое и красивое.
13. Упражнение “Здание цирка”.
Широко открыть рот.
В фойе цирка клоун встречал всех зрителей своей веселой, широкой улыбкой.
14. Упражнение “Веселый клоун”.
Растянуть губы в улыбке, а затем снова вернуться в исходное положение.
- Усевшись поудобнее в кресло, Язычок увидел ведущего представление – слоника. Слоник сообщил о начале развлечения и важно вытянул хоботок вперед.
15. Упражнение “Хоботок”.
Рот приоткрыт. Губы вытянуты вперед. Видны верхние и нижние зубы.
- Неожиданно на арену цирка выбежала лошадка, она цокала копытами так (показ).
16. Упражнение “Лошадка”.
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком языка, следить чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язычок. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Тут вышли мишки-толстышки (показ). К ним навстречу выбежали ребятишки- худышки (показ).
17. Упражнение “Толстышки – худышки”.
Надувать щеки и втягивать их вовнутрь.
- Затем на арене выступал кот-циркач. Он гордо крутился на одной лапке.
18. Упражнение “Кот- циркач”.
Открыть рот. Выполнить круговые движения языком, облизывая губы по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки. Следить за тем, что когда язычок двигается по верхней губе были видны нижние зубы и наоборот.
- Потом вышел футболист-кот и стал забивать мяч в ворота вот так (показ).
19. Упражнение “Футбол”.
Попеременное надувание щек.
- Представление в цирке подходило к концу. В заключение на арене выступал зайка-барабанщик, он стучал палочками: –д-д-д.
20. Упражнение “Зайка-барабанщик”.
Рот открыть. Хорошо видны и верхние и нижние зубы. Поднять широкий передний край языка за верхние зубы и стучать не отрываясь по бугоркам (альвеолам): д-д-д. Добившись четкости и точности выполнения этого упражнения и выработав длинную воздушную струю, легко можно поставить звук [р].
- Выйдя на улицу, после окончания представления, Язычок увидел лужи на земле. "Ну, – думает Язычок, – если прошел такой сильный дождь, наверное грибов в лесу видимо-невидимо! А не пойти-ка мне в лес за грибами?" И Язычок решительно направился в сторону леса. Когда Язычок шел по дороге в лес, вдруг налетел такой сильный ветер, что у деревьев ветки наклонились в сторону. Ветер был вот таким (показ).
21. Упражнение “Сильный ветер”.
Вытянуть язычок, положить его на нижнюю губу и предложить сильно подуть на кончик языка. Следить, чтобы щеки дети не раздували. Воздушная струя шла посередине язычка.
Это упражнение необходимо для постановки базовых звуков: [с], [ш].
- У дороги росла елочка. У нее иголки были острые (показ).
22. Упражнение “Иголочка”.
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Следить, чтобы во время выполнения упражнения хорошо были видны верхние и нижние зубы.
- Вдруг налетевший ветер донес громкую песенку жеребенка:- и-и-и.
23. Упражнение “Песенка жеребенка”.
Растянуть губы в улыбке, нижние и верхние зубы хорошо видны. Широкий передний край языка находится за нижними зубами, боковые края прижаты с внутренней стороны к верхним коренным зубам, средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу и образует щель. Добиваясь правильности выполнения данного упражнения, легко можно поставить свистящие и йотированные звуки.
- Остановился язычок на лесной полянке, заслушался ржанием жеребенка и залюбовался цоканьем копытцев лошадки. Потом Язычок неожиданно опустил голову вниз и увидел много грибов. Они были вот такие.
24. Упражнение “Грибочек”.
Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать нижнюю челюсть.
Хороших результатов при выполнении этого упражнения можно добиться, если предложить его сразу, после упражнения “Лошадка”. Следить, чтобы средняя часть языка не провисала, а хорошо присасывалась к небу, чтобы верхние и нижние зубы были видны.
- Тут откуда ни возьмись прилетел рой пчел, и они стали больно кусать нашего Язычка.
25. Упражнение “Пчелы кусаются”.
Рот приоткрыт, губы в улыбке, покусывать язычок от кончика, до середины к задней части языка так, чтобы оставались “дорожки” от зубов. Затем предложить детям покусать боковые края языка, кончик языка при этом поднят вверх. Это упражнение дает хорошее расслабление языка, а покусывание боковых краев языка - постановку шипящих звуков.
- Язычок так испугался, что кубарем покатился вниз к реке. Спустился Язычок к реке, а вода была холодная и журчала так, напевая свою песенку (показ).
26. Упражнение “Песенка холодной водички”.
Рот приоткрыть. Губы в улыбке, хорошо видны нижние и верхние зубы, широкий передний край языка прижат к нижним резцам, боковые края соприкасаются с верхними коренными зубами (как при звуке “и”) и пустить “холодную водичку”: -с-с-с, то есть подуть с силой на язычок. Следить, чтобы воздушная струя шла посередине язычка.
- Умылся Язычок холодной водичкой и вдруг увидел мальчика, катающегося в лодке, лодка была вот такая.
27. Упражнение “Лодочка”.
Высунуть широкий язык. Боковые края языка поднять вверх. Удерживать желобком (лодочкой).
- Язычок попросил мальчика показать другую дорогу домой, не идущую через лес. Мальчик с удовольствием откликнулся на просьбу Язычка и показал дорогу, ведущую от него в город. По правую сторону проходила железная дорога, и Язычок услышал стук колес идущего поезда.
28. Упражнение “Колеса у вагончика стучат”: –т-т-т.
Рот открыт. Хорошо видны верхние и нижние зубы (об этом необходимо помнить при выполнении многих упражнений).
Поднять широкий передний край языка за верхние зубы и стучать, не отрываясь, по бугоркам (альвеолам), боковые края при этом прижаты к верхним коренным зубам.
- А по другую сторону дороги протекала река, где пароходы, встречаясь друг с другом, давали гудки: ы-ы-ы.
Это упражнение важно тем, что оно является исходной позицией для постановки звука [л] и устранения мягкости у твердых согласных.
- Возвратившись благополучно домой, Язычок от радости заиграл на гармошке, и стал показывать разные фокусы.
29. Упражнение “Гармошка”.
Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Следить, чтобы верхние и нижние зубы были хорошо видны.
30. Упражнение “Фокус”.
Рот приоткрыт, язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
Выполняя это упражнение, важно следить, чтобы дети не дули на нижнюю губу.
После разучивания с детьми комплекса артикуляционной гимнастики для всех групп нарушенных звуков достаточно легко и свободно идет процесс постановки отсутствующих звуков у большинства логопатов, т.к. исходная позиция органов артикуляции будущего звука уже достигнута в результате систематичной, последовательной, кропотливой работы на подготовительном этапе.
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения должна начинаться с исправления менее сложных звуков, одновременно продолжать работу по подготовке органов артикуляции к постановке более трудных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).
Звуки переднеязычные ([Т],[Д],[Н], язычно-альвеолярный [Л], губно-зубные ([В], [Ф], йотированные ([ia], [iэ], [iо],[iу] легко ставятся после тщательной работы на подготовительном этапе.
При постановке йотированных звуков предложить спеть песенку “Лошадки” и далее сообщить следующее: “Поет песенку свою лошадка, как вдруг послышался жалобный голосок маленького ослика иа-иа-иа (кончик языка за нижними зубами, боковые края прижаты с внутренней стороны к верхним коренным зубам, средняя часть спинки языка поднята к твердому небу и образует щель). Ослик потерял свою маму. Давай(те) поможем ослику найти маму”.
Ребенок поет песенку: иа-иа-иа, убыстряя темп. И вот тут, для образования щели и для того, чтобы язык не поднимался вверх, предложить ребенку указательным (чистым) пальцем своей руки придержать передний край языка. Следить, чтобы средняя часть спинки языка не соприкасалась с твердым небом. С пальцем, ребенок продолжает произносить изолированный звук до тех пор, пока не появится чистый звук([ia], то есть пока язычок не привыкнет находиться за нижними зубами. После введения звука [ia] в слоги, постановка остальных йотированных звуков [iэ], [iо],[iу] – осуществляется по подражанию.
Постановка звука [с] (базовый звук всех свистящих) осуществляется в два этапа.
Предложить ребенку спеть песенку “Лошадки”:– и-и-и-, обращая внимание на положение язычка и губ. Следить, чтобы губы были растянуты в хорошей улыбке, верхние и нижние зубы видны. Ребенок поет песню:- и-и-и (язычок горкой) далее предложить подуть на кончик языка, т.е. пустить “холодный ветерок” или “холодную водичку” посередине язычка получается: - с-с-с. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к внутренней стороне коренных зубов, а посередине язычка образовался желобок, по которому и направляется длительная воздушная струя.
Начинать автоматизировать звук [с] в слогах: са, сы; между гласными а-с-а. А язык продолжает находиться в том же положении. Особое внимание обратить на то, чтобы язычок не отходил от нижних зубов, а был плотно прижат. Такое положение язычка сохраняется до тех пор, пока язык не привыкнет находиться у нижних резцов, т.к. даже минимальное оттягивание кончика языка от нижних зубов дает дефектное произношение звука [с]. Затем предложить убрать язычок за нижние зубы, при этом сделать зубки вместе, а губы оставить в улыбке.
Сроки постановки звука [с] могут быть разными. Бывает достаточно двух недель, а бывает, что постановка звука [с] длится довольно длительное время. Все будет зависеть от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.
У многих детей с ОНР долго не ставится твердый звук [с] (произносят его мягко, [с']). Таким логопатам звук [с] ставится от звука [ы], т.е. сначала ставится звук [ы] - “Песенка пароходика” , потом предложить спеть 2 песенки вместе: песенку “холодного ветра” или (холодной водички) с-с-с и песенку “пароходика”:- ы-ы-ы. Получается:- сы-сы-сы. Необходимо следить за положением органов артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, между зубами небольшое расстояние (это необходимо для того, чтобы было видно, что язычок находится за нижними зубами), губы в улыбке. И после того, как язык приучится находиться в данном положении, предложить произносить слоги с сомкнутыми зубами, но губы продолжают находиться в улыбке. Если чисто поставлен звук [с], то звуки[с'],[з] [з'], [ц] идут по подражанию.
При постановке звука [ш] уложить ребенка на кровать и предложить выполнить упражнение: “Колеса у вагончика стучат”:- т-т-т. Следить за положением органов артикуляции: рот широко открыт, между зубами небольшое расстояние, широкий язычок поднят к альвеолам (“бугоркам”) и стучит:- т-т-т, боковые края язычка прижаты к внутренним сторонам верхних коренных зубов, верхние и нижние зубы хорошо видны.
Продолжить разговор: “Колеса у вагончиков стучат, а потом паровоз спускает пар: -т-т-т-ш-ш-ш”. Предложить ребенку “спустить пар”, подув на язычок. У некоторых детей слишком большое отверстие между твердым небом и язычком, где должна проходить воздушная струя. Таким логопатам необходимо придерживать среднюю нижнюю часть языка шариковым зондом.
При автоматизации звука [ш] в слогах: тша, ша, следить, чтобы язычок на звук [а] падал к нижним зубам, а нижняя челюсть активно опускалась вниз, губы разомкнуты, между зубами небольшое расстояние.
Поставленный звук [ш] детям с ОНР лучше начинать автоматизировать в слогах со стечением согласных: тша-тша-тша, пша-пшо-пшу, фша-фшо-фшу, кша-кшо-кшу и т.д. Почему? Это вызвано тем, что у дошкольников с ОНР нарушена слоговая структура слов. Слоговая зарядка со стечением согласных помогает более быстрому введению поставленного звука в речь.
От звука [ш] ставятся остальные шипящие звуки ([ж], [ч], [щ]). В основном они идут по подражанию (при условии, что чисто поставлен звук [ш]).
В постановке звука [р] можно использовать такой прием: уложить ребенка на кровать, предложить упражнение “Грибочек” и сильно подуть на передний край языка. Используя игровой прием “остановим лошадку”, получаем звук, близкий к “трр”, и так продолжаем до тех пор, пока не появится чистое произношение “трр”. Поставленный звук закреплять не в слогах: тра-тро-тры, а давать такие ряды: вра-вро-вры; гра-гро-гры; бра-бро-бры.
Такие слоговые ряды необходимы для того, чтобы ребенок к словам на звук [р] не подключал звук [т] (например: рак-трак).
У большинства детей с общим недоразвитием речи дрожит один край языка. В таком случае предложить ребенку выполнить упражнение “Грибочек” и большим (чистым) пальцем самого ребенка держать край языка, который дрожит, и сильно дуть на второй край языка (который не дрожит). Есть случаи, когда после данного упражнения частично вибрирует второй край язычка, но в основном у детей с ОНР остается односторонняя вибрация языка. Звук при этом идет чистый, но ребенок долго не вводит поставленный звук в свободную речь. С такими логопатами отводить больше времени на автоматизацию звука в слогах.
У детей с общим недоразвитием с большим трудом автоматизируются звонкие согласные звуки в свободной речи. С целью более быстрого введения звонких согласных в речь можно использовать карточку на дифференциацию звонких- глухих согласных. На карточке расположены два бубенчика (один звенит, другой нет, то есть без звоночка), далее сообщить ребенку: “В домике, где звенит бубенчик, будут жить звонкие звуки. Они любят петь, разговаривать (показать: рука ребенка прикладывается к своему горлышку). А в домике, где бубенчик не звенит, будут жить глухие звуки, они хотят спать, молчать”.
Таким образом, начинаем дифференцировать поставленные звонкие согласные: ба-па да-та га-ка; бо-по до-то го-ко; бу-пу ду-ту гу-ку; бы-пы ды-ты гы-кы.
После слоговой зарядки и автоматизации звуков в словах, предложить слова- паронимы (с рисунками к этим словам) типа: ветка- конфетка; башня – пашня; дом –том; газета – кассета и т.д.
Постановку мягких согласных можно осуществлять следующим образом: предложить ребенку спеть несколько песенок вместе: пиа-пиа-пиа (миа-миа-миа, ниа-ниа-ниа), постепенно убыстряя темп, пока не получится: пя (мя,ня). Поставленные мягкие согласные начинать дифференцировать с твердыми согласными, использовав карточку, на которой приклеены кусочек поролона (мягкие согласные) и кусочек пенопласта (твердые согласные). Сообщить ребенку: “В этом домике (показать) будут жить “добрые песенки”, которые поются, произносятся мягко, а в этом домике (показать) будут жить “сердитые песенки”, их будем произносить твердо (ребенок сам определяет на ощупь твердый и мягкий материал)".
Предложить сопоставить твердость и мягкость согласных в прямых слогах: па-пя ма-мя на-ня; по-пе мо-ме но-не; пу-пю му-мю ну-ню; пы-пи мы-ми ны –ни и т. д.
Поставленные звуки автоматизировать в слогах, предложениях и так далее.
Исходя из опыта работы можно сделать вывод, что дети с ОНР довольно длительное время не вводят поставленные звуки в свободную речь.
Эффективными приемами более быстрого введения поставленных звуков в речь у детей с ОНР и стертой формой дизартрии являются:
- Заучивание коротких двустиший, четверостиший, простых чистоговорок.
- Автоматизация звуков через драматизацию народных сказок. С этой целью силами родителей изготовлены персонажи кукольного театра. Дошкольники с большим удовольствием участвуют в драматизации, а логопед исправляет каждый неправильно произнесенный звук.
- Обучение чтению, начиная со старшей группы. На занятиях по звукопроизношению звук и буква даются одновременно.
Познакомить дошкольников с понятиями: гласный, согласный. Дети знают, что гласные мы тянем, поем, а согласные произносим коротко, четко, с несколько утрированной артикуляцией, называя согласные звуки без призвука “Э”,: не “эм”, не “мэ”, а чистый звук “м”, т.к. он звучит в конце слов: дом, сом, дым.
Сначала дошкольники сливают звуки в обратных слогах. После этого дети очень быстро, без особых сложностей сливают звуки в прямых слогах. Затем дети обучаются чтению односложных слов типа: мак, кот; потом чтению слов из двух открытых слогов типа: Му-ра. К этому времени звук [р] у большинства детей должен быть поставлен. Дошкольники, выкладывая или читая слова с буквой Р, стараются четко его проговаривать (точно так же обстоят дела и с другими поставленными звуками).Таким образом, научившись читать слова, дети значительно быстрее вводят поставленные звуки в свободную речь.
- Тесный контакт логопеда с воспитателями и родителями.
Воспитатели и родители имеют четкое представление о положении органов артикуляции произносимых, чисто поставленных звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие моторных навыков – важнейшая ступень в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
Упражнения и игры для развития тонких движений пальцев рук.Обучение действиям с предметами.Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонемат...
Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста
Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...
Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...
Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста
Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа....
«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложны...