Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии по теме
Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
В современной научно-педагогической литературе под определением понятия моделирования понимается наглядно-практический метод обучения, попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
- работа с моделью.
В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых понятий. На всех этапах коррекционной работы учителями-логопедами может активно использоваться метод наглядного моделирования, позволяющий облегчить образовательный процесс, разнообразить его и сделать более интересным для детей.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Включение наглядных моделей в процесс формирования лексико-грамматических категорий содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Метод наглядного моделирования предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
В непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи используются различные приемы наглядного моделирования, применяются как готовые схемы, так и собственные модели.
Наглядные модели обладают вариативностью и многофункциональностью, так как не привязаны к одной лексической теме, их цель - систематическое, многократное повторение речевого материала в аналогичных заданиях типа: «Один-много», «Назови ласково», «Назови детенышей», «Какой, какая, какие?», «Подбери словечко…», «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Слова-действия», «Кто у кого?», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка», « «Чье жилище?», «Назови части», «Чей хвост?», «Чьи уши?», «Чьи лапы?», «Чем отличаются?», «Чем похожи?» и многие другие.
Работа по формированию лексико-грамматических категорий с использованием моделей проводятся поэтапно:
Обучающий этап: формирование ассоциаций между зрительным стимулом и лексико-грамматической категорией (на этом этапе при показе символа вопрос или задание формулирует логопед).
Практический этап: ребенок самостоятельно формулирует вопрос или задание, опираясь на зрительный символ.
Итоговый этап: ребенок формулирует вопрос или задание без опоры на зрительный стимул.
Условные модели, карточки - схемы, символы вводятся постепенно.
Это могут быть замещения - вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.
Например, знакомя детей с предлогами используются карточки-схемы. Детям показывают схему предлога, они находят картинку, соответствующую данной схеме. Или составляют предложения по двум опорным картинкам и предложенной схеме предлога. Так же широко используются схемы приставок пространственного значения в глаголах движения. Далее можно составлять рассказы, используя схемы предлогов и приставок по какой-либо теме, например «Как я гулял», «Путешествие на машине», «Как мышка заблудилась», «Прогулка на кораблике» и т.д.
Следующий прием наглядного моделирования это пиктограммы. Их применение способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций. Для формирования навыков образования и использования относительных и притяжательных прилагательных.
Рисунок-пиктограмма подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.
С помощью пиктограммами можно выполнить различные игровые задания: например, игра «Семья». Игру можно проводить как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей. На столе или доске размещаются пиктограммы, а на столе карточки с изображением животных («рубашками» вверх). Ребёнку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.
Как показала практика применения данных моделей, интерес детей к заданиям стал намного выше, лучше и быстрее они понимают словесные инструкции за счет образования искусственных ассоциаций. Подбор слов не столь затруднен как раньше, планирование высказывания стало доступнее, а соответственно и ответы на вопросы точнее, динамичнее.
Возможности использования технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико–грамматических нарушений у старших дошкольников неограниченны.
Кроме активизации процесса запоминания, наглядные модели улучшают внимание, зрительное восприятие, развивают наглядно-образное, образно-схематическое и основы словесно-логического мышления, что необходимо в будущем для успешной учебной деятельности младшего школьника.
Применение различных наглядных моделей, их усложнение, создание новых – перспективное направление в дальнейшей работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мы...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Использование дидактических игр для развития образности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Образная речь – это наивысший уровень развития речи. Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные контекстом, ориентируе...

сентябрь 2024 Консультация для воспитателей «Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно ...

Методическая разработка к занятию "Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с Общим недоразвитием речи. Лексическая тема "Домашние животные"
Материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных учреждений...
Статья "Применение проектной деятельности учителем-логопедом в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Статья "Применение проектной деятельности учителем-логопедом в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...