Педагогический проект на тему: "Русский народный фольклор - одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников"
проект (старшая группа) на тему

Кузьменко Ольга Васильевна

Реализованный педагогический проект в старшей группе ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад  «Светлячок»

                   Педагогический проект

                                 на тему:

«Русский народный фольклор – одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»

                                     Воспитатель: О.В.Кузьменко

                              Тамбов 2013

     Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора.

Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Детскому саду в решении этой проблемы отводится большая роль. Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, я понимала, что это будет знакомство с  важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Цель моего проекта:

Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с малыми фольклорными жанрами

Поставили перед собой следующие задачи:

  • Создать необходимую предметно–развивающую среду
  • Пробудить у детей интерес к истории и культуре России
  • Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества, с народными традициями, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
  • Сформировать чувство национального достоинства, любви к Родине
  • Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  родители.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре разделила на три этапа:

 Подготовительный

 (октябрь – ноябрь 2012)

  • Создание творческой группы
  • Доведение до участников проекта важности данной проблемы
  • Составление перспективного плана работы
  • Подбор методической литературы
  • Подбор произведений русского народного фольклора
  • Диагностика детей

Практический
(декабрь 2012 – апрель 2013)

  • Создание предметно-развивающей среды в группе
  • Проведение мероприятий по ознакомлению детей с русским фольклором, крестьянской культурой и бытом, некоторыми видами народно-прикладного искусства  в соответствии с перспективным планом
  • Работа с родителями по данному вопросу, привлечение их к участию в мероприятиях

Формы работы с детьми

  • Организованная образовательная деятельность
  • Экскурсии в музей, библиотеку, клуб
  •  Чтение художественной литературы
  • Использование  фольклора  в режимных моментах
  • Праздники и развлечения
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки
  • Игровая деятельность: подвижные игры, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением, театрализация

Фольклор в работе с детьми

  • Потешки
  • Загадки
  • Сказки
  • Колыбельные песни
  • Пестушки
  • Песенки
  • Пословицы, поговорки
  • Считалки
  • Дразнилки
  • Заклички

 «Цикл занятий по ознакомлению детей с устным народным творчеством

  • «Русские потешки»
  • «Баю, баю, бай! Поскорее засыпай!»
  • «В гости в терем расписной»
  • «Живая связь времен»
  • «В гости в сказочное царство»

Для  изучения истоков жанров русского фольклора подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в работе с детьми. В этих незамысловатых стишках много нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Далее я знакомила детей с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про кота-воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Очень интересно было знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Особое место занимали занятия по составлению и разгадыванию загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Составить загадку – это значит,  обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Это развивает сообразительность, логическое мышление. Изучение календарного детского фольклора осуществляли совместно с музыкальным руководителем через участие детей в календарных праздниках.  На музыкальных занятиях дети знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на народных музыкальных инструментах. Русская песня, русское поэтическое слово, стали близкими детям, любимыми ими, пробудили интерес к национальному искусству, истории народа, его быту.

Цикл занятий по ознакомлению с предметами быта «русской избы» 

  • «В гости к хозяюшке»
  • Посещение музея
  • «О чем могут рассказать вещи, которые окружали наших бабушек»
  • «Знакомство с русским самоваром»

. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес  детей к народной культуре. Воссоздав обстановку русской избы, я знакомила детей с русской печкой, прялкой, зыбкой, предметами русского старинного быта, с русскими  мужским и женским национальным костюмами. Особую радость доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка» достает из нее испеченные пироги. Здесь же произошло знакомство  с самоваром, которое закончилось чаепитием. В «избе» совсем по-другому звучат русские песни, сказки.

Цикл занятий по ознакомлению с русской народной сказкой 

Действенным методом в воспитании моральных качеств личности является сказка. Русская педагогика еще много лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания  детей. Она учит любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре  народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сложная картина действительности представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Работу со сказкой я вела в различных формах:

  • Чтение русских народных сказок,
  • беседы по их содержанию
  • Занятие: «Знакомство со сказочным
  • царством – небывалым государством»
  • Занятие: «Колобок живет в комнате
  • сказок»
  • Прослушивание сказок в грамзаписи
  • Просмотр  видеофильмов
  • Драматизация сказок

Знакомство с русскими народными промыслами 

Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства:

  • Золотая хохлома
  • Русская матрешка
  • Дымковская игрушка
  • Гжель
  • Жостовская роспись
  • Городецкая роспись

Мы помогли детям получить представление  о данных видах народного искусства, пережить отношение к ним.  Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус  и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Знакомство с народными играми

 Народные игры как жанр устного народного творчества – своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В детских народных играх сохранились отголоски старины, реалии давно ушедшего быта. Игры с луком и стрелами, разнообразные игры в прятки – отголоски старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки их к боям, охоте. В своей работе мы познакомили детей со следующими народными играми:

  • «Репка-репонька»
  • «Гуси-гуси»
  • «У медведя во бору»
  • «Краски»
  • «Горелки»
  • «Заря-зарница»
  • «Стадо»                
  • «Молчанка»

Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.

Работа с социумом

Для осознания ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», ощущения себя в потоке времени как продолжателя дела предков, приобщения к таланту и мастерству предков, бережного отношения ко всему тому, что они создали и оставили нам мы с детьми посетили музей, находящийся в школе, библиотеку, неоднократно смотрели выступления артистов областной филармонии, кукольных театров, сельского клуба. Эта работа – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Работа с родителями

Все методы воспитания в русской семье основаны на тонком мудром понимании основных психологических и педагогических сторон воспитания ребенка, выработанных многовековым опытом народа. Поэтому так важно помочь современной русской семье возродить и творчески развить лучшие традиции векового  народного опыта воспитания детей. Для этого мы используем следующие формы работы с родителями:

  • Анкетирование
  • Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к  русской народной культуре»
  • Консультация: «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
  • Участие родителей в оформлении «русской избы», пошиве костюмов к фольклорным праздникам
  • Участие родителей в фольклорных праздниках, развлечениях

Все это способствует просвещению родителей в области народной педагогики, особенностей воспитания высоконравственной, духовно богатой  личности дошкольников в лучших традициях русского народа.

Заключительный 
(май  2013 )

  • Диагностика детей
  • Обобщение результатов проекта
  • Презентация проекта на совете педагогов

Диагностика
детей проводилась в соответствии с рабочей Программой ДОУ и ФГОС ДО по следующим аспектам

  • Проявляет  интерес к изучению русского народного фольклора
  • Различает жанры народного фольклора
  • Знает и различает предметы крестьянского быта
  • Умеет различать изделия народных промыслов
  • Владеет знаниями о народных праздниках и традициях
  • Знает русские народные сказки и сказочных героев
  • Знает и умеет играть в русские народные игры
  • Осмысленно и активно участвует в фольклорных праздниках

Методы проведения диагностики

  • Наблюдение за детьми
  • Индивидуальные беседы
  • Тематические занятия, беседы
  • Игровые тестовые задания, дидактические игры
  • Вопросы поискового характера
  • Игровая деятельность
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников
  • Викторины по фольклорным жанрам

Результаты проекта

  • У детей появился интерес к изучению русской народной культуры
  • Сформировался необходимый минимум исторических знаний
  • Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России
  • Расширились знания о традициях русского народа
  • Сформировались чувства национального достоинства
  • Повысилась заинтересованность родителей к возрождению культуры своего народа

Практическая значимость проекта

  • Оформлен в группе мини-музей «Русская изба»
  • Созданы игровые макеты некоторых р.н.сказок
  • Оформлена в книжном уголке выставка  книг  р.н. сказок и фольклорных жанров
  • Создана картотека малых фольклорных
  • жанров, р.н. игр
  • Пошиты  русские народные костюмы
  • к фольклорным праздникам
  • Пополнена и обновлена
  • предметно-развивающая среда
  • Создана подборка сценариев
  • развлечений и народных праздников

Распространение результатов проекта

  • Презентация проекта на педсовете МАДОУ
  • Районный семинар - открытое занятие «Живая связь времен»
  • Муниципальный конкурс педагогических проектов - участие
  • Районный семинар  - презентация
  • проекта
  • Общероссийский конкурс
  • МГИА КЛИиО «Русская изба»
  • Размещение на сайте

Вывод

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

Методическое обеспечение проекта:

  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
  • Мартынова А.Н. «Потешки. Считалки. Небылицы». «Современник».       Москва. 1989
  • Орлова А.В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Владимир 1995
  • Клюева Т.Д. «Приобщение дошкольников к национальной культуре». Тамбов 1996
  • Журналы «Ребенок в детском саду» 4- 2008, 2 – 2009, 1 – 2006.
  • М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» «ТЦ Сфера» Москва 2010
  • Т.Н.Доронова «Играют взрослые и дети» «ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2006
  • С.И.Мерзлякова «Фольклор – музыка – театр» « ГИЦ ВЛАДОС» 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

презентация. Фольклор, как одно из средств духовно-нравственного воспитания

Фольклор, как одно из средств духовно-нравственного воспитания...

Культура как одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников

Культура, это неотемлемая часть нашей жизни, она является средством воспитания духовности у детей дошкольного возраста....

«Использование календаря народных праздников мордвы, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Выступление на семинаре - практикуме "Использование календаря народных праздников мордвы"...

«Сказка и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания».

Проект в младшей группе "Сказки и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания"....

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. К сожалению, в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей иска...