Главные вкладки

    Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».
    методическая разработка по обучению грамоте на тему

    Мальникова Наталия Евгеньевна

    В данной разработке описывается  опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора Сидорчук Т.А.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza.docx23.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мальникова Наталия Евгеньевна, учитель-логопед  

    МБДОУ «Детский сад № 38 «Росинка» г. Саров Нижегородской области

    Методическая разработка на тему: «Формирование навыков  звукового

    анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР на основе технологии

    составления текстов сказочного содержания».

    Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного                 образования (ФГОС  ДО)   ставят  задачу  формирования у детей  предпосылок учебной деятельности, в том числе формирование навыков звукового анализа и синтеза.  

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают трудности в усвоении навыков звукового анализа и синтеза, дифференциации понятий: гласный, согласный звуки (твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). В логопедической практике разработаны результативные методики и система занятий по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза у таких авторов, как Т.А.Ткаченко, Л.Е.Журова, Н.В.Дурова. Организация занятий такого вида, в основном, сводится к классно-урочной форме, что ведёт к быстрой утомляемости детей и их низкой мотивации к данному виду занятий.

    Из всего вышеперечисленного мы сделали вывод о том, что  возникает  необходимость поиска новых актуальных  путей  и подходов к организации занятий по формированию навыков звукового анализ и синтеза у дошкольников с ОНР.

    Мы провели анализ коррекционных методик и технологий.  Автор  коррекционной  методики   Т.А.Ткаченко  предлагает множество  различных  упражнений и заданий  для решения  задач по формированию у детей фонематических процессов и  навыков звукового анализа и синтеза.  Педагогами  Н.В. Дуровой,  Л.Е. Журовой  разработана  система занятий по обучению детей грамоте, в которой расписана методика и последовательность  преподнесения  детям материала, в том числе  и  по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Логопеды-практики Санкт-Петербурга Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская  активно используют в своей работе логосказки, направленные на решение задач, как освоения лексико-грамматических категорий, так и на формирование элементарных навыков письма и чтения у детей. Сказки близки детям и их применение на занятии  повышает интерес и мотивацию к данному виду деятельности. Автором общей теории сильного мышления – теории решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ) Т.А.Сидорчук разработан алгоритм составления текстов и сказок, который широко применятся педагогами в формировании  связной речи.

    Нами был сделан вывод о том, что использование в работе всех предложенных методик, методов и приёмов  способствует повышению мотивации детей к деятельности, снижению их утомляемости, и как следствие – повышению результативности работы педагога.

    После анализа коррекционных и инновационных методик и технологий у нас возникла идея - формировать навыки  звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет                         с ОНР  на основе алгоритма составления текстов сказочного содержания, предложенной Т.А.Сидорчук.

    Цель нашей работы - овладение детьми 6-7 лет с ОНР навыками звукового анализа и синтеза на основе составления текстов сказочного содержания.  Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить технологию составления текстов сказочного содержания и возможности использования её в непосредственной образовательной деятельности (НОД) по подготовке к обучению элементарным навыкам письма и чтения.
    2. Разработать алгоритм создания текста сказочного содержания.
    3. Внедрить алгоритм создания текста в процесс формирования у  детей  6-7 лет                      с ОНР  навыков звукового анализа и синтеза.

               Основному этапу нашей  работы предшествовал подготовительный этап, состоящий из нескольких шагов:

    1 шаг - Знакомство детей с алгоритмом  создания текстов сказочного  содержания, схематизация этапов (герои, превращения, место, ситуация, текст и название).

    2 шаг -  Создание и сбор копилок совместно с детьми:

    • копилка  героев  (символы звуков по Ткаченко Т.А.);
    • копилка «волшебных» домов  (с характеристиками  звуков);
    • копилка  мест;
    • копилка  ситуаций  (игр - тренингов  со звуками).

             Ситуации (игры-тренинги на формирование навыков звукового анализа и синтеза) представлены в таблице. Каждая игра направлена на решение конкретной задачи.  

    Игры

    Задачи

    «1, 2, 3 – слово на звук назови»

    придумывание  слов, начинающихся на заданный звук

    «Дружба звуков»

    объединение  звуков  в слоги, анализ  слогов

    «Перевёртыши»

    преобразование  и анализ  слогов

    «Придумай слово на слог»

    придумывание слов, начинающихся на  полученный слог

    «Объединялка»

    объединение звуков в слово, анализ  слова

    «Поменяйся местами»

    преобразование  слов через перемену места звуков

    «Добавлялка»

    «Убавлялка»

    преобразование  слов с  добавлением или удалением    звука из слова

    Основной этап  работы заключается в  реализации  алгоритма создания текста сказочного содержания. Он  состоит из 6 шагов:

    1 шаг.  Предложение педагогом или выбор детьми героев истории  (согласных, гласных звуков) из копилки  звуков.

    2 шаг.  Преобразование  звуков  через  прохождение «волшебных» домиков                        с  характеристиками звуков.

    3  шаг. Определение  места истории.

    4  шаг. Определение ситуации  (выбор игр-тренингов  со звуками).

    5  шаг. Составление  истории - текста  сказочного содержания.

    6  шаг. Придумывание   названия  текста - истории.

    Видоизменение алгоритма создания текстов сказочного содержания, предложенного Т.А.Сидорчук, и использование его в работе позволяет нам решить следующие задачи по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей  6-7 лет с ОНР:

    1. Закрепление  понятий  «звук», «слог», «слово».
    2.  Закрепление понятий, характеризующих согласные звуки: глухой, звонкий, твердый, мягкий.
    3.  Умение определять место звука в слове.
    4.  Проведение звукового анализа и синтеза прямых и обратных слогов,                       а также слов.
    5.  Придумывание слов на заданный звук, слог.
    6.  Преобразование слогов, слов с помощью перемены места, удаления или добавления  звука.

    Данную работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза на основе составления текстов сказочного содержания  планируем продолжать,  так как видим  её  результативность. 

    Приведём пример текста сказочного содержания о звуках, составленного детьми               6-7 лет  с ОНР на НОД по подготовке к обучению элементарным навыкам письма и чтения.

    История о приключениях звуков Г, И и Т.

    Жили-были звуки Г, И, Т. Звук Г был звонким твёрдым согласным, звук И – гласным, а звук Т - глухим твёрдым согласным. Попал звук Г на волшебную улицу и превратился в одном доме в звук Гь, потом в звук Кь, затем в звук К. Звук И пошёл по другой волшебной улице и превращался по очереди: сначала в А, потом в Э, и стал звуком  О.

    Звуки К и О подружились и побежали играть на лесную полянку в игру «Перевёртыши». Сначала 1 встал звук К, 2 – О получилось КО. Потом они поменялись местами 1 стал О, 2 звук К и получилось ОК. Им было весело и они решили придумать слова, которые начинаются на слог КО: кот, ком, корка, корпус, кожица.

    Вдруг из дупла дерева они услышали стук молотка.

    - Кто ты? – спросили звуки.  

    -  Я – звук Т.

    - Давай дружить! – предложили звуки К и О звуку Т.

    Они стали играть втроём. Сначала 1 встал звук К, 2 - О, 3 – Т, получилось КОТ.                 А потом 1 и 3 звуки поменялись местами и получилось ТОК. А ещё звук  К встал опять на первое место и получилось  КТО.

    Наступил вечер, звук Т попрощался с новыми друзьями и ушёл в своё дупло.                 А звуки К и О отправились назад домой, прошли по волшебным улицам, превратились в звуки Г и И, пошли спать.

    Вот такое интересное приключение получилось!

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"

    Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...

    Методические разработки на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО С

    Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, ф...

    Методическая разработка на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга       Методическая разработка на тему: ...

    Методическая разработка на тему: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»

    Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в ...

    Методическая разработка на тему "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с нарушениями слуха"

    В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества други...