методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Вытоптова Виктория Александровна

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx88.65 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально – педагогический университет»

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Выпускная работа

                                                                    Исполнитель:

                                                                    Вытоптова Виктория Александровна,

  слушатель группы «Дошкольная педагогика и психология»        

                                                                     Консультант:

Овчинникова Евгения Геннадьевна,

 к.п.н., доцент

                                                     Кемерово 2015

Оглавление

Введение

1. Теоретическое обоснование влияния сказки на духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

1.2. Значение русских народных сказок  в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

2. Система работы  по духовно-нравственному  воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок.

2.1. Организация работы по формированию нравственных качеств у дошкольников с применением  русских народных сказок.

2.2. Анализ динамики уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников.

Заключение.

Список  литературы.

Приложения.       .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Введение


         Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме.
 В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными,  поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.  Продолжается разрушение института семьи: через  телевизионное  «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Смещение акцентов в развитии дошкольников в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие возрождения отечественной культуры, развития России. Сегодня важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.         Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом для освоения того духовного опыта, который выработан человечеством, является дошкольный возраст.

  Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В связи с этим расширяются возможности духовно-нравственного воспитания дошкольников. Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных, духовно-нравственных качеств личности дошкольников является народная сказка

    Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс духовно- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние русских народных сказок на духовно- нравственное  воспитание дошкольников.

Цель исследования:  рассмотреть возможности использования русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Гипотеза:                                                                                                                                  Процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным, если целенаправленно использовать русскую народную сказку, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.Раскрыть сущность духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

3.Определить влияние русской народной сказки на духовно-нравственное  воспитание;

4.Организовать практическую работу по духовно-нравственному воспитанию с использованием русских народных сказок;

5. Выявить динамику уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников

1. Теоретическое обоснование влияния сказки на духовно-нравственное воспитание детей  дошкольного возраста


1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.  

Рассмотрим понятия духовности и нравственности, данные в словаре С.И.Ожегова. «Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими нормами.»[9, c.5]. Таким образом, мы видим, что понятия «духовность» и «нравственность» тесно взаимосвязаны.

В педагогике и  с давних времен утвердилось положение о решающей роли духовно- нравственного воспитания в развитии личности. Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность гуманизм и нравственные принципы. Например, великий чешский гуманист-педагог Ян Амос Коменский признавал только ту педагогику, которая приносит пользу государству, помогая воспитывать хороших граждан.

В истории отечественной педагогики этим вопросам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного воспитания детей рассматривалась как приоритетная. Ряд исследователей таких как: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Понятие духовно-нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.  Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание[3, c.13]. Многие педагоги считают, что «сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности»[10, c.21]. Л.А. Григорович определяет, что нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм[3, c.15]. И.С. Марьенко обозначил "нравственность" - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.[3, c.16]. По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

В отношении к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

В отношении к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

В отношении к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

В отношении к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

В человеколюбии или гуманности[3, c.17].

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра"[7, c.20].

Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в сфере личностного развития воспитание должно обеспечить:

-готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

-готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;          

-укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

-формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

-развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

-принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

-трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

-осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

-свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

-укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

-осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

-готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

-развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

-заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

-осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

-бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

-законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

-духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

-укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

-повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

-повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

укреплению национальной безопасности.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них духовно-нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали, формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Именно в этом возрасте дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное. У детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость, старшие дошкольники и младшие школьники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес к окружающему миру. На это указывали в своих работах Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, B. C. Мухина, Е. А. Флёрина и другие.[10]

   Всем известно, что основы культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Нравственное воспитание - непрерывный целенаправленный педагогический процессвзаимодействия ребенка с элементами духовной культуры направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения, становление внутренней системы духовных и нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры

     Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно -  нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа, развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Основные задачи нравственного воспитания:

1) формирование нравственного сознания.

2) воспитание и развитие нравственных чувств.

Одним из путей решения данных задач - приобщение детей к народному творчеству в целом и к русской народной сказке в частности.

         

1.2 Значение русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании  дошкольников


            Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка.  

Обратимся к словарю С. Ожегова и найдём определение сказки. "Сказка повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил"[7, c.21]. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения[13, c.78].  Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания»[13, c.78].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему[10, c.23]. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы»[10, c.24]. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице.

Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Вот какое мнение о сказках выразил народ в таких пословицах: "Сказка - складка, послушать сладко". "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Прелесть сказки - в искусном расположении выдумки. Без выдумки и вымысла сказок действительно не бывает, причём многим сказкам действительно присуща не, только фантазия, но и фантастика, то есть неправдоподобный вымысел. Развиваясь вместе с народом, из века в век создающим и пересказывающим их, сказки изменяются не только по содержанию, но и по форме, - в частности по жанровым признакам, так как изменяется отношение к ним народа.  В разряд сказок нередко переходили произведения таких жанров, которые имели своё, особое, происхождение. Так, со временем, по мере утраты веры в действительность того, о чём рассказывалось, в сказки переходили языческие мифы. Сказками становились христианские легенды, сказочной фантастикой обрастали исторические предания, затейливой выдумкой разукрашивались бытовые анекдоты. Былины, и исторические песни, если они начинали исполняться без напева и потому терять свойственную им стихотворную форму, тоже превращались в сказку.

  Жанр  сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни                                                                              

Любая сказка имеет социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: со временем, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д.

"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Само понятие "намек", а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах. Само понятие "намек" подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем.

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой. Наверное, не найдется такого человека, который бы не любил сказку в детстве. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги - источник мудрости. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания.   Сказки  помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.                                                                                                                                

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

В русских сказках, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком. В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного и не понимает основной ценности человека - трудолюбия.

Таким образом, педагогические сокровища народа в лице русских народных сказок, далеко не исчерпали себя. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

2. Система работы  по духовно-нравственному  воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок 

2.1. Организация работы по формированию нравственных качеств у дошкольников с применением  русских народных сказок

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей является одной из отличительных особенностей  программы «От рождения до школы». Задачами нравственного воспитания являются:

воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по- жилым людям;

формирование традиционных гендерных представлений;

воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

В решении задач нравственного воспитания нам помогают русские народные сказки, с которыми воспитанников знакомят в течении года в соответствии с программой.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. Поэтому надо воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе необходимо продолжать пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, становится достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра, традиционность приемов построения сказочного сюжета, можно переходить к сочинению сказок.

Надо рассказать детям, что есть не только люди, которые хорошо рассказывают сказки - сказители, но и те, кто сами их сочиняют - сказочники. Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Таким образом, на протяжении всего старшего дошкольного возраста, дети учатся воспринимать и понимать сказку. Руководствуясь сказками, детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Самым целесообразными методами в плане формирования нравственных качеств у детей, на наш взгляд, будут являться те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать детей в деятельность. Можно и нужно инсценировать сказку, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир человеческого общения.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. При чтении педагог следит не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Рассказывая сказку и выполняя вышеназванные функции, педагог параллельно выполняет функцию наблюдателя. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Здесь педагог берет на себя функцию партнера, которая проявляется в его реакции на эмоциональную активность детей. Не следует делать детям замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений

Сказки, которые невелики по объему, можно рассказать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений лучше читать по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод - рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры "Отгадай мою сказку", "Один начинает - другой продолжает", "Откуда я?" (описание героев) и другие.

Рассматривая приемы формирования восприятия сказки, можно отметить, что сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом. Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.

Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1 - 2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин. Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? и другие).

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки. Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой - то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. Начиная со старшей группы, детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках. Показывая какую - либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках.

Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.

Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектаклей. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д., взрослые могут узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех. Таким образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых (педагогов, родителей) или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки. Если дети не знают, что рисовать:  сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш, не стоит торопить ребенка и уж тем более ругать его. Посидев какое-то время, он все равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени взяло его за душу, что задело его эмоциональную сферу. Ведь ситуация свободного выбора - важнейшее условие развития детского творчества.

Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок. Вместе с детьми педагог обсуждает героев, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других ребят и при косвенном руководстве педагога.

На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется прослушивание записи в исполнении артиста. Все вышеперечисленные приемы используются в работе педагогами, учитывая возраст детей, индивидуальные особенности и даже их настроение.

Таким образом, по данной главе можно сделать вывод, что невозможно воспитывать на сказках бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую сущность тех или иных сказок, их воспитательные возможности.

2.2. Анализ динамики уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников.

Практическая работа по формированию духовно-нравственных качеств проводилась в течении двух лет со старшими дошкольниками. После изучения и анализа различных источников по данной теме я перешла к изучению диагностических методик, позволяющих исследовать у детей уровень нравственного развития.

В своей работе  использовала диагностику нравственного развития И.Б. Дерманова  методика «Закончи историю» [Приложение №1].

Цель диагностики: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Диагностика включала в себя четыре истории, которые ребятам надо было завершить. Выполняя эти задания, дети использовали свои знания о явлениях общественной жизни, а так же знания о нравственных нормах.

Так же, я опиралась в процессе диагностирования на наблюдения за детьми в повседневной жизни.

Диагностику проводила  со всей группой -26 детей. Но так как состав группы менялся  приведу данные постоянного коллектива – 16 детей. Первая диагностика на начальном этапе работы по духовно-нравственному воспитанию проводилась в старшей группе «Соловушки». Выяснилось, что многие дети затруднялись при выполнении предложенного задания, не могли продолжить истории, ответы были односложными.

В результате проанализировав выполнение детьми заданий, выявили следующее, что из 16 диагностированных детей высоким уровнем не обладал ни один ребенок.

 Средний уровень показали 6 детей: 2 - 8 баллов, 2 – 6 баллов, 2 – 5 баллов. Большая часть детей показала низкий уровень: 2 – 4 балла, 2 – 3 балла,  1 - 2балла,  5 детей- 0 баллов

По результатам диагностики можно сказать, что у большинства детей был низкий уровень нравственного развития. Дети давали односложные ответы, не могли объяснить, как хорошо поступать, а как нет.

Далее последовала  работа по духовно-нравственному воспитанию с использованием  народных сказок. Работа велась в течении двух лет, в старшей и подготовительной группе, в соответствии с программой и с использованием методов и приемов, описанных в предыдущем параграфе.

В конце подготовительной группы я провела повторную диагностику. В результате которой выяснилось, что  высокий уровень показали 7 детей: 2 - 12 баллов, 3 – 11 баллов, 1 – 10 баллов, 1 – 9 баллов.  На средний уровень вышли 9 детей: 2 – 8 баллов, 7 – 7 баллов.

Повторная диагностика показала, что уровень нравственного  развития вырос. Дети смогли продолжить истории с позиции нравственных норм, называли нравственные нормы, правильно оценивали поведение детей, некоторые смогли обосновать свое мнение.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что русская народная сказка играет важную роль в становлении нравственной сферы личности. После проделанной работы произошли видимые изменения - у детей повысился уровень нравственных качеств.

Заключение

В настоящее время от правильного духовно - нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Воспитатели и родители должны подготовить детей к жизни, то есть заложить фундаментальные качества личности, обеспечивающие позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются, в том числе и в стенах детского сада. Педагоги располагают большим количеством средств для нравственного воспитания дошкольников на занятиях и в других видах деятельности.

Изучение литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста и современного педагогического опыта, позволило мне приступить к работе по формированию нравственных качеств у детей, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы, народные игры. Особое внимание уделялось русским народным сказкам, которые являются  одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.

Была проведена работа по выявлению уровней сформированности нравственных качеств и повышению качества знаний о нравственности.

Работа велась систематически. В ходе работы  решались ранее поставленные задачи. Расширялись и корректировались знания детей о положительных и отрицательных качествах людей, морали; дети усваивали новые понятия и учились употреблять их в повседневной жизни, анализировать себя и своё поведение.

В ходе работы, помимо реализации поставленных задач, подтвердилась гипотеза, заявленная в начале работы: процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным, если целенаправленно использовать русскую народную сказку, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В результате проведенной работы, углубились знания и расширились понятия детей о нравственности и нравственных качествах человека.

Список  литературы:

1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.

2. Духовно – нравственное воспитание в системе муниципального образования [Текст] : программа / А. А. Смирнов, В. А. Судницына, М. А. Белашова [и др.] // Методист. — 2011. — № 8. – С. 21 – 27.

3.Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.

4. Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М,: Просвещение. - 2010. - 298с.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник Г.М.Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744с.

6. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. - Волгоград: Перемена, 2011.- 398с.

7. Лисица, В. А. Развитие духно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 11. – С. 20 – 22.

8. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2011. - 289с.

9.Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.

10. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.

11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.

12. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М..,2010. - 211с.

13. Социология воспитания./ Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. М.,2011. - 263с.

14. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. - 2011. - 309с.

15. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.. - 2011. - 398с.

16. Устюжанина, С. А. Дорога добра [Текст] : программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся / С. А. Устюжанина // Практика административной работы. – 2012. — № 4. – 46 – 61.

17. Учимся общаться с ребенком./ Петровский В.А. и др. М.,2010. - 239с.

18. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 1. – С. 19 – 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Презентация. Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русские  народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Русская народная сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни...

Самообразование воспитателя по теме "Русская народная сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников среднего возраста"

Цели самообразования: 1. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, и т.п2.Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формирован...

"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).

Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....

Народные сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Доклад на тему " Народные сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"...