Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
статья по художественной литературе (младшая группа) по теме

Столярова Лариса Сергеевна

В статье представлена информация по знакомству детей раннего возраста с культурно-гигиеническими навыками через приобщение к фольклору.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

      Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Без этих навыков и знаний невозможно представить себе современного культурного человека. К гигиенической культуре ребёнок начинает приобщаться уже с первых дней своей жизни. Это очень важный процесс, требующий длительной и постоянной работы семьи и ДОУ.

      Процесс формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников требует от воспитателя применения самых  разнообразных воспитательных приёмов: показа способов действия, объяснений правил и гигиенических норм, напоминаний, оказание помощи ребёнку, использование положительного образца поведения взрослого и сверстников, организации многократных упражнений детей в ходе бытовых процессов и через игровые ситуации, использование игровых приёмов и малых фольклорных форм и т.д.

      Фольклор имеет огромное влияние на формирование личности ребёнка. Само слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: «folk» – народ и «lore» –мудрость, то есть «народная мудрость». Многие жанры народного творчества вполне доступнее пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче познаёт окружающий мир, усваивает представление о красоте, морали, знакомится с обычаями ,обрядами. Таким образом, вместе с эстетическим наслаждением, ребёнок усваивает духовное наследие народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

     Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных для детей. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения.

    Малыши очень рано обнаруживают чувствительность к рифме. Ритм строфы и ласковый голос воспитателя или мамы передают ребёнку жизненно необходимые эмоции, погружая его в атмосферу нежности, покоя, комфорта и защищенности.

    Использование потешек, пестушек, закличек, поговорок, колыбельных при организации гигиенических и бытовых процедур помогает взрослому, через ласковые обращения, которые содержаться в малых фольклорных формах, установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения. Ребёнок чувствует, что его любят, хотят порадовать, развеселить. Малышу при положительном эмоциональном настрое, становится легче и приятнее выполнять требования взрослых-умыться, одеться, съесть кашу, убрать на место игрушки.    

    Потешки способствуют превращению скучного бытового процесса в увлекательное действие, игровую ситуацию. Художественные произведения помогают избавиться от страхов, неуверенности в своих силах. Прослушивание одних и тех же потешек, пестушек, закличек, поговорок -это не только важный приём, позволяющий ребёнку познавать мир вокруг себя и запоминать новые слова и понятия. Для ребёнка это ещё и способ снизить тревогу, избавиться от накопившегося за день беспокойства.

    Готовых рецептов по использованию литературных произведений в организации режимных процессов в группе ДОУ и в семье не существует, так как каждый ребёнок индивидуален, и заранее нельзя предусмотреть все ситуации, которые могут сложиться в воспитательном процессе. Поэтому от самого воспитателя требуется применение собственного творчества, хорошего знания детской психологии и дошкольной педагогики, а также наличия определённых артистических способностей.

  Ниже приведены примеры малых фольклорных форм , которые можно применять в организации различных бытовых моментах и ситуациях при ознакомлении детей с культурно-гигиеническими навыками.

КОРМЛЕНИЕ                              

  • Хлеба кусок, из ложки глоток, 

На язычок, да в горлышко.

  • Глубоко -не мелко, 

Корабли в тарелках,

Петрушка, картошка

И крупки немножко.

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот.                      

  • Где блины, тут и мы,

Где с маслом каша,

Тут и место наше.

  • «Му – му - му, му – му - му» молока дадим кому?

УМЫВАНИЕ

  • Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

  • Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

  • Ай, лады,лады,лады.

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

  • Из колодца принесла курочка водицы,

И ребятки побежали всей гурьбою мыться.

     

ПРИЧЕСЫВАНИЕ

  • Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят-

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

  • Уж я косу заплету,

Уж я руссу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса».

  • Я растрепой не хожу,

Я с растрепой не дружу.

Растрепался ты дружок-

Причешись - вот гребешок.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формирует...

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности....

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Игры-энергизаторы, как эффективное средство снятия напряжения и внимания у детей дошкольного возраста».

Энергизаторы— это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей. Эн...

"Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье содержится материал, который отражает необходимость применения фольклорных произведений при выполнении детьми кгн.  Представлены этапы работы с фольклорными произведениями....