Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста
консультация по физкультуре на тему

 

На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формируется здоровье человека на всю его последующую жизнь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формируется здоровье человека на всю его последующую жизнь.

На наш взгляд, плавание как раз и является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития детей. Так как плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений.

Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни. Также вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, успокаивает, снимает утомление. После плавания дети лучше засыпают, крепче спят, улучшается внимание и память. Также плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур.

         Также важно отметить, что купание, игры в воде, плавание благотворны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Плавание эффективно увеличивает их работоспособность и силу.

Методически правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка. Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.

Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях. Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор по плаванию должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.          В процессе занятий плаванием в дошкольных учреждениях могут применяться следующие типы занятий: учебный, учебно-игровой, игровой, контрольный. Остановимся в нашей статье на наиболее значимых на наш взгляд типах занятий.

Учебное занятие посвящается изучению нового материала. Например, на одном из первых занятий дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных построениях и различными способами: в шеренгах, «змейкой», по диагонали; грудью и спиной вперед и т. д. На следующем занятии эти же передвижения усложняются, изучаются новые варианты ходьбы – левым (правым) плечом вперед и т.д. На каждом последующем занятии целесообразно повторять материал предыдущего для его закрепления.

Учебно-игровое занятие предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме или же совершенствование материала предыдущего занятия. Здесь может быть несколько вариантов.

Можно выделить несколько этапов обучения детей плаванию в дошкольном возрасте:

1-й этап. Младший дошкольный возраст (3-4 года). Он начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами, заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.

2-й этап. Младший и средний дошкольный возраст (4-5лет). На занятиях дети учатся держаться на поверхности, а так же самостоятельно выполняют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз подряд). Дети приобретают умения и навыки, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно уверено.

3-й этап. Старший дошкольный возраст (6 лет). Основная задача – обучение плаванию избранным способом. К концу этого этапа дети должны проплывать 10-15 метров на мелководье разученным способом в полной координации.

4-й этап. Старший дошкольный и младший школьный возраст (6-7 лет). Основная задача – совершенствование техники избранного способа плавания, выполнения простых поворотов и прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде

Таким образом, мы можем сказать, что занятия плаванием лучше начинать в раннем дошкольном возрасте. Это способствует обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку – с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья. А самое главное, плавание помогает укрепить здоровье и физическое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности....

«Подвижные игры- как средство укрепления здоровья и физического развития детей».

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим ...

"Здоровые дети- здоровое будущее!" (физическое развитие детей дошкольного возраста с 0ВЗ )

Современные принципы и подходы к здоровью детей дошкольного возраста - презентация...

ИКТ как средство достижения эффективных результатов в физическом развитии детей дошкольного возраста.

В последнее время в России происходит бурное развитие современных информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности соврем...

«ЛИНИЯ» МОНТЕССОРИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Технология М. Монтессори значительно ускоряет процесс овладения знаниями, формирует физические качества и улучшает адаптацию ребенка в обществе.Монтессори-материал «Линия» является неотъем...

Влияние занятий плаванием на здоровье и физическое развитие детей дошкольного возраста

Польза занятий плаванием в дошкольном возрасте. Плавание как основа физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста....