: «Исследование эффективности применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»
статья (подготовительная группа) на тему

Комарова Светлана Викторовна

Исследование применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с ОНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_status.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Исследование эффективности применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

(автор: Комарова Светлана Викторовна учитель физической культуры ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Саратова» )

Цель: Определить эффективность применения компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей с ОНР.

Нарушение осанки и плоскостопие являются частой причиной беспокойства родителей, педагогов и медиков, особенно когда выявляются у практически здоровых детей и подростков при профилактических осмотрах. Ведущей причиной развития нарушений осанки и плоскостопия является дефицит двигательной активности. Поэтому они часто возникают у ослабленных детей, при различных заболеваниях и повреждениях, ограничивающих физическую нагрузку.

 В настоящее время существует много рецензий, откликов и исследовательских статей об использовании компьютерной системы «Статус» при коррекции плоскостопия и нарушения осанки у  детей. Однако  встаёт вопрос будет ли его применение эффективно при работе с детьми с ОНР имеющими отклонения от норм психо-физиологического развития.

Основная масса обучающихся в школе-интернат АОП №1 г. Саратова имеет диагнозы неврологического и психиатрического характера(ОНР), но кроме этого также имеет место сопутствующие диагнозы не неврологического свойства. Такие как плоско-вальгусные стопы, нарушение осанки, кифоз, сколиоз и другие.

С целью профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия детей  была приобретена компьютерная система «Статус», разработанная специалистами научно-производственной фирмы «Амалтея» г. Санкт-Петербург, предназначенная для проведения занятий методом ФБУ-ЭМГ. В основе технологии ФБУ лежит принцип биологически обратной связи (БОС), что позволяет научиться управлять своим телом.

Функциональное биоуправление по электромиограмме (ФБУ-ЭМГ) - это обучение управлению функцией мышц с помощью электронных устройств, которые регистрируют биопотенциалы контролируемой мышцы, усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной связи (звуковые, световые, комбинированные).

показания к применению метода ФБУ-ЭМГ являются:

-функциональные нарушения осанки

-заболевания позвоночника

-функциональная недостаточность стоп

-статическое плоскостопие и плоско – вальгусные стопы

Имеются противопоказания к занятиям:

-возраст младше 4-х лет

-нарушение интеллектуального и психического развития

-психические расстройства

-нарушения поведения (гиперактивность, агрессивность)

-эпилепсия и судорожный синдром.

Занятия с использованием метода БОС осуществляются в форме увлекательной компьютерной игры. Благодаря этому, дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют однообразные упражнения, что необходимо для тренирующего эффекта занятий.

Применение метода ФБУ – ЭМГ в образовательных учреждениях не требует медицинской сертификации специалиста, так как методики занятий построены на принципах физического воспитания и лечебной физкультуры. Упражнения на биотренажере «Статус», построенные на игровых сюжетах, превращают для ребенка обучение в увлекательный процесс. Сам того не замечая, ребёнок делает десятки повторов одного и того же упражнения, вырабатывая при этом нужный и полезный мышечный навык, практически автоматически переносимый в реальную жизнь.

  При правильном выполнении задания в фазу сокращения ребѐнок должен в течение установленного времени удерживать напряжение тренируемой мышцы и просматривать на экране сюжеты, видео и т.д. При неправильном выполнении – демонстрация сюжетов нарушается. Таким образом, ребѐнок получает информацию о правильности выполнения задания и может своевременно устранять ошибки.

Программа «Статус» обеспечивает реализацию разных методик тренировки: снижение активности мышц – расслабления, повышение  активности мышц – напряжения, развитие взаимодействия мышц. Для достижения нужной задачи необходимо проделать от 10 до15 сеансов. Длительность занятия увеличивается постепенно от 8 до 25 минут. Работа  проводится в три этапа:

1-й – подготовительный. Задача этого этапа – в доступной форме акцентировать внимание детей и родителей на то, что приборы не оказывают негативного воздействия на  организм, а лишь регистрируют физиологические изменения.

2-й – основной. Тренировка определенных групп мышц до получения желаемого результата. Развитие необходимой мышечной силы, формирование правильной осанки.  

3-й заключительный. Задача этого этапа – закрепление полученных навыков, заключительное диагностическое исследование, оценка эффективности курса занятий.

 Мониторинг результатов коррекционной - профилактической работы по компьютерной программе на основе технологии БОС проводится с помощью сеансов «Диагностика».  Анализ показателей уровня физического развития выявил положительную динамику: повысилась устойчивость навыка правильной осанки, силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса у 40% детей наблюдается положительная динамика в укреплении мышц задней поверхности голени и формирования свода стопы 45%.  Программа «Статус» открывает большие возможности для профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия. После 5-6 сеансов виден результат: ребенок с первых минут занятия начинает правильно напрягать тренируемую мышцу и выполнять задание, при этом получая удовольствие от компьютерной игры, просмотра очень красивых слайдов на любые выбранные им темы и даже смотреть мультфильмы.

Особенность методики ФБУ-ЭМГ заключается в том, что данное оборудование обеспечивает контроль активности тренируемых мышц, точную дозировку, оценку успешности выполнения задания в течение всего занятия путем предъявления тренирующемуся человеку сигналов обратной связи.

Так как при школе-интернат существует дошкольное отделение было решено включить подготовку опорно-двигательной системы дошкольников к предстоящим нагрузкам в школе (при длительном пребывании за партой), как один из этапов в работе   подготовительной группы. Исследования проводились в течении 4 месяцев.(февраль-май)

При попытке работы с детьми с 4 лет (средняя группа) эффективность применения компьютерной системы «Статус»  была нулевая, так как у детей с ОНР этого возраста отклонения от норм психо-физиологического развития ещё очень велики: отсутствие достаточного внимания, неспособность понимать и исполнять инструкцию.

Работа по программе «Статус» разделилась на три этапа

1-Этап - подготовительный /3 занятия/

- Определение особенностей осанки детей. Осмотр и оценка функционального состояния позвоночника.

 -Объективные методы обследования состояния стоп /плантография, определение степени плоскостопия методом Чижина/.

2-Этап - основной. Из выборки были исключены дети для которых были указаны противопоказания. На основе полученных результатов, была отобрана группа детей в количестве 5 человек с диагнозом статическое плоскостопие и плоско-вальгусные стопы. Началась работа по профилактике и коррекции плоскостопия. Занятия проходили в режиме двух раз в неделю /10 курсов/.

СТРУКТУРА КУРСА:

- Первичное диагностическое ЭМГ исследование (1 занятие). Во время исследования проводится оценка изменений активности мышц голени при выполнении специальных упражнений, применяющих для развития сводов стопы. Уровень и симметричность биоэлектрической активности отражает степень сокращения контролируемых мышц голени слева и справа.

- Тренировка мышц задней поверхности голени (8 занятий). Основной этап курса предназначен для проведения силовой тренировки мышц голени (сгибателей стопы), определяющих формирование сводов стопы. Расположение электродов: внутренняя головка икроножной мышцы. Исходное положение для выполнения упражнений: сидя, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах (90 градусов), стопы стоят на полу. Выбор упражнений и параметры тренировки выбирать строго исходя из особенностей деформации стопы. Специальные упражнения методом ФБУ-ЭМГ даны в методическом пособии СТАТУС «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия», март 2011 г. стр.56

3-Этап заключительный (1 занятие). Оценка эффективности курса занятий. ЭМГ исследование мышц задней поверхности голени (сгибателей стопы). Результаты динамики КА. Эффективность курса коррекции определяется на последнем занятии путем сопоставления результатов первичного и заключительно исследований. Для оценки эффективности курса вычисляется общая сумма балов первичного и заключительного диагностического исследования. Заключение о результате коррекционных занятий определяется величиной коэффициента эффективности (КА), который вычисляется путем деления суммы бальной оценки первичного диагностического исследования на сумму балов заключительного исследования.

Соответствие КА результатам коррекции:

-2,0 и более – «значительное улучшение»

-1,2-1,99- «улучшение»

-1,06-1,19 –«улучшение»

-0,95-1,05 – «без перемен»

Вывод:

1. Работа с детьми с ОНР младше 6 лет нецелесообразна. Отсутствие достаточного внимания сказывается отрицательно на результате. В остальном результат занятий не отличается  от результата получаемого при занятиях с детьми, не имеющими никаких диагнозов.

2.По наблюдениям воспитателей подготовительной группы у детей занимающихся по компьютерной системе «Статус» улучшилось внимание, в связи с чем повысилась работоспособность на занятиях. Из чего следует вывод, что даже занимаясь физическими упражнениями по компьютерной системе можно повысить обучаемость детей с ОНР по другим направлениям.

3. Могу с уверенностью сказать, что данная программа обеспечивает высокий интерес детей к тренировочным занятиям и определяет эффективность коррекционного курса.

5. Этот метод дает видимые положительные результаты, в отличие от занятий ЛФК, где инструктор не видит, с каким успехом работает ребенок, да и у самого ребенка нет мотивации, длительно выполнять упражнение, вследствие чего наступает быстрое утомление и нежелание дальше заниматься.

6. По наблюдению, нежелание заниматься негативно сказывается на работе ребенка. Результат такого занятия будет значительно ниже или отсутствовать совсем. Учитывая особенности развития детей с ОНР, заинтересовать их можно, если разнообразить занятия различными видеоматериалами (в основном мультфильмами).

7. Снижается результат работы, по причине перерыва в занятиях из-за болезни ребенка. Теряется навык, и поэтому необходимо начинать процесс обучения заново (учитывая, что занятия проводятся в режиме двух раз в неделю).

8. По методическому пособию рекомендуют режим работы 15 мин ( в режиме 3 мин.- работа, 1 мин. – отдых). Но, исходя из небольшого опыта моей работы, самый оптимальный режим работы 10-12 мин. ( в режиме 2 мин.- работа, 40 сек. – отдых). Так как большинство детей просят остановить режим и перейти к отдыху, не заканчивая работу полностью, так как быстро утомляются.

9. Практически все дети отдают предпочтение играм: «Паровозик», «Обезьянка», «Лабиринт». Меньше всего любят «Космос» (так как врезание летящих комет вызывает неприятный звук, и дети просят отключить звук). Также меньшее предпочтение отдают режимам «Мозаика» и «Квадратики». По мнению детей, это самое сложное задание. И неохотно соглашаются с его выполнением.

Заключение:

Ребенок, имеющий 1 или 2 степень плоскостопия, положительных результатов в работе быстро не покажет. Должен быть комплексный подход к решению данной проблемы: ЛФК, ношение ортопедических стелек и специальной обуви, ежедневная гимнастика с ребенком дома, массаж и плюс БОС. Только все это вместе приведет к положительным результатам. Исходя из проделанной работы ,60 % детей по результатам исследования получили «КА – без перемен»( -1,0-1,05), что подтверждает выше сказанное.

У оставшихся 40% результат «КА – улучшение»(1,4 -1,7), так как эти дети меньше болели и занимались одновременно традиционной лечебной физкультурой, что  в сочетании с методом БОС позволяет получить положительный эффект.

По результатам работы можно судить об эффективности проведенного курса БОС – тренировок.

Используемая литература:

1. Богданова, О.В. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия методами функциональными биоуправлениями / О.В. Богданова, Н.И. Николаева, Е.Л. Михайленок. // Журн. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. – 1990, – № 8.

 2. Бонев, Л. Руководство по кинезиотерапии / Л. Бонев, А.П. Слынчев. – 1978. 3. Кузьмичева, О.А. «Статус» программа по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия: методическое пособие / О.А. Кузьмичева, В.Ю. Ледина. – Санкт-Петербург: ООО «НПФ Амалтея», 2011.

3. Кузьмичева О.А., Ледина В.Ю. Методическое пособие  «Статус. Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Консультация для родителей и воспитателей "Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации  представлен материал о нарушении формирования лексики у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи...

Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи

Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного тво...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

Проектная работа "Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи"

Проектная работа по применению тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

Специфика нарушения звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

    В настоящее время распространенное нарушение речи является общее недоразвитие речи. Это нарушение охватывает весь спектр языковой системы (фонетика, лексика и графика). Общее недо...