Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_kolchinoy_t.a.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Колчина Т. А., воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида,

р.п.В-Синячиха, МО Алапаевское

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

В последние годы происходит смещение акцентов в развитии детей дошкольного возраста в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют: возраст от рождения до 7 лет – это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер ребенка. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения.

Современная система дошкольного образования переживает преобразования, вызванные введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых чтение художественной литературы выделено в отдельную образовательную область, а чтение получило статус одного из основных видов детской деятельности.  Это обеспечило возможность более частого, системного обращения к русской народной сказке как источнику народной культуры: «…русская народная сказка — как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы — и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое вечно юное и вечно древнее, — все в сочетаниях неописуемого вкуса и аромата». [1]

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному. Это способствует коррекции отклонений в поведении ребенка.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной народной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Задача педагога - помочь вернуться и вписаться в естественную  жизнь ребенка и семьи русским народным сказкам. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианства, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. «Темы сказок живут в мудрых глубинах человеческого инстинкта, где-то там, в священных подвалах, под семью-десятью железными столбами, где завязаны узлы национального бытия и национального характера и где они ждут разрешения, свершения и свободы». [1]

Цель работы воспитателя группы детей седьмого года жизни по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников - обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Необходимо отметить, что выбор цели обусловлен особенностью образовательной ситуации: детский сад впервые принял своих воспитанников, которые воспитывались дома и не посещали образовательные учреждения, девять месяцев назад.

Содержание работы с детьми представлено блоками, каждый из которых направлен на формирование нравственных представлений, воспитание нравственных качеств личности (чувства милосердия и сострадания, уважения и послушания), поло-ролевой идентификации, развитие привычки советоваться со своей совестью в разных жизненных ситуациях.

Для себя я поставила следующие задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно-нравственных ценностей, формировании нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умения видеть, ценить и беречь красоту.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться. После прочтения сказки обязательно идет обсуждение, в ходе которого мы сравниваем русские народные сказки с их современной трактовкой, находим сходство и различие замысла, решение проблемных ситуаций. Дети учатся понимать влияние изменений, внесенных в замысел сказки современными авторами, на сохранение изначального смысла сказки, духовно-нравственных ценностей. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, пословицами и поговорками, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е.Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа. Сказка адресована слушателям всех возрастов, ведь она ведет к мудрости. Я заметила, что после чтения сказок дети более легко общаются друг с другом, уступают, помогают в сложных ситуациях, проявляют желание поступать по-совести. «…О чем спрашивает человек сказку? И что именно она отвечает ему? Спрашивает человек сказку о том, о чем всегда и все люди, от века и до века, будут спрашивать своих родителей, пастырей и Бога; о том, что всем нам важно и необходимо, без чего трудно жизнь прожить и без чего мы все-таки, в труде и страданиях, проживаем ее; и уходим из жизни, многого не поняв и не осмыслив; а под конец жизни вздыхаем… Человек спрашивает сказку, а она отвечает ему — о смысле земной жизни». [1]

Еще один аспект работы с детьми по «сказочной» теме – классифицирование сказок. Мы подбираем русские народные сказки на разные жизненные ситуации, нравственные правила. Например, послушанию учат сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; преодолевать трудности, не бояться их – «Василиса Прекрасная», «Иван-царевич и серый волк». Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей» помогают воспитывать дружелюбие, а «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко» - великодушие и сострадание. На следующем этапе работы мы предполагаем придумывать на каждое жизненное правило свои сказки так, чтобы в них прослеживалась определенная мораль, раскрывались нравственные качества сказочных героев. Наша идея привлекла внимание родителей, которые считают такую работу полезной и необходимой, включаются в нее активно, стали больше читать сказок детям дома. Результатом нашей работы будет реализация проекта «Придумай сказку», завершением которого станет оформление сборника своих сказок.

Таким образом, в процессе решения поставленных задач, объединенных общей идеей - духовно-нравственным воспитанием, создается воспитательное пространство группы, в котором идет воспитание личностно значимых качеств, усвоение и присвоение духовно-нравственных ценностей. Давайте и мы с вами обратимся и, самое главное, вдумаемся в слова   русского мыслителя И.А. Ильина: "Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь: посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам "мысли черные" о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется "несносной раной", вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу." [1]

Литература

1. Ильин И. Духовный мир сказки. Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года. http://omiliya.org/article/dukhovnyi-mir-skazki-ivan-ilin.html

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Лангуева-Репьева И. «Иное царство» русских сказок. http://www.rospisatel.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...

Презентация. Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русские  народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Русская народная сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни...

Самообразование воспитателя по теме "Русская народная сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников среднего возраста"

Цели самообразования: 1. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, и т.п2.Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формирован...

"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).

Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....