Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"
статья по теме

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии.  Иерархия ценностей, в свою очередь выражает то, каким именно ценностям личность отдает предпочтение. Ценностные ориентации являются системообразующим, интегрирующим фактором по отношению к духовно-нравственной сфере в целом. Именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании духовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский народный фольклор как эффективное средство формирования

ценностных ориентаций дошкольников

Яковлюк Светлана Михайловна

к.п.н., доцент кафедры педагогики

ГАОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт»

Парфенова Елена Викторовна

Педагог-логопед высшей категории МБОУ ДОУ «Ладушки»

Отечественная педагогическая наука и практика на рубеже веков констатирует симптом «обессмысливания жизни», характеризующийся появлением среди подрастающего поколения таких проявлений, как наркомания, алкоголизм, резкий рост числа суицидов и преступлений несовершеннолетних и др. Это объясняется деформацией духовно-эстетических, нравственных ценностей в Российском обществе, когда « порожденные нашим обществом противоречия, которые были загнаны вглубь личности и с которыми она умудрилась прожить всю свою сознательную жизнь, делая при этом вид, что все хорошо, подвели многих людей к опасной черте…».[1]1 В связи с этим, молодое поколение ХХI века в большинстве своем не рассматривает образование как приоритетные ценности, ориентирующие человека на осознание себя в этом мире, на развитие своего личностного «Я». Поэтому вопрос о ценностях, ценностных ориентациях уже в современном дошкольном образовательном учреждении приобретает особую актуальность и выступает на передний план в перечне приоритетных проблем, требующих к себе наиболее пристального внимания воспитателей и всего общества в целом.

Долгое время вопрос о ценностях, ценностных ориентациях не рассматривался отечественной философской и педагогической науками. Внимание этой проблеме стали уделять ученые лишь начиная с 60-х годов 20 века (М.В.Богуславский, В.И. Додонов, З.И. Равкин, Я.С. Турбовской и др.), определяя ценностные ориентации не как ориентацию на ценности, а как отношение к ценностям. Так, по мнению А.Г. Здравомыслова, ценностная ориентация есть «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности  материальных и духовных благ и идеалов, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности»[2]2.

На иерархическую структуру ценностных ориентаций личности указывает Д.А. Леонтьев: «… ценностные ориентации  - сложное образование, вбирающее в себя разные уровни и формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, формы осознания личностью окружающего мира, своего  прошлого, настоящего и будущего, а также своего собственного «Я».[3]1

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии.  Иерархия ценностей, в свою очередь выражает то, каким именно ценностям личность отдает предпочтение. Ценностные ориентации являются системообразующим, интегрирующим фактором по отношению к духовно-нравственной сфере в целом. Именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании духовности.

Многие исследователи (А.А.Игнатьев, В.А.Кувакин, Д.А.Леонтьев и др.) считают, что основной функцией ценностных ориентаций является регулирование поведения людей: личность получает субъективную предпосылку включения ее в  общественные отношения в качестве активного фактора. Совокупность сложившихся и устоявшихся ценностных ориентаций определяет тип поведения и деятельности. Ценностные ориентации определяют как цели деятельности, так и средства их достижения. Через призму ценностных ориентаций личность воспринимает ту или иную ситуацию, задачи, стоящие перед ней и выбирает соответствующий образ действия.

Таким образом, под ценностными ориентациями в философско-педагогической литературе понимается избирательное отношение личности к моральным и духовно-нравственным  ценностям, система ее установок, убеждений, предпочтений, выраженных в деятельности и поведении.

Ценностные приоритеты русского фольклора позволяют определить нравственный потенциал ребенка, помогают осуществить социально одобряемый выбор своего поведения, образуют внутренний стержень культуры, потребности и интересы личности.

Народ своим бытованием создал драгоценный багаж знаний о природе развития и воспитания человека. Духовные сокровища предков передавались в рассказах, пересказах, пословицах, поговорках, сказках, которые несли с собой любовь к Родине, природе, людям, к матери.

Так, русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, неразрывно связанную с историей России. Она способна воспитать у дошкольников не только интерес к ней, но и помочь им глубже понять и почувствовать истоки нашего прошлого, узнать национальные традиции, обычаи, характер и духовный мир своего народа. Народная песня впитала в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Она уникальна музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события жизни – труд, праздники, игры и т.п., а отсюда ее главное назначение – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Народное пение является «хранилищем» ценнейших образцов русской народной культуры, духовных ценностей, способствующих контакту ученика с подлинно народным искусством и играющей важную роль в формировании основ духовности его личности.

Многие ученые рассматривают детские фольклорные песни как незаменимую школу умственного, эстетического и нравственного воспитания (Л.В. Данилова, Т.К. Рулина, Е.А. Покровский и др.). «Слушая музыку, люди начинают то вспоминать какие-то давнишние и давно исчезнувшие предметы, то вдруг надеются на какую-то всеобщую красоту, которая должна обнять собой весь мир»[4]1.

Исследования показывают, что русская народная песня обладает большими образовательно-воспитательными возможностями, являясь эффективным средством формирования нравственно-эстетического вкуса личности, причём не только в красоте поэтической формы песни, но и в красоте её содержания: призыв к труду, к благородным поступкам, нравственному поведению и т.п. Кроме того, использование народных мелодий в произведениях русских композиторов-классиков расширяет кругозор, любознательность каждого, формируя тем самым черты национальной культуры.

Фольклорные песенные игры выделяются гармоничным содержанием практической педагогики, искусства и физической культуры. Их нельзя заменить ни телевидением, ни радио, ни прослушиванием магнитофона.

Игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка. Поэтому народные традиционные игры надо рассматривать как начальную азбуку, в которой дети знакомятся с фольклором как самобытной и самостоятельной художественно-образной системой. Игры развивают познавательную активность у детей, формируют умение уважительно относиться к товарищам, к природе и к самому себе. И достаточно уверенно можно сказать, что детская песня рождается в играх, которые стимулируют потребность выразить свои чувства через песню.

Велика сила художественного воздействия на детей русской народной сказки. Этот жанр привлекал и привлекает внимание фольклористов, этнографов. Многие исследования посвящены сказке, а произведения искусств (опера, драма, живопись) частично воспроизводят различные сказочные сюжеты. Огромное внимание исследованию роли сказки в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения уделяли педагоги (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев и др.).

«В народной сказке на протяжении многих веков откладывались бесценные жемчужины речевого богатства. Сказка – это ни с чем не сравнимый мир детства не только в прошлом человека, но и в наше время в эпоху электроники, атомной энергии и полетов в космос. Я вижу важную воспитательную задачу в том, чтобы в детстве от трех до двенадцати лет каждый человек взял из мира сказки для своего развития все, что только можно и нужно взять».[5]1

 Великий русский педагог К.Д. Ушинский причину успеха сказок у детей видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Благодаря сказке в душе младших школьников с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и, главное, чувства, которое является  показателем основ духовности.

Учитель должен знать, что благодаря сказке в душе ребенка с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии, закладывая основы национальной культуры.

Автор «Энтопедагогики» Г.Н.Волков выделяет характерные черты сказок, являющиеся эффективным педагогическим средством, несущим в себе: оптимизм (увлекательность сюжета, что приковывает внимание каждого); образность (яркое восприятие действительности); забавность (в сказке не только яркие и живые образы, но и тонкий веселый юмор); дидактизм (сказки всегда поучительны и назидательны)[6]2.

Таким образом, русские народные сказки учат здраво относиться к природе, действительности, принимать причинно-следственную обусловленность явлений, раскрывать их внутренние связи с целью их разумного использования в жизни. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют глубже познакомиться с миром русской культуры, с историей своего народа.

В процессе воспитания особое место занимает диагностическая функция загадок: они позволяют воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что русский фольклор является эффективным средством формирования ценностных ориентаций дошкольников, отражая своеобразие данного типа культуры в единстве с его интеллектуальной и чувственной сторонами и выполняя гармонизирующую, интегрирующую функции, создает фундамент для формирования духовно-нравственной сферы личности дошкольника, определяя ее социальную значимость, целостность, уникальность и неповторимость.


[1]1 Абульханова-Славская  К.А.     Стратегия  жизни. – М.,1991. – С.295.

[2]2 Здравомыслов А. Г.     Потребности, интересы, ценности. – М.,1986. – С. 85.

[3]1 Леонтьев  Д.А.  Методы изучения ценностных ориентаций. – М.,1992. – С.41.

[4]1 Лосев  А.Ф.   Философия, мифология, культура. – М.,1991. – 239-240.

[5]1 Сухомлинский В.А.   Родина в сердце. – М.,1980. – С.63-64.

[6]2 Волков Г.Н.  Этнопедагогика. – М.,2000. – С.115-116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Формирование ценностных ориентаций дошкольников посредством анализа действий сказочных героев

Пояснительная записка:  Перед обществом стоит задача, заинтересовать дошкольников народными сказками, т.к. существует проблема того, что современные дошкольники стали все больше предпочитают смот...

Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

В статье представлена информация по знакомству детей раннего возраста с культурно-гигиеническими навыками через приобщение к фольклору....

"Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье содержится материал, который отражает необходимость применения фольклорных произведений при выполнении детьми кгн.  Представлены этапы работы с фольклорными произведениями....

Консультация для педагогических работников «Фольклор, как эффективное средство для развития речи дошкольников»

Фольклор - эффективное средство для развития речи дошкольников. В статье даны рекомендации по использованию фольклора в работе с дошкольниками разного возраста.....

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:социальные акции направлены на формирование активной жизненной позиции ребенка.с помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого к...