Методическая разработка на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Васильева Анна Тимуровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей

подготовительной группы»

 

 

 

 

 

 

                                                      Подготовила воспитатель:

Васильева Анна Тимуровна

                                                                                                                  Первая квалификационная  

                                                                                                                                   категория     

 

 

 

Санкт-Петербург

2017 год.

 

 

 

Оглавление.

 

Введение……………………………………………………………………….3

      I.          Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в нашей группе……………………………………………………………………………..5

   II.          Формы оздоровительной работы и совместная деятельность родителей и

      педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в учреждение и в семье………............................................................................................................9      Заключение………………………………………………………….....................18 Список литературы…………………………………………………………........19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями дошкольных групп, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

          Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

          Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность воспитателя и ребенка в течение дня. Физкультурно-оздоровительное направление являлось основным направлением нашего образовательного учреждения. В связи с этим приоритетом моей профессиональной деятельности является работа по приобщению детей к здоровому образу жизни, целью которой считаю организацию целенаправленного процесса формирования убеждений и привычек здорового образа жизни воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Достижения поставленной цели добиваюсь решением следующих задач:

1. Содействовать осознанию дошкольниками здоровья как высшей ценности, повышению ответственности за него.

2. Формировать знания и представления о здоровье человека (физическом, психическом, социальном, об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, закаливания, здорового питания) .

3. Содействовать овладению воспитанниками полезными привычками, стойкими культурно-гигиеническими навыками, элементарными умениями самооздоровления.

4. Развивать мотивацию у ребенка к освоению основ здорового образа жизни.

5. Партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

 

 

 

I.               Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в нашей группе.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашей группе осуществляется в следующих формах:

v Медико-профилактические технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

ü организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

ü организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

ü организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма:

1.Массаж (разные виды).

2. Витаминотерапия.

3. Кварцевание.

4. Контроль за физическим здоровьем.

5. Профилактические прививки.

6. Оказание неотложной помощи детям, сотрудникам.

7. Проведение медосмотров для детей и сотрудников.

8. Контроль за организацией питания.

ü организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;

ü организация здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении.

Вся работа по физическому воспитанию детей в дошкольных группах строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает нам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности, что, в свою очередь, помогает планировать физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

v Физкультурно-оздоровительные технологии.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

ü развитие физических качеств;

ü контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

ü формирование правильной осанки;

ü воспитание привычки повседневной физической активности;

ü оздоровление средствами закаливания.

ü Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется педагогами на занятиях по физическому воспитанию, а также - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

v Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности мы ставит своей целью создание в дошкольном учреждении  целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют мониторинговое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

v Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологическиезнания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

v Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может дать положительный результат гораздо быстрее, если полученный опыт будет закрепляться родителями в домашних условиях.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей понятия здорового образа жизни как ценности.  В знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физического развития, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, тренинги, круглый стол, анкетирование.

v Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Выводы.

Образовательная деятельность предполагает проведение с дошкольниками занятий и бесед о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

 

 

 

 

II.            Формы оздоровительной работы

В нашей группе ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

 При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

ü Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

ü Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

ü Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

ü Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

ü Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

ü Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена). Рациональная, не перегревающая одежда детей;

ü Соблюдение режима прогулок во все времена года;

ü Сон при открытых фрамугах;

ü Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);

ü Хождение босиком в группе и летом на прогулке. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. После занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры, а после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Кроме подвижных игр, мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:

ü для хорошей погоды (по сезону);

ü на случай сырой погоды;

ü на случай порывистого ветра.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашей группе придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.

Нами используются разнообразные варианты проведения физкультурных и валеологических занятий:

ü Занятия по традиционной схеме;

ü Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

ü Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

ü Занятия серии «Здоровье», проводятся в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий, мы даем детям представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под нашим руководством способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в хорошо проветриваемом помещении. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы.

В перерывах между занятиями проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводятся физкультминутки.

          Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки проводим по мере необходимости во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 1-3 минуты.

Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями также мы проводим гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики:

ü Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и  выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.

ü Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).

ü Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.  Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

         Оздоровительная работа усиленно проводится  нами и  в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

При осуществлении летней оздоровительной работы в детском саду мы придерживаемся следующих принципов:

ü комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

ü непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

ü использование простых и доступных технологий;

ü формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

ü интеграция программы профилактики закаливания в семью;

          При проектировании педагогического процесса использую:

наглядные методы (наблюдения (строение человека, состояние организма, самонаблюдение, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр познавательных мультфильмов и др.);

словесные (беседы, рассказы, чтение художественной и познавательной литературы, совместное составление с детьми сказок и рассказов и т. п.);

практические (упражнения, моделирование, решение логических задач, экспериментальная деятельность);

игровые.

          При этом приоритетными считаю игровые и практические методы, так как в активной деятельности есть большая возможность для познания окружающего мира, формирования полезных привычек, физического и психического развития детей.

          Особо важным в системе своей работы считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий консультации по вопросам оздоровления дошкольников в домашних условиях, разработку рекомендаций по закаливанию, организации режима дня. Наиболее эффективным считаю знакомство и обучение родителей приемам оздоровления (элементам пальчиковой, дыхательной гимнастики, подвижным играм).

          Успешное выполнение задач приобщения дошкольников к здоровому образу жизни возможно только при тесном сотрудничестве всех членов педагогического коллектива.

Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в учреждение и в семье.

 

В семье

                                    

1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.

2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

3. Выполнение режима дня дома в выходные дни.

4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать, какими видами спорта  вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.

6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями врача

10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.

12. По мере возможности расширять сферу контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.

 

В нашей группе

 

1. Создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек как основу становления характера ребенка.

4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр.

5. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.

6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в дошкольных группах.

7. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.

8. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

9. Беседы педагога с детьми о:

•  формировании культурно-гигиенических навыков;

•  организации питания.

10. Познавательное развитие:

•  беседы о ЗОЖ;

•  рассказы из личного опыта;

•  беседы старшей м/сестры.

 

Выводы.

Выполнение нами воспитательно-образовательного режима играют важную роль  в оздоровлении дошкольника:

·       проветривание, влажная уборка помещений;

·       соблюдение питьевого режима;

·       создание нормальной освещённости, теплового режима;

·       озеленение и оборудование территории и помещений дошкольного учреждения;

·       трехразовое горячее питание;

·       неукоснительное соблюдения режима дня с использованием элементов  гибкости;

·       подгрупповые, интегрированные занятия;

·       использование эффективных познавательных методов развития и         

воспитания;

·       физкультминутки и физкультурные паузы;

·       введение дней радости, дней рождения;

·       гимнастика для глаз, осанки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема здорового образа жизни актуальна на современном этапе, т.к. физическое, психическое, эмоциональное развитие детей за последние годы набирает темпы.

Целью нашей работы является следующий факт, что формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режима, лечебно-профилактические мероприятия.

Мы придерживаемся следующей точки зрения, что здоровый образ жизни – это типичные формы и способы поведения жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных.

На наш взгляд основными формами и методами определения здорового образа жизни могут быть:

- обеспечение здорового ритма жизни;

- физические упражнения;

- закаливание;

- гигиена и водные процедуры;

- световоздушные ванны;

- активный отдых;

- рациональное питание.

В нашей работе мы не только выявляем уровни развития детей, но и их взаимное влияние на здоровый образ жизни детей. В результате нашей работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений и анкетирования родителей выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Была проведена просветительская работа среди родителей через уголок «Будь здоров». Полезные     информации о здоровом образе жизни, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.

На наш взгляд ценным в нашей работе является комплексный подбор методик, коррекционные упражнения по организации здорового образа жизни.

 

 

Список литературы.

1.    Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // «Дошкольное воспитание» № 6, 2000.

2.    Богина Т.Л. Здоровье – прежде всего. // «Дошкольное воспитание», 2004, №4.

3.    Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание № 1, 2001

4.    Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. // Дошкольное воспитание № 6, 1995.

5.    Рунова М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности. // Дошкольное воспитание, №6, 1998.

6.    Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

7.    Яковлева Т.С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г.-136с.

8.    Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей

подготовительной группы»

                                                           Выполнила воспитатель:

Васильева Анна Тимуровна

                                                                 

Санкт-Петербург

2017 год.

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в нашей группе……………………………………………………………………………..5
  2. Формы оздоровительной работы и совместная деятельность родителей и

      педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в учреждение и в семье………............................................................................................................9      Заключение………………………………………………………….....................18 Список литературы…………………………………………………………........19

Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями дошкольных групп, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

        Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

        Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность воспитателя и ребенка в течение дня. Физкультурно-оздоровительное направление являлось основным направлением нашего образовательного учреждения. В связи с этим приоритетом моей профессиональной деятельности является работа по приобщению детей к здоровому образу жизни, целью которой считаю организацию целенаправленного процесса формирования убеждений и привычек здорового образа жизни воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Достижения поставленной цели добиваюсь решением следующих задач:

1. Содействовать осознанию дошкольниками здоровья как высшей ценности, повышению ответственности за него.

2. Формировать знания и представления о здоровье человека (физическом, психическом, социальном, об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, закаливания, здорового питания) .

3. Содействовать овладению воспитанниками полезными привычками, стойкими культурно-гигиеническими навыками, элементарными умениями самооздоровления.

4. Развивать мотивацию у ребенка к освоению основ здорового образа жизни.

5. Партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

  1. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в нашей группе.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашей группе осуществляется в следующих формах:

  • Медико-профилактические технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

  • организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма:

1.Массаж (разные виды).

2. Витаминотерапия.

3. Кварцевание.

4. Контроль за физическим здоровьем.

5. Профилактические прививки.

6. Оказание неотложной помощи детям, сотрудникам.

7. Проведение медосмотров для детей и сотрудников.

8. Контроль за организацией питания.

  • организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении.

Вся работа по физическому воспитанию детей в дошкольных группах строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает нам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности, что, в свою очередь, помогает планировать физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

  • Физкультурно-оздоровительные технологии.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

  • развитие физических качеств;
  • контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
  • формирование правильной осанки;
  • воспитание привычки повседневной физической активности;
  • оздоровление средствами закаливания.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется педагогами на занятиях по физическому воспитанию, а также - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности мы ставит своей целью создание в дошкольном учреждении  целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют мониторинговое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

  • Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологическиезнания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

  • Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может дать положительный результат гораздо быстрее, если полученный опыт будет закрепляться родителями в домашних условиях.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей понятия здорового образа жизни как ценности.  В знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физического развития, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, тренинги, круглый стол, анкетирование.

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Выводы.

Образовательная деятельность предполагает проведение с дошкольниками занятий и бесед о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

  1. Формы оздоровительной работы

В нашей группе ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

 При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

  • Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
  • Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

  • Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена). Рациональная, не перегревающая одежда детей;
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года;
  • Сон при открытых фрамугах;
  • Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
  • Хождение босиком в группе и летом на прогулке. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. После занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры, а после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Кроме подвижных игр, мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:

  • для хорошей погоды (по сезону);
  • на случай сырой погоды;
  • на случай порывистого ветра.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашей группе придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.

Нами используются разнообразные варианты проведения физкультурных и валеологических занятий:

  • Занятия по традиционной схеме;
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
  • Занятия серии «Здоровье», проводятся в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий, мы даем детям представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под нашим руководством способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в хорошо проветриваемом помещении. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы.

В перерывах между занятиями проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводятся физкультминутки.

          Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки проводим по мере необходимости во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 1-3 минуты.

Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями также мы проводим гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики:

  • Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и  выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
  • Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
  • Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.  Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

         Оздоровительная работа усиленно проводится  нами и  в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

При осуществлении летней оздоровительной работы в детском саду мы придерживаемся следующих принципов:

  • комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
  • непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
  • использование простых и доступных технологий;
  • формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
  • интеграция программы профилактики закаливания в семью;

        При проектировании педагогического процесса использую:

наглядные методы (наблюдения (строение человека, состояние организма, самонаблюдение, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр познавательных мультфильмов и др.);

словесные (беседы, рассказы, чтение художественной и познавательной литературы, совместное составление с детьми сказок и рассказов и т. п.);

практические (упражнения, моделирование, решение логических задач, экспериментальная деятельность);

игровые.

        При этом приоритетными считаю игровые и практические методы, так как в активной деятельности есть большая возможность для познания окружающего мира, формирования полезных привычек, физического и психического развития детей.

        Особо важным в системе своей работы считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий консультации по вопросам оздоровления дошкольников в домашних условиях, разработку рекомендаций по закаливанию, организации режима дня. Наиболее эффективным считаю знакомство и обучение родителей приемам оздоровления (элементам пальчиковой, дыхательной гимнастики, подвижным играм).

          Успешное выполнение задач приобщения дошкольников к здоровому образу жизни возможно только при тесном сотрудничестве всех членов педагогического коллектива.

Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в учреждение и в семье.

В семье

        

1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.

2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

3. Выполнение режима дня дома в выходные дни.

4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать, какими видами спорта  вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.

6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями врача

10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.

12. По мере возможности расширять сферу контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.

В нашей группе

1. Создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек как основу становления характера ребенка.

4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр.

5. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.

6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в дошкольных группах.

7. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.

8. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

9. Беседы педагога с детьми о:

•  формировании культурно-гигиенических навыков;

•  организации питания.

10. Познавательное развитие:

•  беседы о ЗОЖ;

•  рассказы из личного опыта;

•  беседы старшей м/сестры.

Выводы.

Выполнение нами воспитательно-образовательного режима играют важную роль  в оздоровлении дошкольника:

  • проветривание, влажная уборка помещений;
  • соблюдение питьевого режима;
  • создание нормальной освещённости, теплового режима;
  • озеленение и оборудование территории и помещений дошкольного учреждения;
  • трехразовое горячее питание;
  • неукоснительное соблюдения режима дня с использованием элементов  гибкости;
  • подгрупповые, интегрированные занятия;
  • использование эффективных познавательных методов развития и          

воспитания;

  • физкультминутки и физкультурные паузы;
  • введение дней радости, дней рождения;
  • гимнастика для глаз, осанки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема здорового образа жизни актуальна на современном этапе, т.к. физическое, психическое, эмоциональное развитие детей за последние годы набирает темпы.

Целью нашей работы является следующий факт, что формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режима, лечебно-профилактические мероприятия.

Мы придерживаемся следующей точки зрения, что здоровый образ жизни – это типичные формы и способы поведения жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных.

На наш взгляд основными формами и методами определения здорового образа жизни могут быть:

- обеспечение здорового ритма жизни;

- физические упражнения;

- закаливание;

- гигиена и водные процедуры;

- световоздушные ванны;

- активный отдых;

- рациональное питание.

В нашей работе мы не только выявляем уровни развития детей, но и их взаимное влияние на здоровый образ жизни детей. В результате нашей работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений и анкетирования родителей выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Была проведена просветительская работа среди родителей через уголок «Будь здоров». Полезные     информации о здоровом образе жизни, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.

На наш взгляд ценным в нашей работе является комплексный подбор методик, коррекционные упражнения по организации здорового образа жизни.

Список литературы.

  1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // «Дошкольное воспитание» № 6, 2000.
  2. Богина Т.Л. Здоровье – прежде всего. // «Дошкольное воспитание», 2004, №4.
  3. Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание № 1, 2001
  4. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. // Дошкольное воспитание № 6, 1995.
  5. Рунова М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности. // Дошкольное воспитание, №6, 1998.
  6. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
  7. Яковлева Т.С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г.-136с.
  8. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной группы.

Цель:формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные прод...

Методическая разработка: НОД "Формирование здорового образа жизни с использованием мнемотаблиц"

Мнемотехника- это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Методическая разработка по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста на тему "Береги как зеницу ока"

Эти методические разработки я использую в своей работе с детьми дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы №4 «Я выбираю здоровый образ жизни»

В данном конспекте представлены игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста для понимания ЗОЖ в жизни каждого человека...