Дидактическая игра, как эффективное средство формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста с ЗПР
статья по математике (средняя группа)
Тема моей работы: "Дидактическая игра, как эффективное средство формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста с ЗПР"
Известно, что игра – ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста. При формировании элементарных математических представлений у детей с ЗПР выявляются определённые трудности.
Дети называют и показывают геометрические формы: квадрат, треугольник, круг. Вызывают большие затруднения в сравнении, названии элементов геометрических фигур: «сторона», «угол».
Дети в целом владеют понятиями «большой»-«маленький», «больше»-«меньше», «самый большой»-«самый маленький». Возникают проблемы в сравнении предметов по длине, ширине, высоте.
Детьми освоены понятия «Один-Много». Трудности - в применении обобщающего жеста «Всего», счёта до пяти, соотнесении цифры с предметом.
Из вышеизложенного мы делаем вывод, что посредством дидактических игр можно преодолеть эти сложности у детей с ЗПР.
Дидактические игры классифицированы по разделам: Форма, Величина, Количество, Счёт.
Игры на закрепление понятия о форме: «Соотнеси по форме», «На что похоже?», «Надень на палочку фигурку определенной формы», «Заполни кармашки правильными формами», «Закрой окошечко в домике», «Найди тень формы».
Игра всегда эмоционально окрашена, поэтому я стараюсь использовать сказочных героев, животных, разнообразных игрушек: Красная Шапочка, Карлсон, Кукла Маша, Клоун, Гномик.
1. Вашему вниманию представляю игру «Веселые фигурки»: Прибежала кукла-шалунишка и перепутала у весёлых фигурок всех их друзей-предметов, похожих на них. Задача – «Помоги найти похожие предметы к веселым фигуркам».
2. Следующая игра «Укрась матрешке сарафан»
Задача – закрепить форму, цвет, счет до 5-ти, соотнесение формы с контуром формы путем наложения. Детям предлагается украсить сарафанчики матрешек разными формами и назвать их. Второй вариант такой: в форме (фигурках) предлагаем сосчитать количество дырочек, и сравнить их между собой.
Игры на закрепления представлений о величине: «Какой дом выше, ниже?», «Разложи ёлочки по высоте, а ленты по ширине». Мелки – по длине, цилиндры – по высоте. «Разложи игрушки по коробкам, начиная с самой большой или с самой маленькой». «Расставь игрушки на полке, начиная с самой маленькой». «Разложи яблоки по корзинкам по размеру».
1. Предлагаем детям игру «Коробка с карандашами»
Сюжет такой: «Приходит кукла Маша с карандашами. Коробка упала на пол и карандаши все рассыпались. Задача собрать все карандаши в коробку ,начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким, и наоборот. Предлагаем сравнить, какой карандаш длиннее, какой короче, приемом наложения».
2. Игра «Солнышко и тучка»
Ещё хочу вас познакомить с игрой «Солнышко и тучка» – на закрепление понятия ВЕЛИЧИНЫ (широкий-узкий, длинный-короткий). Игра начинается с песенки педагога:
«Выглянуло солнышко из-за тучки,
Да забыло там свои лучи,
Опускаю ручку в тучку, тучку
В тучку: «лучик, тяни
«Лучик тяну» (говорит ребёнок)
Дети поочередно вытягивают из тучки лучики разной величины. Называют по длине и по ширине лучики. Используют способ наложения. А затем возвращают лучики солнышку:
Солнышко, лучик свой забирай,
Больше за тучкой его не забывай!
Дети прикрепляют лучики к солнышку, называют лучики по длине.
На этом слайде, дидактические игры на закрепление представлений о количестве и счете: «Свари компот», «Сосчитай и соотнеси по количеству предметов», «Укрась елочку звездочками», игры с прищепками и другие
1. Игра «сосчитай пуговицы на ощупь»
Эта игра интересна тем, что здесь нет открытой визуализации и ребенок должен на ощупь сосчитать и назвать сколько пуговиц внутри.
2. Игра «Веселые пальчики» «Пальчики цветочки»
Задача: «Соотнести количество пальчиков на руке с количеством предметов на картинке». Варианты – пальцы загибает педагог на своей руке; пальцы загибает ребёнок на своей руке.
В своей работе я применяю такие формы организации с детьми, как индивидуальные занятия, занятия подгрупповые. В зависимости от формы организации занятия могут проходить в кабинете дефектолога или в помещении спальной группы, где организован дефектологический уголок.
Организация взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений происходит в разных формах. Для воспитателей в тетради взаимодействия, я фиксирую рекомендации по закреплению пройденного материала, а так же рекомендую дидактические игры ,которые они используют в повседневной деятельности.
С родителями провожу индивидуальные беседы, консультации, выступаю на родительских собраниях и выставляю полезную информацию в инфо-зонах, так же даю рекомендации за закрепления пройденного материала дома.
В результате проведённой работы мы получили следующие результаты:
- дети различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; знают и показывают их характерные отличия – «Сторона», «Угол» и др.,
- различают предметы по длине, ширине, высоте; называют Длинный-Короткий, Широкий-Узкий, Высокий-Низкий, Самый…
- дети считают до пяти с использованием обобщающего жеста , соотносят цифры с предметом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра, как эффективное средство формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста с ЗПР
Известно, что игра – ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста. При формировании элементарных математических представлений у детей с ЗПР выявляются определённые трудности.
Дети называют и показывают геометрические формы: квадрат, треугольник, круг. Вызывают большие затруднения в сравнении, названии элементов геометрических фигур: «сторона», «угол».
Дети в целом владеют понятиями «большой»-«маленький», «больше»-«меньше», «самый большой»-«самый маленький». Возникают проблемы в сравнении предметов по длине, ширине, высоте.
Детьми освоены понятия «Один-Много». Трудности - в применении обобщающего жеста «Всего», счёта до пяти, соотнесении цифры с предметом.
Из вышеизложенного мы делаем вывод, что посредством дидактических игр можно преодолеть эти сложности у детей с ЗПР.
Дидактические игры классифицированы по разделам: Форма, Величина, Количество, Счёт.
Игры на закрепление понятия о форме: «Соотнеси по форме», «На что похоже?», «Надень на палочку фигурку определенной формы», «Заполни кармашки правильными формами», «Закрой окошечко в домике», «Найди тень формы».
Игра всегда эмоционально окрашена, поэтому я стараюсь использовать сказочных героев, животных, разнообразных игрушек: Красная Шапочка, Карлсон, Кукла Маша, Клоун, Гномик.
1. Вашему вниманию представляю игру «Веселые фигурки»: Прибежала кукла-шалунишка и перепутала у весёлых фигурок всех их друзей-предметов, похожих на них. Задача – «Помоги найти похожие предметы к веселым фигуркам».
2. Следующая игра «Укрась матрешке сарафан»
Задача – закрепить форму, цвет, счет до 5-ти, соотнесение формы с контуром формы путем наложения. Детям предлагается украсить сарафанчики матрешек разными формами и назвать их. Второй вариант такой: в форме (фигурках) предлагаем сосчитать количество дырочек, и сравнить их между собой.
Игры на закрепления представлений о величине: «Какой дом выше, ниже?», «Разложи ёлочки по высоте, а ленты по ширине». Мелки – по длине, цилиндры – по высоте. «Разложи игрушки по коробкам, начиная с самой большой или с самой маленькой». «Расставь игрушки на полке, начиная с самой маленькой». «Разложи яблоки по корзинкам по размеру».
1. Предлагаем детям игру «Коробка с карандашами»
Сюжет такой: «Приходит кукла Маша с карандашами. Коробка упала на пол и карандаши все рассыпались. Задача собрать все карандаши в коробку ,начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким, и наоборот. Предлагаем сравнить, какой карандаш длиннее, какой короче, приемом наложения».
2. Игра «Солнышко и тучка»
Ещё хочу вас познакомить с игрой «Солнышко и тучка» – на закрепление понятия ВЕЛИЧИНЫ (широкий-узкий, длинный-короткий). Игра начинается с песенки педагога:
«Выглянуло солнышко из-за тучки,
Да забыло там свои лучи,
Опускаю ручку в тучку, тучку
В тучку: «лучик, тяни
«Лучик тяну» (говорит ребёнок)
Дети поочередно вытягивают из тучки лучики разной величины. Называют по длине и по ширине лучики. Используют способ наложения. А затем возвращают лучики солнышку:
Солнышко, лучик свой забирай,
Больше за тучкой его не забывай!
Дети прикрепляют лучики к солнышку, называют лучики по длине.
На этом слайде, дидактические игры на закрепление представлений о количестве и счете: «Свари компот», «Сосчитай и соотнеси по количеству предметов», «Укрась елочку звездочками», игры с прищепками и другие
1. Игра «сосчитай пуговицы на ощупь»
Эта игра интересна тем, что здесь нет открытой визуализации и ребенок должен на ощупь сосчитать и назвать сколько пуговиц внутри.
2. Игра «Веселые пальчики» «Пальчики цветочки»
Задача: «Соотнести количество пальчиков на руке с количеством предметов на картинке». Варианты – пальцы загибает педагог на своей руке; пальцы загибает ребёнок на своей руке.
В своей работе я применяю такие формы организации с детьми, как индивидуальные занятия, занятия подгрупповые. В зависимости от формы организации занятия могут проходить в кабинете дефектолога или в помещении спальной группы, где организован дефектологический уголок.
Организация взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений происходит в разных формах. Для воспитателей в тетради взаимодействия, я фиксирую рекомендации по закреплению пройденного материала, а так же рекомендую дидактические игры ,которые они используют в повседневной деятельности.
С родителями провожу индивидуальные беседы, консультации, выступаю на родительских собраниях и выставляю полезную информацию в инфо-зонах, так же даю рекомендации за закрепления пройденного материала дома.
В результате проведённой работы мы получили следующие результаты:
- дети различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; знают и показывают их характерные отличия – «Сторона», «Угол» и др.,
- различают предметы по длине, ширине, высоте; называют Длинный-Короткий, Широкий-Узкий, Высокий-Низкий, Самый…
- дети считают до пяти с использованием обобщающего жеста , соотносят цифры с предметом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей среднего возраста
Здесь представлены дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей среднего возраста...

Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста! Я провела исследование, целью которого, было изучение проблемы ...

опыт работы на тему: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский....

«Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста»
консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста"...
- Мне нравится (1)
