Главные вкладки

    Использование дидактических игр для развития образности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
    консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Бовина Татьяна Михайловна

    Образная речь – это наивысший уровень развития речи. Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные  контекстом, ориентируется в антонимических и омонимических связях русского языка. Образная речь изобилует эпитетами,  метафорами, олицетворениями и сравнениями. Образно выражающийся человек часто использует фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты поэтических произведений. При этом образная речь позволяет нам не только более точно передать информацию, но и затронуть тонкие струны души  собеседника, а значит, сделать из собеседника единомышленника.

    В материале представлены дидактические игры, способствующие развитию образности речи у дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obraznost_rechi.docx21.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование дидактических  игр для  развития образной речи

    Образная речь – это наивысший уровень развития речи. Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные  контекстом, ориентируется в антонимических и омонимических связях русского языка. Образная речь изобилует эпитетами,  метафорами, олицетворениями и сравнениями. Образно выражающийся человек часто использует фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты поэтических произведений. При этом образная речь позволяет нам не только более точно передать информацию, но и затронуть тонкие струны души  собеседника, а значит, сделать из собеседника единомышленника.

    Может возникнуть вопрос:  может ли речь ребёнка дошкольного возраста достичь такого высокого  уровня? Скорее всего  - нет, если мы  говорим об обычных детях, и тем более, о детях с речевыми нарушениями. Однако, чем раньше мы начнём  развивать образную речь, тем успешней будут результаты.

    С чего начать? Начнём с того , что у каждого здорового человека есть несколько каналов получения  информации: зрение, слух, обоняние, осязание и  вкус (родственное слово к слову «вкушаем»). Учёные доказали, что если в момент получения информации  будут задействованы  несколько  анализаторов одновременно, то полученные знания будут  более информативными, образными, они  будут  легче запоминаться и дольше  удерживаться  в памяти.

    Сейчас  я буду рассказывать  о приёмах, разработанных автором  книги «Цветовой игротренинг» Н. М. Погосовой ,которая предлагает  подойти к изучению цвета с не совсем обычной стороны.

    Например: при  знакомстве с красным цветом  детям предлагаются красные пуговицы   разной величины, цветовой насыщенности и  фактуры. Дети  должны рассмотреть их  и  сказать, на что похожи пуговицы, обосновывая своё предположение.   Для выполнения данного задания дети включают в работу сразу  два  анализатора: зрение, осязание, а так же срабатывает способность анализировать, синтезировать полученную информацию в собственный образ.

    При изучении коричневого  цвета детям предлагается угощение в виде кусочков разных сортов  шоколада, орехов, изюма. Дети пробуют угощение. А затем  обмениваются своими  впечатлениями о том,  что  например:  орехи более плотные, а шоколад  пережёвывать легче,  тёмный изюм более сладкий, чем светлый; о том, что  существуют  разные сорта шоколада и чем они отличаются. Задействованные анализаторы: зрение, обоняние, вкус, осязание.

    При изучении фиолетового  цвета детей знакомят с каким либо ароматическим  веществом. Происходит  это так: ребёнок закрывает  глаза, педагог  кладёт ему на ладошку бумажный  цветок, пропитанный , например, запахом  лаванды. Ребёнок  должен  догадаться, что лежит на его ладошке. Задействованные  анализаторы: обоняние, осязание, затем зрение.

    При изучении  серебристого  цвета детям предлагается   моделирование  ситуации  и  составление предложений  со словом  «серебрится».

    Логопедические  занятия с элементами  методики Монтессори, разработанные Н.В. Пятибратовой, так  же  включают в себя   работу с цветом. Упражнения  с цветовыми  дорожками не только знакомят  детей с   разными по  цветовой  интенсивности  оттенками одного  цвета, тем самым развивая  зрительное восприятие, но  позволяют закрепить названия оттенков. Названия  оттенков чаще  всего сложные слова, появившиеся в результате сложения двух основ разных слов: темно + коричневый = темно-коричневый. Виды работы с цветовыми  дорожками: * разложить  карточки по степени интенсивности  цвета от  светлого  к тёмному и наоборот; предложить  детям рассказать, что напоминает им каждый оттенок и т.д.

    Однако, не стоит  забывать,  что  цвет и  форма это лишь два  пункта сенсорного развития. В книге  Пятибратовой  описывается упражнение с весовыми  табличками (я заменила таблички пакетиками разного веса). Ребёнку предлагается сначала ощутить вес каждого пакетика, затем мысленно  сравнить вес пакетика  свесом уже известных ему предметов: жёлтый пакетик лёгкий  как цыплёнок, а коричневый тяжёлый  как камень.

    Шумовые коробочки. Методика работы с шумиками известна, я лишь добавлю, что если вы  используете  это пособие для развития образной речи, то не забывайте задавать  детям вопрос: что этот звук тебе напоминает?

    Кроме того, в книге Пятибратовой  описываются  упражнения с тепловыми табличками и подборкой тканей для развития тактильных ощущений (ШЕЛКОВИСТЫЕ ВОЛОСЫ).

    Итак, чем  богаче накопленный опыт ребёнка, тем образней его речь.

    Образная речь – эмоционально окрашенная речь.

    Мы рано начинаем знакомить детей  с эмоциями, используя для этого пиктограммы, либо смайлики. По данным  исследования Ч.А. Измайлова, каждая эмоция  имеет свою  цветовую характеристику:

    РАДОСТЬ              ГРУСТЬ               ГНЕВ                  ИСПУГ                УДИВЛЕНИЕ

    И.Ю. Кондратюк предлагает начать  формирование эмоциональной стороны речи с изучения  графического изображения и их цветового  воплощения. Эти приёмы направлены на  ознакомление, распознавание и  дифференциацию эмоциональных состояний.

    1. На начальном этапе возможен такой вариант работы: на магнитной доске пиктограммы гнева и радости, а так же оттенки коричневого и синего  цвета. Детям предлагаются фотографии или картинки людей, животных героев мультфильмов, которые нужно расположить на доске под определённый оттенок цвета  в соответствии со степенью интенсивности эмоции.

    2.Работа с веером  эмоций.

    *Детям предлагаются фотографии, они сами определяют эмоцию и показывают её пиктограмму.

    *Детям озвучивается фраза с определённой интонацией, прослушав фразу дети показывают пиктограмму соответствующую интонации ( игра «Какая маска говорит?»)

    *Детям  читается небольшой текст. Дети должны определить:  какое чувство вызвало у них содержание рассказа,  показать пиктограмму и  обосновать  свой выбор.

    *Дети сами задают интонацию, с которой должна быть озвучена небольшая фраза или потешка.  

    Накапливая ощущения, развивая представления, интонационно окрашивая высказывания, мы не должны забывать  о постоянном пополнении  словарного запаса ребёнка.

    Планируя занятия мы должны помнить о том, что дети (особенно дети с  недоразвитием  фонематического  восприятия ) с трудом воспринимают информацию  на  слух. У этого явления  есть научно обоснованное  доказательство, т.к. известно, что  больше половины населения  планеты являются визуалами (т.е. людьми, предпочитающими  получать информацию посредством  зрения. Не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать ). Поэтому при изучении нового материала необходима зрительная  опора, которая  может выглядеть как интеллект - карта. (ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ ).  Кроме того в кропотливой, ежедневной работе  по расширению словарного запаса дошкольников неоценимую помощь  окажет нам пособие Т.А. Ткаченко  «Легко и точно подбираем слова» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОСОБИЯ).

    Вернёмся к началу моего сообщения: Человек, чью речь можно назвать образной, имеет широкий словарный запас, легко подбирает синонимы, обусловленные  контекстом, ориентируется в антонимических и омонимических связях русского языка.  В связи с вышесказанным переходим к наиболее сложному этапу работу: знакомство  детей с синонимами, антонимами, омонимами и  стимулирование появления их в  речи детей. Процесс овладения  синонимическими  отношениями происходит на  основе  замены  одной лексической единицы другой, близкой по значению, при этом используется приём аналогии.

    Проще начать работу по насыщению словаря синонимами, опираясь на  уже отработанный словарь эмоциональных состояний. Игровые упражнения по подбору синонимов могут  быть такими:

    • «Я начну,  а ты продолжи».  Например: Грустный  ослик гуляет на поляне. Грустный , (а ещё какой?)…
    • «Скажи по-другому». Злой волшебник со  своим  злым слугой полетели в злое  царство. (жестокий, недоброжелательный, недобрый).

    Можно использовать и такой приём, как выделение  синонимов из текста. К сожалению текстов насыщенных синонимами не так много.

    Знакомство с антонимами в плане наглядности может  выглядеть более эффектно, чем в работе с синонимами, т.к. для  демонстрации противоположных по значению слов можно использовать мимику, движение, наглядный материал.

    Знакомство детей с омонимами, так же должна быть насыщена наглядностью. Которая может  выглядеть как таблица, в которой обозначены  сразу несколько омонимических пар.

    Таким образом, хорошо спланированная работа по формированию словаря, развитию грамматических категорий, насыщению речи детей фразеологизмами, пословицами, поговорками станет подготовительным этапом в развитии образности речи и даст возможность ребёнку с речевыми нарушениями  быть успешным в школе и социально адаптированным в жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

    «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

    Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

    Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

    Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

    Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

    Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

    В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

    В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...

    Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

    Использование игр в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

    Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит  ребенка...