Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Добрынина Наталья Леонидовна

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду, более интересной, а образовательный процесс мотивированным. Тут и приходит на помощь, сказка, котрая помогает обучать и воспитывать ребенка, так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Именно "общение", пому что детские сказки - это волшебный мир, в которы й ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только "пережив" волшебную сторию всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка лечит, сказка греет,

                                                                             Сказка учит жить…»

                                                                                                    Л.Д. Короткова

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

Поэтому,  на мой взгляд, следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Ребёнок стремится подражать сказочным героям, которые им симпатичны, сюжеты сказок переносятся в детские игры, проживая в игре жизнь сказочных героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно- нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка неоценима.

Цель: формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку. Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств. 

Задачи: 

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  2. Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.
  3. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей и родителей.

Процесс формирования нравственных качеств у детей с помощью русских народных   сказок, будет эффективным если: в группе будет создана соответствующая развивающая среда: книжный уголок с подбором необходимой литературы, подобраны дидактические, настольно- печатные игры, способствующие раскрытию и формированию нравственных качеств, создан уголок театрализованной деятельности.

Воспитатели в группе целенаправленно и планомерно проводят работу по ознакомлению детей со сказками посредством разнообразных форм и видов деятельности в образовательном пространстве:

-Чтение  сказок и стихотворений с последующей драматизацией;

- Рассматривание иллюстраций, картин к праздникам, предметов;

          - Беседы, беседы-обсуждения;

- Продуктивная деятельность (открытки к празднику);

- Разучивание стихов, песен к празднику;

- Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

- Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- Использование аудиозаписей и ТСО;

           - Оформление фотоальбома «Наши праздники»; «Удивительная жизнь группы Радуга».

- Выставки рисунков детей по мотивам сказок, поделок.

- Посиделки-чаепития.

Проводимая работа в детском саду по формированию нравственных качеств, идёт в тесном сотрудничестве с родителями: так как, совместное чтение способствует духовной связи ребёнка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей.

Формы работы с родителями:

- Информационные стенды для родителей;

- Папки – передвижки;

- Выставки детских работ, дидактических игр, рекомендуемой литературы;

- Консультации, буклеты, памятки;

- Индивидуальное собеседование.

В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают сказки, постепенно начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Дети воспринимают сказку как реальность, поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Для выявления результативности работы в группе, был проведен анализ промежуточного мониторинга развития интегративных качеств «Эмоционально отзывчивый», «Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» и по образовательным областям «Социализация», «Чтение художественной литературы». В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности. Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка. Из гистограммы видно, что у всех детей группы повысился уровень освоения интегративных качеств и данных образовательных областях. Таким образом, в результате проделанной работы, можно сделать вывод о благотворном влиянии духовно – нравственного воспитания, через приобщении к русским народным сказкам.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрываются средства выразительности в русских народных сказках....

Сообщение из опыта. «Народная игрушка, как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста»

В народной игрушке народ отдаёт ребёнку Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, Свои думы и знания, своё умение — в этом Большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку ...

Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"

Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...