Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
проект (младшая группа)

 

 

 

Проблема

Как помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы.

Актуальность проекта

 Дошкольное детство-самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приёмы включают во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы - педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями. Игра во все времена была и остаётся лучшим средством воспитания и обучения дошкольников.

Одной из основных в детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра является составной частью педагогических технологий.

Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Современные игровые технологии: деловые игры, имитационные игры, ролевые игры, здоровьесберегающие игры, сказкотерапия , психодрамма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_srednyaya_2.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 комбинированного вида»

Педагогический проект

по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет

«Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

срок реализации: 1 год (2020-2021 уч.год)

 Выполнила: воспитатель

Пятанова Е.И.

г.о. Саранск

Проблема

Как помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы.

Актуальность проекта

 Дошкольное детство-самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приёмы включают во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы - педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями. Игра во все времена была и остаётся лучшим средством воспитания и обучения дошкольников.

Одной из основных в детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра является составной частью педагогических технологий.

Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Современные игровые технологии: деловые игры, имитационные игры, ролевые игры, здоровьесберегающие игры, сказкотерапия , психодрамма.

Цель

Развитие у детей  дошкольного возраста интереса к различным видам игр в процессе побуждения к самостоятельному игровому творчеству, направленных на духовно – нравственное воспитание дошкольников.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать и обогащать игровые действия с игрушками
  • Развивать речевую активность: активизация и обогащение словаря, развитие диалектической речи.

Образовательные:

  • Создать условия для развития фантазии, творчества, воображении.
  • Формировать умение в процессе игры соблюдать элементарные правила поведения (умение действовать по правилам), действовать в своей роли.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий, способность соперничать.
  • Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.
  • Воспитывать у дошкольников духовно – нравственных качеств личности (совесть, доброта, любовь, честность, заботливость и т.д.)

Основные формы реализации проекта

Экскурсии, наблюдения, утренние беседы, чтение художественной литературы, мини-выставки, конкуры, фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).

Методы и приемы:

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием - варианты применения данного метода.

Наглядный метод используют во время:

- чтения произведений устного народного творчества;

- наблюдений;

- показа сказок и других произведений вместе с детьми;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- проведения дидактических игр;

- целевых прогулок, экскурсий;

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

- рассказа или беседы;

- чтения произведений;

-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

- загадывания загадок;

- рассматривания наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Практический метод, который  используют воспитатели, когда необходимо:

- организовать вечера с родителями;

-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- изготовить поделки на выставки;

- организовать постановку сказок;

- провести экскурсии различной направленности;

- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Ожидаемые результаты проекта:

•    Отражать в играх развитые сюжеты. Активно осваивать способы ролевого поведения, называть свою роль и обращаться к сверстникам по имени ролевого персонажа, менять интонацию голоса в зависимости от роли.

•        Иметь детям любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют.

• Стать детям более доброжелательными, заботливыми и внимательными друг к другу

        

•        Проявлять интерес к игровому общению со сверстниками, способность быть благодарными, заботливыми, внимательными друг к другу.

Вид проекта:  исследовательско-творческий.

Участники проекта:  дети второй младшей группы № 1, воспитатель, родители воспитанников.

Продолжительность: 9 месяцев (сентябрь – май), долгосрочный.

Используемая литература:

1. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Творческий Центр СФЕРА Москва 2005

2. Развитие игровой деятельности. Н. Ф. Губанова.

Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014.

3. Интернет источники.

Ход проекта

1 этап – подготовительный (разработка проекта), срок с 1.09.2020г. по 29.09.2020г.

2 этап – практический  (реализация проекта), срок с 2.10.2020г. по 30.04.2021г.

3 этап – заключительный (обобщающий), срок с 1.05.2021г. по 31.05.2021г.

Дорожная карта проекта «Удивительный мир игры»

Содержание

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Работа с детьми

1

  1. С/р игра «Семья».
  2. Беседа о членах семьи.
  3. Д/и «Помоги бабушке и дедушке», «Будем заваривать чай».

Сентябрь

Пятанова Е.И.

Работа с родителями

1

  1. Рекомендации «Играйте вместе с ребёнком»
  2. Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, постель, одежду для кукол.

Сентябрь

Пятанова Е.И.

Практический этап

Работа с детьми

1

  1. Рассматривание иллюстраций на тему «Продукты», «Овощи – фрукты»
  2. Д/и «Купим овощи для супа в магазине»
  3. С/р.и «Магазин»

Октябрь

Пятанова Е.И.

2

  1. Игровая ситуация «Матрёшкино новоселье»
  2. Д/и «Подарки для матрёшки», «Ласковое имя»
  3. С/р.и «В гостях у матрёшки»

Ноябрь

Пятанова Е.И.

3

  1. Д/и «Подбери посуду для куклы»
  2. Чтение «Муха – Цокотуха» К. Чуковский
  3. С/р.и “Кукла Таня у нас в гостях”.

Декабрь

Пятанова Е.И.

4

  1. Рассказ о труде парикмахера
  2. Забава «Красивые бантики»
  3. Д/и «Кому что нужно для работы»
  4. С/р.и «Парикмахерская»

Январь

Пятанова Е.И.

5

  1. Беседа «Я и детский сад»
  2. Д/и «Каждой вещи своё место»
  3. Разыгрывание ситуации «Мы убираем игрушки»
  4. С/р.и «Детский сад»

Февраль

Пятанова Е.И.

6

  1. Беседа «Мои любимые игрушки»
  2. Д/и «Только хорошее»
  3. С/р.и «Магазин игрушек»

Март

Пятанова Е.И.

7

  1. Д/И “Доброе дело ”
  2. С/р.и. “Больница”
  3. Слушание “Кукла заболела”.

Апрель

Пятанова Е.И.

8

  1. Беседа о диких животных “Кто живет в лесу?”
  2. С/р.и. “Зоопарк”
  3. Показ театра “Лиса и заяц”.

4. Д/И “Чьи детки?”

Май

Пятанова Е.И.

Работа с родителями

1

  1. Рекомендации «Играйте вместе с ребёнком»
  2. Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, постель, одежду для кукол.

Сентябрь

Пятанова Е.И.

2

  1. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия, крупы, кондитерские изделия.

 2. Выставка “Дары осени”.

Октябрь

Пятанова Е.И.

3

1. Консультация “Проведение праздника дома”.

Ноябрь

Пятанова Е.И.

4

1. Памятка “Поговорите с ребенком”.

Декабрь

Пятанова Е.И.

5

1. Привлечь к изготовлению предметов – заместителей: бигуди, ножницы.

2. Конкурс “Коса - девичья краса”.

Январь

Пятанова Е.И.

6

  1. Рекомендации “Прогулки вместе с ребенком”.
  2. Вечер “Веселые посиделки”.

3. Консультация “Роль отца в воспитании ребенка, через духовно-нравственное воспитание”.

Февраль

Пятанова Е.И.

7

  1. Памятка “Как выбирать игрушки для малыша”.

2. Консультация “Роль игрушки в детских играх”.

Март

Пятанова Е.И.

8

1. Изготовление предметов - заместителей: градусники, таблетки.

Апрель

Пятанова Е.И.

9

1. Выставка. Совместное рисование родителей и детей “Необычное животное”.

Май

Пятанова Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педагогическому совету "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста".

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является духовно - нравственное воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива....

Презентация к педагогическому совету "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста".

Презентация подготовлена к деловой игре "Духовно – нравственное воспитание дошкольников"....

Методические рекомендации по теме: «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельнос...

«Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно».Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевы...

Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...

Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста

Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим  народным играм. Особенностью  которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...

Выступление на педагогическом совете "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Духовно-нравственное воспитание – это многогранный целенаправленный процесс приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям, идеалам, эмоционально-чувственное и нравственно-познавательн...