Главные вкладки

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    статья по развитию речи

    Середина Тамара Борисовна

    Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

    Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОО. Это  создание единого информационного образовательного пространства дошкольного учреждения, использование информационных технологий в  коррекционно-логопедическом процессе, разработка интегрированных занятий,  проектная деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_v_sbornik._mbdou_no8_g._kansk._2docx.docx22.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Т. Б. Середина

    МБДОУ №8, г. Канск

    Компьютер очень активно вошел в нашу жизнь и стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Использование современных коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

    Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

    Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОО. Это  создание единого информационного образовательного пространства дошкольного учреждения, использование информационных технологий в  коррекционно-логопедическом процессе, разработка интегрированных занятий,  проектная деятельность.

    Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования  И. Пашелите,  Б. Хантер и др.).

    Теоретическую основу моего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р. Е. Левина, А. Н. Корнев), деятельностный подход в обучении (Л.С.Выгодский , Н.Ф.Талызина. П.Я. Гальперин), концепция применения компьютерных учебных средств (И.А. Морев, В.В. Рубцов и др.), концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.Н.Кукушкина).[1]

    Процесс широкого использования ИКТ в моей коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи позволяет решать ряд коррекционных задач:

    1. Постоянно совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

    2. Закреплять произношение  поставленных звуков.

    3. Целенаправленно активизировать отработанную  лексику.

    4. Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

    5.Развивать память, внимание, логическое мышление в играх и упражнениях.

    6. Формировать связную речь.

    7. Закреплять навыки чтения и письма.

              Помимо коррекционных задач применение компьютерных технологий в образовательном процессе воспитанников, помогает решать задачи творческого характера – развивать воображение и творческое мышление, а также познавательную активность.

              Сегодня я хочу поделиться опытом работы по использованию ИКТ в условиях логопедической группы нашего дошкольного учреждения.  Образовательная деятельность с использованием компьютера проводится с обязательным соблюдением условий для сбережения здоровья детей, т. е. в соответствии с нормами СанПиНа: работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); проведение гимнастики для глаз до начала занятия и после, периодический перевод взгляда ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд. Помимо того, обязательно включаются в образовательную деятельность  игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.[2]

              В своей работе я использую компьютер, как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной коррекционной работе с воспитанниками. Использование ИКТ на фронтальных занятиях позволяет вызвать интерес у детей, активизировать внимание, повысить познавательную активность, предотвратить утомление. Чтобы эффективность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений у детей давала положительный результат, стараюсь каждое занятие сделать комплексным, сочетающим в себе традиционный подход и наличие компьютерных средств коррекционного обучения. Для этого в качестве наглядности используются медиа-презентации по лексическим темам: «Времена года», «Деревья наших лесов», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы и животные», «Животные жарких стран», «Профессии», «Фрукты- Овощи» и многие др. Некоторые из которых создаю сама. Помимо презентаций во время образовательной деятельности используется материал, созданный на основе дидактических игр, способствующий развитию внимания и наблюдательности «Сравни картинки», «Что изменилось?», «Что лишнее?» и др., развитию словесно-логического мышления «Выдели главное», «Узнай и подбери схему», «Составь схему», формированию навыков анализа и синтеза «Что сначала, что потом?» и т. п.

      Очень нравится детям, когда в образовательную деятельность включены интерактивные игры. Здесь мне на помощь приходит сайт Мерсибо[4] на котором разработаны готовые компьютерные программы и как с ними работать подробно рассказывают бесплатные вебинары. Такие программы как «ЛогоСтарт», предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Все упражнения данной программы  построены в игровой форме  для автоматизации трудных звуков и развития словарного запаса. «Конструктор картинок», который позволяет мне создавать пособие направленные на обучение чтение и счету, на расширение словаря, на фонематическое восприятие. Для автоматизации поставленных звуков используется программа «В помощь логопеду», в которой предоставлены красочные слайды-картинки и образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). Ребёнок сам или с помощью находит слова-названия на определённый звук.

     Для подготовки к обучению грамоте используем компьютерную игру  «Логопедические пазлы»[3], представленные в пособии дидактические материалы для коррекции нарушений письменной речи помогут формированию умения соотносить звук с буквой, различать звуки.

     Таким образом, целенаправленное системное полисенсорное воздействие, интерактивные формы обучения, а также создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации,  позволило достичь в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи значительных успехов.

    В заключении хочется отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в логопедической группе ДОО позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы учителя-логопеда высока в том случае, если ИКТ является частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

    Библиографический список

    1.Е.Вренёва. Информационно-компьютерные технологии в обучении дошкольников с нарушениями речи. – Журнал «Логопед» № 3, 2010, C. 46

    2.Е.Гавришова. Игровая форма комплексного решения образовательных задач коррекционной группе// Дошкольное воспитание. №5, 2016,C.79-84

    3. Л.В.Аскульская. Компакт-диск// Издательство «Учитель»

    4. Mersibo.ru https://www.bing.com/search?FORM=SWBW15&q=Mersibo


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет и технология её развития на логопедических занятиях

    Изучение особенностей памяти детей и применение игровых приёмов и специальных методик по развитию памяти на логопедических занятиях....

    Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

    Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

    Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

    Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...

    Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

    Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

    Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

    Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....

    Использование игр для активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

    В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребе...

    «Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».

    Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей....