НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Бурякова Наталья Витальевна

Народный праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_buryakova.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Бурякова Наталья Витальевна,

воспитатель МБДОУ Детский сад№27 «Сэсэг» г. Улан-Удэ

«Заботливый садовник укрепляет корень,

 от мощности которого зависит жизнь

 растения на протяжении

 нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться

о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине». 

      В.А. Сухомлинский

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды. [2]

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? [1]

Для более плодотворной работы по духовно-нравственному  воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства:

- непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

- художественную литературу и все виды искусства;

- народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа на основе народных праздников);

- привлечение семьи.

В последнее время  в нашем обществе наметилась тенденция возрастания  интереса к национальному, исконно русскому наследию и богатству. Одним из способов передачи этих знаний дошкольникам является непосредственное участие детей в народных праздниках, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много нового об обрядах и традициях своего народа.

Для взрослых людей череда многочисленных будничных дней, зачастую монотонных, изредка заменяется праздниками, суть которых мы часто  не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления о их значении и  традициях празднования. Проведение праздников заменилось просто застольем,  и иногда  отличия видятся только в том, что на  Новый год праздничный стол соседствует с  елкой.[5]

У детей по сравнению со взрослыми - другое измерение времени. И каждый день может и должен быть для них  праздником, если об этом позаботятся взрослые.  Дети еще умеют «праздновать жизнь».  Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка.   В   детстве, когда   закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется  внутренний мир личности, так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости,   положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.[3]

В своей работе  мы применяем разные методы и способы духовно-нравственного воспитания, но мы считаем, самой интересной формой изучение культуры, истории, традиций  своей Родины  посредством народных и духовных праздников.

Немного о народных  праздниках:        

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово – не только светлый праздник православия. Он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы,  политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды. Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки.12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.[4]

Задача педагогов, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры,  предоставить детям возможность познакомиться  с  культурным наследием наших  предков,   вводя его произведения во все виды занятий, по капельке добавляя  в повседневную жизнь детского сада. А вершиной этой работы становятся  народные праздники, которые являются результатом сотворчества детей и сотрудников в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства.[2]

Хочется рассказать о своем опыте приобщения детей к народным и духовным праздникам. В самом начале мы изучаем литературу, как методическую, так и художественную, черпаем  информацию из исторических книг, энциклопедий. Ищем стихи по теме праздника, сказки,  рассказы, иллюстрации и картины знаменитых художников. После сбора информации, мы создаем проект по теме праздника, например, «Рождественские посиделки», «Пасха», «Осенины». Совместно с детьми ставили вопросы, на которые, в ходе проекта, должны были отыскать ответы.

За время воплощения проекта, накапливали материал по изобразительной деятельности, разучивали стихи, потешки, скороговорки, частушки и народные песни. Итоговым мероприятием по завершению проекта и был  народный праздник. Предлагаем вам сценарий праздника к Пасхе, который мы проводили в стенах нашего сада.

Праздник «Пасха красная пришла» в  детском саду

Подготовительная группа

Цель: Познакомить детей с традициями празднования  Пасхи

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о православных праздниках    

 2. Работать над выразительностью речи детей;                                                    

 3. Развивать творческие способности детей;                                                        

 4. Содействовать развитию положительных эмоций, стимулировать желание порадовать близких (родителей, педагогов, сверстников) плодами своей музыкально-творческой деятельности.

5.Прививать любовь к истории своего народа, его традициям, обычаям.

Предварительная работа:

- проведение русских народных игр;

- знакомство с традициями православия на музыкальных занятиях;

- рассматривание иллюстраций и фильмов по теме;

- изготовление подарков для гостей.

Ход праздника:

Выбегают два скомороха

Скоморох 1 Добрый день, гости дорогие, 

                      Жданные, званые и желанные. 

Скоморох 2 Здравствуйте, молодки! 

                      Здравствуйте, лебедки! 

                      Ребята-молодцы,

                      Веселые удальцы! 

1-й Скоморох. Почтенные и молодые. 

2-й Скоморох. Полные и худые. 

1-й Скоморох. Мы рады гостям,

                           Как добрым вестям! 

2-й Скоморох.  Добро пожаловать!

                                      Всех привечаем, душевно встречаем! 

1-й Скоморох. Мы скоморохи!

                           С нами лучше веселиться,

                           А без нас праздник никуда не годится.

1-й Скоморох.  Приходите, разомните кости! 

                            Сегодня Весна  приглашает в гости!

Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской,

                                      Здравствуй, праздник дорогой!

Скоморохи кланяются и уходят, выходят девочки с дугами, оформленные цветами, встают «воротиками».

Звучит музыка «Приветственный хоровод», дети по парам проходят под дугами, кланяются в пояс зрителям и проходят на свои места. Выстраиваются в три  колонны по парам.

Ребенок

Знают дети все на свете,

Если тают снег и лёд,

Если солнце жарче светит,

Значит, к нам Весна идёт.

Ребенок: 

Птицы с юга прилетели,

Вновь соловушка поёт.

Зазвенели птичьи трели –

Это к нам Весна идёт.

Ребенок:

Все Весну встречают, рады —

Рады солнцу и теплу.

Дарит всем весна в награду

Песню звонкую свою.

Песня «Веселая капель» Слова и музыка Т.Морозовой.

Под музыку входит девочка в костюме Весна

Весна

 Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла сегодня я.

Я – весна, весна-веснушка,

Буду вам теперь подружка.

Я закапаю дождём

ТУК, ТУК, ТУК. (Дети хором)

Заиграю я мячом 

СТУК, СТУК, СТУК

Пожурчу я ручейком

ЖУР, ЖУР, ЖУР

Пошуршу я ветерком

ШУР, ШУР, ШУР

И согрею вас теплом

МУР, МУР, МУР.

Весна: Много праздников я с собою приношу всем людям вокруг, и к вам в детский сад прихожу с весельем. Давайте вспомним, какими праздниками вас порадует весна?

Игра «Да – нет» (весенние праздники)

Будем ёлку наряжать? 

Может, осень в гости звать?

Мамочкам споём мы песню?

На парад пойдём все вместе?

Рождество придет в апреле?

Будем есть блины неделю?

Красить яйца в яркий цвет?

И дарить цветов букет?

Космос вспомним мы с тобой?

И заплачем в выпускной?

Ребенок:

У весны работы много,

Помогают ей лучи

Дружно гонт по дорогам

Говорливые ручьи

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг

Из- под хвои и травинок

Выполз первый сонный жук

Весна:

Да, солнце топит снег, и бегут ручьи, а давайте поиграем в игру «Капли и ручейки».

Музыкальная игра: «Капли и ручьи»

Весна:

Нам пришла пора прощаться

Мне пора будить  поля

Скоро птицы все вернуться

И проснется мать Земля

Вы же праздник продолжайте

Пасху весело встречайте!

Весна уходит.

Ведущая: 

Ну вот мы и дошли до самого интересного. И сейчас мы вам расскажем про самый главный православный праздник Пасхи Христовой. К празднику люди готовятся сорокодневным постом. В течении поста  очищали свою душу от грехов и страстей, и в конце поста подошли к преддверию праздника – Вербному Воскресению или Входу Господню в Иерусалим. Иудеи постилали ветви пальм и других деревьев под ноги Иисуса при его входе в Иерусалим. Для России символом праздника являются веточки вербы, отсюда и название -  Вербное воскресенье.

Ребенок

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой

Огонечки теплятся

Прохожие крестятся

И пахнет весной

Ребенок

Ветерок удаленький

Дождик, дождик маленький

Не задуй огня

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для Святого дня!

Ведущая:

Ребята, а вы знаете, что на Вербное воскресенье вербочки нужно освятить в церкви, принести домой и поставить за икону? Люди верили, что верба, не давшая еще листьев, цветет и как бы  заявляет, что наша северная природа скоро наградит и все живущее на земле новыми благами.

Танец «Вербочки»

Ведущая:

Следующая неделя после Вербного воскресения называется страстной – последняя неделя Великого поста. И на страстной неделе был Великий четверг. Его еще называют чистым, в этот день ходят в баню, убирают дом и красят яйца луковой шелухой. Как правило, преобладали красные оттенки.

Ребенок:

Наш праздник пасхальный продолжается

Гости дорогие восхваляются!

Вам  будут ребята: и петь, и стихи читать,

И с радостью светлой вас поздравлять!

Слова наших песен пусть к Богу несутся

И с ангельским пением в небе сольются.

Песня: «Христос воскрес», автор неизвестен

Ведущая:

В Великую Субботу на гроб Господень сошел благодатный огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день ночью Иисус Христос ожил. Пасхальное ночное шествие представляет собой необыкновенное красивое зрелище. В самом храме во время Светлой заутрени ни на минуту не смолкает хор и торжество вечерней службы переходит в утреннюю воскресную радость – это крестный ход и пасхальные звоны.

Звучит запись колокольного звона.

Ребенок:

«Христос воскрес!» - поют колокола,

И весть  та радостна, светла!

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той.

Ребенок:

«Христос воскрес» - поет земля,

Моря, и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Христос воистину воскрес!»

Ребенок:

«Христос Воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос  воистину воскрес!

Ребенок:

Пришла весна- пора чудес.

Журчит родник – Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес-

Воистину Христос воскрес!

Ведущая:

Как уже говорилось, все верующие люди несут освятить  в церковь крашенные яйца и куличи –это пасхальный хлеб, сдобный с добавлением изюма, орехов и ягод. Расписывали яйца разными приемами «Крашенками» называли яйца окрашенные в один цвет, «писанками» - яйца расписанные узорами, а расписанные пятнами – «крапанками».

Танец «Пасхальные яички»

Ведущая:

На празднике Пасхи люди обмениваются крашенными яйцами, а так же играли в разные игры.

Игры со зрителями: «У кого дольше будет крутиться яйцо», «Бег с яйцом в ложке»

Ребенок:

Ой, девочки, девчонки,

Гляньте на лужок!

Там компания ребят игры затевает,

Ой, как весело у них,

А нас не приглашают!

Ведущая:

Вдоль по улице молодцы ходят,

Они ходят, гуляют, девчат выбирают!

Танец «Хоровод»

Ребенок:

Праздник не кончается,

Пасха продолжается

И не шум шумит,

И не гром гремит!

Христос воскрес на весь свет!

Ребенок:

Солнцем жарким!

Светом ярким!

Клейкой почкой!

Первым листочком!

Христовым днем!

Расписным яйцом!

Песня «Творите добрые дела» слова монахини Марии, музыка В. Беляева

Ребенок:

Пасха праздник самый светлый,

Самый лучший и большой!

Долгожданный и желанный,

Самый добрый и родной!

Ведущая: Поздравляем всех с праздником и желаем всего самого доброго! Христос Воскрес!

Все: Воистину Воскрес!

Праздник всем понравился, дети  познакомились с пасхальными  играми, народными забавами, родители принимали активное участие в подготовке к празднику. Так, на основе народного праздника, дети приобщаются к истокам,  к истории нашей Родины, к прошлому. А без прошлого нет будущего.

Библиография

1.Белова Н.В. Роль народного праздника в духовно-нравственном воспитании дошкольников/ NS Portal.ru 13.12.2016

2.Гладких Л.П. Основы православной культуры : науч. метод. Пособие для педагогов детских садов /Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий ( А.А. Меньшиков); Курск. гос. ун-т.- Курск 2008

3.Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.2011

4.Колодина Е.М. Праздники России: Учебно-метод. Пособие для образовательных учреждений. – Омск, 2011.

5.Лапман В.Е. Влияние русского народного праздника на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста/ Открытый урок. Первое сентября. 18.06.2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

«Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье».

дошкольный возраст является, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания - являются народные игры....

Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...

Доклад "Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".

Узнавая традиции русского народа через праздники, Наши дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучшее, что было накоплено нашими предкамиВсе чаще люди тянуться к исконно-русскому наслед...