Методическая разработка на тему: Формирование ценностных ориентаций дошкольников посредством анализа действий сказочных героев
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Тихомирова Наталья Михайловна

Пояснительная записка:  

Перед обществом стоит задача, заинтересовать дошкольников народными сказками, т.к. существует проблема того, что современные дошкольники стали все больше предпочитают смотреть современные мультфильмы, играть в компьютерные игры. Современные дети не могут представить свою жизнь без компьютера. Уже в детском саду детям очень часто покупают свой первый детский планшет. Хорошо это или плохо - это уже отдельный вопрос. Но, при разумном подходе взрослых, компьютер сослужит хорошую службу в развитии ребенка. В любом случае мы должны идти в ногу с прогрессом.

Цель: Показать педагогам ОУ как анализ действий традиционных сказочных героев может выступать эффективным методом духовно-нравственного воспитания при формировании ценностных ориентаций дошкольников.

Задачи:

1Необходимо дать теоретическое обоснование понятию «ценностные ориентации».

2. Определить основные направления государственной политики в области духовно-нравственного воспитания дошкольников.

3. Необходимо обосновать теоретико-методологическую основу, а также конкретные методы и методики.

4. Нужно обосновать и применить метод виртуальной экскурсии для формирования ценностных ориентаций дошкольников.

 

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа – являются сказки.

Сказка, неизменный, как бы обычный, спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Различные научные школы по-разному представляют ее психологический смысл. Но сходятся все в одном: сказка является необходимым средством в постижении ребенком мира, как внешнего, так и внутреннего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: Формирование ценностных ориентаций дошкольников посредством анализа действий сказочных героев

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа – являются сказки.

Сказка, неизменный, как бы обычный, спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Различные научные школы по-разному представляют ее психологический смысл. Но сходятся все в одном: сказка является необходимым средством в постижении ребенком мира, как внешнего, так и внутреннего.

Что же такое сказка? Сказка – это вид устного народного творчеств, это одна из форм эстетического творчества у детей. А влияние различных видов устного народного творчества на жизнь ребенка велико. Оно может проявляться как на сознательном, так и бессознательном уровне. О влиянии сказок на бессознательное человека говорили такие великие психологи, как З. Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг, Э.Берн. Согласно их взглядам, ребенок «впитывает» философские мысли, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.[1]

В частности, Э.Берн писал, что сказка – это ролевое взаимодействие, складывающееся в сценарий, т.е. это то, что человек ещё в детстве планирует совершить в будущем.[2]

Если возникает вопрос, какие же сказки стоит читать, то коротко можно ответить, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?

Существуют сказки народные и авторские: и те и другие несомненно заслуживают внимания.

Народные сказки складывались веками, и не смотря на внешнюю простоту. Все они имеют глубокий философский смысл. Конечно, в первую очередь, ребенка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребенка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.

Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое значение.

Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, корме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.

Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребенке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

Но мы не можем насильно развить в ребенке личность, которая отличалась бы мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим, мы можем только содействовать ребенку в выработке определенных качеств и идеалов. И при умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребенка. Именно К.Д. Ушинский подчеркивал воспитательную ценность сказок.

Известно, что дети-дошкольники отличаются повышенной восприимчивостью к социальным действиям, а мышление ребенка отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Народная сказка в этом отношении отвечает потребностям ребенка. Ее основная мысль, идея выражена с помощь метода «активной наглядности» - путем развертывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся, выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера, будь то доброта, смелость или трусость, и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчиненыхарактеризующей его особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить свое отношение к ним, дать правильную оценку их поведению.

Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны, например, Баба Яга, и поведение и поступки, характеризуют ее с плохой стороны. Развивая перед детьми картинку борьбы со злом, несправедливостью, сказка учит, что не смотря на неудачи и препятствия, нужно верить в конечное торжество справедливости.

Но чтобы не происходило в сказке, всегда все заканчивается хорошо, а все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более мудрыми, сильными.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить выражение различным эмоциям и чувствам. Путешествия по сказкам пробуждает фантазию, образное мышление, дают простор творчеству.

Остается лишь привлечь детей познакомится с героями сказок. А сделать это можно с помощью виртуального путешествия.

За последнее годы технологии сильно изменили нашу жизнь. В частности появились новые возможности. Теперь можно предложить детям, не выходя из дома и не изматывая их пешими экскурсиями, отправиться в виртуальное путешествие по памятникам сказочным героям русских народных сказок. С помощью специальных программ можно создать такое путешествие, которое заменит реальный тур и познакомит детей с любимыми героями сказок. Виртуальное путешествие станет прекрасным дополнением к прочитанной книге. Также оно будет очень ценно тем, что позволит не только увидеть, (возможно и услышать), героев полюбившихся сказок, но и посмотреть на знакомые сказки с новой стороны. При этом не будет использовано телевидение и исключено отрицательное влияние смены 24-кадров. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно чтобы он познакомился с героями сказки. Используя сказочные сюжеты, сказочных персонажей, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

В заключении нужно сказать, что в нравственном воспитании не нужно забывать о той атмосфере, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.


[1] Фрейд З. Психоанализ. СПб., 1996

Фромм Э. Душа человека. М., 1998

Юнг К.Г. Архетип и сомвол. М., 1998

[2] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».

В данной разработке описывается  опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора ...

Методическая разработка по теме ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Речевое развитие дошкольников я изучаю в рамках темы по самообразованию, постоянно ищу способы и методы повышения его уровня. Как же повысить речевую активность ребенка? Как заставить его говорить, ст...

Методическая разработка на тему: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в ...

Методическая разработка на тему "Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности".

Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  формируется личность человека, и закладываются  основы безопасности и здорового образа жизни. Прямой обязанностью не...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...