Доклад "Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Малютина Лариса Владимировна

Узнавая традиции русского народа через праздники, Наши дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучшее, что было накоплено нашими предками

Все чаще люди тянуться к исконно-русскому наследию. Ребенок, в отличии от взрослого из всего, что приносит радость, может сделать праздник. Непосредственное участие в русских народных праздниках знакомит детей с исконно-русскими традициями и обычаями, способствует духовно-нравственному воспитанию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmo.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Борщ Татьяна Анатольевна

Воспитатель1кв категории

МАДОУ №83

ДОКЛАД

Народные праздники

как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника.

Узнавая традиции русского народа через праздники, Наши дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучшее, что было накоплено нашими предками

Все чаще люди тянуться к исконно-русскому наследию. Ребенок, в отличии от взрослого из всего, что приносит радость, может сделать праздник. Непосредственное участие в русских народных праздниках знакомит детей с исконно-русскими традициями и обычаями, способствует духовно-нравственному воспитанию ребенка.

 Для взрослых людей череда будничных дней заменяется праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в памяти утеряны представления об их значении, традициях и праздновании. У детей, по сравнению с взрослыми - другое измерение времени. Дети еще умеют «праздновать жизнь». Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка. В детстве важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые способствуют его духовному росту.

Поэтому одной из целью социально-личностного ориентирования по ФГОС в детском саду становится приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, состоящих из культурных, нравственных и эстетических основ.

Одним из способов передачи этих знаний дошкольникам является непосредственное участие детей в народных праздниках, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много об обрядах и традициях своего народа.

Во все времена  и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям духовного наследия.

Непосредственное участие детей в таких народных праздниках, как «Святки», «Масленица», «Пасха», которые я проводила в детском саду, оставило у детей массу положительных и ярких впечатлений.

Ребята узнали много нового об истории возникновении народных праздников, традициях и праздновании. Они познакомились с национальными костюмами и сами стали героями того времени, обряжаясь в русские народные сарафаны и рубахи. Разыгрывали традиционные праздничные игры и исполняли песни.

Так,  например, на празднике «Пасха» я познакомила детей с такими играми, как  катание крашенок, «Кто-петушок, кто-курочка», «Поиск пасхальных яиц», «Воротца» и т.д.

 Очень любим нами праздник Масленица, где мы устраивали  гуляния с блинами, пели песню «Ай да Масленица», играли в игры: «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», «Гори-гори-ясно».

Используя принцип интеграции образовательных областей мы совместно с музыкальным руководителем и родителями провели для детей праздники «Весна пришла» и «Праздник народных игр», где дети знакомились с обычаями проведения разных народных игр. Взаимодействие педагогов, родителей и детей способствует формированию у детей правильных чувств, поведения и позиции. А именно: способность различать добро и зло, уметь брать на себя ответственность, проявлять милосердие, рассудительность, послушание в разных жизненных ситуациях. 

Стали традиционными для нас и посиделки у самовара с калачами и пряниками при этом рассказывая друг другу русские народные сказки.

Важную роль в духовно- нравственном воспитании играет патриотизм. Каждый год вместе со всей страной наш детский сад отмечает день Победы в Великой Отечественной войне. Совместно с родителями педагоги приготовили для детей торжественный праздник. Очень трогательно звучали песни  и стихи тех лет в исполнении наших мальчиков и девочек.  Все это сопровождалось кинохроникой того времени.

Завершением  праздника стало шествие к памятнику и торжественное возложение цветов в память о погибших солдатах.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детском саду,  найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно- нравственные достижения человека. Все это мы должны закладывать сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что дети - это наше будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...

Доклад на тему "Праздники как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников"

Ударившись в рутину будней,Отдавшись круговерти дней,Забыли мы о самом главном:Что все на свете для детей!...

«Фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания в семье».

Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей....

Проект "Праздничный календарь". Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ "Праздничный календарь"Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСроки реализации проекта: 1 год...

Консультация для родителей "Народные праздники как средство духовно - нравственного развития дошкольника"

​Консультация для родителей «Народные праздники как средство духовно-нравственного развития дошкольника»«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей ...

«Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo; …Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим пе...