Проект Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста
проект по развитию речи (младшая группа)

Коптелова Наталья Яковлевна

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.

Задачи проекта:

-  изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с использованием фольклора;

- создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;

-  обогатить словарный запас младших дошкольников, повысить коммуникативные умения;

- повысить уровень компетенций  родителей в вопросах воспитания детей  посредством малых фольклорных форм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Проект

Фольклор, как эффективное средство

для развития речи детей раннего дошкольного возраста

Воспитатель первой младшей группы

Коптелова Наталья Яковлевна

Югорск, 2023 г

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью.

Это - детский фольклор.”

 Г.С. Виноградов

Введение

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях

        В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи ребенка.

         Для решения данной проблема разработала проект «Фольклор, как эффективное средство  для развития речи  детей раннего дошкольного возраста».

Тип проекта: творческо – игровой

Продолжительность  проекта:  долгосрочный (сентябрь – май)

Участники: младшие  дошкольники, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей: 2-3 года

Актуальность проекта:

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.

Задачи проекта:

-  изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с использованием фольклора;

  • создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
  •  обогатить словарный запас младших дошкольников, повысить коммуникативные умения;

- повысить уровень компетенций  родителей в вопросах воспитания детей  посредством малых фольклорных форм.

Ожидаемые результаты по проекту

для детей:

  • сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
  • будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
  • воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

для педагогов:

  • повышение теоретического уровня по теме проекта;
  •  внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;
  •  самореализация;
  • обобщение и распространение опыта.

 для родителей:

  • сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей;
  • повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей;
  • сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

Подготовительный этап

С подготовительным этапом можно ознакомиться на слайде. Целью подготовительного этапа является изучение и подборка материала для реализации основного этапа

  • изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с использованием фольклора
  • Создание условий. Материальные: оборудование предметно-развивающей среды
  • Научно-методические: подбор и разработка планов методик занятий
  • Анкетирование родителей

Так как   роль семьи  в  речевом развитии малышей очень велика, я   стала  активно привлекать  родителей к решению выявленных проблем. Анкетирование  родителей по данной теме  показало следующее(с диаграммой можно ознакомиться на слайде)

  • многие  из них не   знают  содержания     произведений данного цикла, использовали  произведения народного творчества только в период раннего  детства - 68% родителей, 19% - продолжают  использовать в настоящее время,  13% родителей не знакомили и не читают в настоящее время  ребенку   произведения устного народного творчества.

Таким образом,  я  выяснила, что работа по использованию фольклорных произведений  с детьми раннего возраста    в семье  организована недостаточно. В семьях все меньше и меньше знают  произведения устного народного творчества, родители   помнят лишь несколько   наиболее распространенных   потешек   "Сорока - белобока...", «Ладушки»,    не используют развивающий потенциал   народных произведений, в том числе и для развития речи. Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей  в  вопросах познавательного – речевого развития детей младшего возраста  через знакомство с произведениями русского народного творчества.

Игровая деятельность

1.Дидактические игры:

«Наши игрушки»

«Игры  с водичкой»

«Кукла Маша одевается»

«Угощаем куклу кашей»

«Кто где?»

«Найди маму»

« Домашние животные» 

«Большой – маленький»

«На бабушкином дворе»

2.Сюжетно – ролевые игры:

«Кисонька, где ты  была?»

«Мама и дочка»

«Готовим обед для собачки»

«Котик хочет кушать»

«Постройка забора  для лошадки»

«Полечим собачке лапу»

«Завяжем котику бантик»

«На паровозе покатаем зверей»

«Угощение для собачки»

3.Подвижные игры:

«Пес Барбос»

«Кот и мыши»

«Лошадки»

«Курочка хохлатка»

«Птички в гнездышках»

«Найди кота»

«Догони собачку»

«Зайка беленький сидит»

«Зайцы и лисичка»

Игра «Заинька походи»

Театрализованная деятельность

  • Настольный,   пальчиковый, кукольный и другие виды театров.
  • Инсценировка русских народных сказок:
  • «Репка»
  • «Колобок»,
  • Театрализованное представление сказок:
  • «Колобок»
  • «Заюшкина избушка»
  • «Курочка ряба»

Художественная литература

Чтение  потешек:

  • «Тили – бом»
  • «Пошел котик на торжок»
  • «Киска»
  • В.Берестова «Котенок»
  • «Ты, собачка не лай»

Чтение р.н.сказок: 

  • «Заюшкина избушка»
  • «Теремок»,
  • «Репка»
  • «Волк и козлята»

 Основной этап

Для развития речи через малый фольклор были проведены:

  • Совместная образовательная деятельность
  • Театрализованная игра «Теремок»
  • Театрализованная игра «В гостях у зайчика»
  • Пальчиковая гимнастика «Сорока – белобока
  • Театрализованная игра «Мишка косолапый
  • Совместно с родителями был создан книжный уголок «Фольклор рядом с нами», театрализованный уголок, разработан перспективный план по работе с родителями.

Заключительная часть

   Речь детей становится более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повышается интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно постепенно обогащается. Они знают потешки, песенки, игры, сказки.  Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания  в изобразительной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

   У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

Так как проект долгосрочный, планирую и дальше его реализовывать. Представить проект на педагогических часах для повышения компетентности педагогов.

Список литературы.

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.

3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.

4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5.Куприна Л.С., Бударина Т.А. знакомство детей с русским народным творчеством. СП.:Детство- пресс,2001.

6.Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

7.Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание,№8 1993,                                                    

8. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. 12. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008                                                                                                

9. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва

10.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

11.Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3- 7 лет.- Волгоград.: "Учитель", 2010.

12.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера,2010.

13.Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно- патриотическое воспитание. - М.: Прометей; Книголюб, 2003.

14.Хрестоматия "Детская литература". - М.: "Просвещение", 1980.

                        

                       Анкета для родителей.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой целью?

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?

Какие?

6. Как Вы считаете, какое значение имеют   произведения русского фольклора  в жизни ребенка?

7.  Что для вас важнее: интеллектуальное, художественное или физическое развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...

Презентация Консультация "Сказкотерапия"–эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Сказкотерапия –эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка....

Мастер-класс на тему «Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

      Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствуе...

Лепка из воздушного пластилина как эффективное средство в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни реб...

Проект Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.Задачи проекта:-  изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с и...