«Использование календаря народных праздников мордвы, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Бахмустова Вера Анатольевна

Выступление на семинаре - практикуме "Использование календаря народных праздников мордвы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_seminar_publikatsiya.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

«Использование календаря народных праздников мордвы, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

        Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.

      Праздники вызывают у детей положительные эмоции, дают много новых впечатлений, стимулируют самовоспитание. Календарно - обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением животных, птиц, насекомых, растений. Это народная мудрость, сохранённая в веках, и это мы стараемся передать детям.

      С целью приобщения детей к народным традициям мы разработали методическое пособие «Календарь обрядовых праздников мордвы». И хотели бы вам его представить. В представленных материалах сделан акцент на ознакомление детей с мордовскими обрядами, праздниками.

      Цель: познакомить детей с календарными народными праздниками  и обрядами мордвы.

      Задачи:

Образовательные:

- в доступной форме дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к народному фольклору, истории своего народа.

Воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

       Представлены образовательные области: познавательно–речевая, социально-коммуникативная, художественно–эстетическая.

      «Календарь обрядовых праздников мордвы» состоит из 12 месяцев, каждая страница календаря имеет отличительные особенности в зависимости от времени года и относящихся к ней праздников. Данный календарь мы активно используем в своей работе, рассматривая и обсуждая  подробно праздники в том или ином месяце, используем при проведении НООД и в свободное время. Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Вместе с музыкальным руководителем мы проводим такие праздники и развлечения, как  «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха».

    Существует огромное количество мордовских праздников, но в преддверии Светлой пасхи мы остановимся на ней подробнее.

     Большая группа обрядов совершалась на Пасху. Есть сведения, что мордва устраивала «встречи» и «проводы» Пасхи. В её роли выступала нарядно одетая девушка (в некоторых местах это был обеленный сединами старик), которая появлялась с восточного края деревни. Вместе с ней её подруги. Они всю неделю ходили по деревне, обходили дома, желали хозяевам здоровья, благополучия, большого урожая, много скота. «Провожали» Пасху всем селом. Она «уходила на запад. Взрослые провожали её до околицы, а девушки,  парни и дети провожали её дальше, до леса, рощи или до речки. Здесь все останавливались, угощали друг друга яйцами, блинами, пирогами,  украшали полюбившуюся березку разноцветными ленточками. А потом все возвращались домой.

       Во время проводов Пасхи часто совершались обряды, связанные с огнем. Сбрасывали в реку копны горящего сена, спускали с гор горящие колеса. Эти ритуальные огни являлись как бы олицетворением солнца. Поэтому они зажигались в даты солнечного календаря: зимнего и летнего солнцеворота, весеннего и осеннего равноденствия, а также в начале даты, открывающей Новый год. Возможно, что до христианизации мордва отмечала «Великий день» - Очижи (мокша),  Инечи (эрзя) именно в день весеннего равноденствия, который у многих народов считался и наступлением Нового года. В этот период начинало сильнее греть солнце, расцветала природа, начинался сев.

     В заключении нашего выступления хочется отметить, что наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее  возрождении, самореализовывать себя как личность,  любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: мордовские народные пляски, устный народный фольклор, народные игры, обычаи, праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...

Доклад "Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".

Узнавая традиции русского народа через праздники, Наши дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучшее, что было накоплено нашими предкамиВсе чаще люди тянуться к исконно-русскому наслед...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...