Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи
статья на тему
Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного творчества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим
недоразвитием речи
Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного творчества. В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Заучивание и произнесение скороговорок и потешек как одной из форм русского потешного фольклора является одним из самых интересных занятий для ребёнка.
Благодаря использованию фольклорных произведений в логопедической работе с детьми успешнее решаются важные коррекционно-образовательные задачи:
- формирование общеречевых умений и навыков путём совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
- совершенствование фонетической стороны речи путём коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправление дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирование просодической стороны речи;
- обогащение и актуализация словаря;
- развитие памяти, слухового внимания;
- развитие фонематических процессов;
- приобщение ребёнка к истокам русской народной культуры.
Не каждому ребёнку удаётся повторить скороговорку или чистоговорки с первого раза без ошибки, но весёлая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда при использовании графического изображения данных чистоговорок, так как использование зрительного и слухового анализаторов облегчают этапы запоминания.
Потешки – игры взрослого с ребенком, которые используются не только на занятиях, но и в свободной деятельности, включая их в домашние задания.
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям), с одной стороны они сближают детей с природой, с другой – знакомят с образцами русского слова. Все явления природы в закличках имеют ласковые имена. Например: Солнышко обогрей, милых деток пожалей. Выйдут детки погулять, будут бегать и играть.
Приговорка построена по принципу просьбы-пожелания, своим словесным строем и оформлением она настраивает ребёнка уважительно относиться к растениям и животным. Например: Сорока-белобока, научи меня летать; не высоко не далёко, чтоб солнышко видать.
Дразнилки – веселые, шутливые слова, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности, особенности поведения. Все эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество «трудных», «скользких» мест для произношения, поэтому повторение вслед за взрослым или заучивание их наизусть служат целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей. Например: На опушке в избушке живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Загадки служат тем же целям, что и потешки, чистоговорки и считалки, т.е. введению в речь ребенка новых звуков. В нашей работе часто используются загадки-описания. Загадки по сказкам не только помогают закрепить содержание сказки, но и развивают память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез) и, конечно, речь.
Одним из эффективных методов в коррекционной работе по формированию правильного произношения у детей с общим недоразвитием речи являются пальчиковые игры и упражнения. Для детей-логопатов проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и положительный эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.
При использовании фольклорных произведений всеми специалистами ДОУ у детей развивается творческое мышление, фантазия, воображение; формируется чувство ритма, выразительность движений; совершенствуются вербальные средства (ребенок учится доходчиво и правильно формировать свои мысли).
Успешность исправления речевого дефекта напрямую зависит от активного участия родителей в образовательном коррекционном процессе, так как автоматизация и дифференциация звуков в речи требует постоянного внимания и осуществления контроля за проговариванием каждого звука. Именно поэтому элементы фольклора включаются в домашние задания, так как игры родителей и детей с использованием пальчиковой гимнастики, потешек, прибауток, приговорок и других жанров делают их ближе духовно, что необычайно важно для детей с недоразвитием речи.
Таким образом, широкое использование скороговорок, потешек, загадок, чистоговорок, тараторок, считалок, поговорок, прибауток в логопедической работе не только приобщает детей к народной мудрости и национальной культуре, но и помогает им лучше и быстрее выработать необходимые артикуляторные механизмы и в дальнейшем овладеть полноценной техникой речи.
Литература:
- Козак О.В. Считалки, дразнилки, мирилки. – СПб., 1998.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"
Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

Доклад мастер класса по теме "Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей дощкольного возраста"
Развитие речи через фольклор...

Консультация для педагогических работников «Фольклор, как эффективное средство для развития речи дошкольников»
Фольклор - эффективное средство для развития речи дошкольников. В статье даны рекомендации по использованию фольклора в работе с дошкольниками разного возраста.....
Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка....

Мастер-класс на тему «Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствуе...

Проект Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста
Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.Задачи проекта:- изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с и...

Проект Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста
Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.Задачи проекта:- изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с и...
