Русская народная сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника
статья

Прядеина Эльвира Дмитриевна

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_kak_sredstvo_duhovn1.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника

Прядеина Эльвира Дмитриевна  МБДОУ детский сад №60 г. Воронеж

Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям: “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

При помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально - нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

Вместе с тем, до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка - и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства. Что черпает ребенок в разные периоды детства из этих незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни и вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и как открывается малышу смысл этих строк? Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?

Ответы на эти вопросы ищет современная педагогика. Ответы непросты и требуют тонкого, вдумчивого подхода, комплексного изучения. В частности, каковы особенности возрастного восприятия? Каково начало нравственного и эстетического развития?

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Сказки учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. В каждом человеке, ребенке и взрослом, на уровне подсознания заложено стремление отвечать общепринятым, установленным веками, способам и мышления, и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Ребёнок начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии.

В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Для русской народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. А сказка учит жить. Через неё ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую сегодня многие растеряли.

В гендерном отношении все сказки помогают сформировать мужские и женские черты характера. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, выдержку, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к маме (женщине). Девочкам сказки помогают постичь смысл женственности. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре. В сказках запечатлены лучшие черты русского народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство в достижении цели.

Использование сказки как педагогического средства духовно - нравственного воспитания дошкольников будет более эффективно, если работа в заданном направлении будет осуществляется целенаправленно и систематически, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. А практикуя различные методы и приёмы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного понимания и осознания ребёнком. Это значит, что в трудной ситуации она послужит ему хорошей опорой в жизни.

Таким образом, сказка играет большую роль в формировании духовно - нравственных качеств ребенка и национальных черт характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...

Презентация. Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русские  народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Самообразование воспитателя по теме "Русская народная сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников среднего возраста"

Цели самообразования: 1. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, и т.п2.Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формирован...

"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).

Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....