Использование игр в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит  ребенка  жить  и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.  Игра является основной деятельностью ребенка - дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр в  коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Светлана Алексеевна Ремезкова,  учитель – логопед  МДОУ - детский сад №21 «Сказка», г. Серпухов,

Мария Алексеевна  Амченкина,  учитель – логопед  МДОУ - детский сад №21 «Сказка», г. Серпухов,

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит  ребенка  жить  и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.  Игра является основной деятельностью ребенка - дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения.
Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время.

Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль, как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. К таким исследованиям относятся исследования   Л.С. Выготского, С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ф.И. Фрадкиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, А.В. Черкова, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Р.А. Ивановой и др.

У  некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У  детей с ОНР  отмечаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса,  грамматического строя  и связной речи.

Детям с ОНР свойственны следующие лексические ошибки:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (сиденье - стул);

б) подмена названий профессий названиями действий (балерина -   «тетя танцует»);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (деревья - «елочки»);

г) взаимозаменяемость  признаков  (высокий, широкий, длинный - «большой», короткий, узкий, низкий  - «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Многие дети допускают ошибки в словообразовании (шапка - шапенка).

Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («мехная» шуба, «клюкованный» кисель)

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

б) неправильное согласование числительных  с существительными (пять карандашов).

в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены  (Книгу достали от шкафа)

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа (много деревов, собаков).

Фонетическое оформление речи у детей  с ОНР значительно отстает от возрастной нормы; наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.

 Недостатки  звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на  игровую деятельность детей с ОНР, порождает у них и особенности поведения в игре.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значении в целом как средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

Независимо от вида,  дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее,  от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

Основные  направления  логопедической работы - это обогащение и активизация словаря, т.к. в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. А также формирование грамматического строя речи, направленное на развитие умения, выражать свои мысли простыми  распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Дидактические игры широко используются при решении следующих задач:

- Обучение  правильному образованию множественного числа существительных;

- Обучение   самостоятельному образованию новых форм слова;

- Обучение   правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов;

- Обучение   правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных;

- Обучение   правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;

- Обучение   правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов,

- Обучение   детей грамматически правильному построению  предложений (простых, сложносочиненных и сложноподчиненных);

- Формирование навыков связной речи.

На фронтальных,  подгрупповых и индивидуальных  занятиях мы используем для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, игры и игровые упражнения: «Что спрятано?», «Парные картинки», «Что нужно кукле?», «Что кому нужно?», «Кто,  чем защищается?», «Лото»

Мы закрепляли в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа во всех  падежах.

Такие игры как, «Один - одна - одно», «Разложи картинки» - учат  детей различать род существительных.  Игры  «Что это?», «Игра в загадки», «Обобщения», мы используем при  закреплении обобщающих понятий. Эти игры предполагают активный поиск слова и понимание его значения. Все эти игры и такие,  как «Чьи детки?», «Рыбы, звери, птицы», «Сложи животное», «Угадай, что это?», «Овощи», мы включаем  во фронтальные занятия по темам: «Домашние животные», «Игрушки», «Рыбы, звери, птицы».

Мы выделили 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.

1 этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

2 этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3 этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

 1 этап

- Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «к, ик, чик»

- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

- Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

-Образование притяжательных прилагательных с суффиксом «ин»

2 этап

- Образование уменьшительно-ласкательной  формы существительных с суффиксами «оньк, еньк, ышек, ышк».

- Образование существительных с суффиксом «ниц» (сахарница).

- Образование существительных с суффиксом «инк» (пылинка), с суффиксом «ин» (виноградина).

- Глаголы с приставками «в, вы, на»

- Глаголы пространственного значения с приставкой «при».

- Образование притяжательных прилагательных с суффиксом «и» без чередования (лисий);

- Образование  относительных прилагательных с суффиксами «н, ан, ян, енн»;

 - Образование  качественных прилагательных с суффиксами «н, ив, чив, лив».

Содержание 3 этапа логопедической работы

- Уточнение и закрепление  названий профессий

- Образование приставочных глаголов

-Образование притяжательных прилагательных с суффиксом «и» с чередованием (волчий);

 - Образование  относительных прилагательных с суффиксами « ан, ян, енн»;

- Образование  качественных прилагательных с суффиксами «оват, еньк».

Приведем пример некоторых игровых упражнений по закреплению словообразования существительных на фронтальных занятиях - это игры «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Игра с мячом», «Как зовут папу, маму, детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии» и.т.д.    

Применение оптимальных игровых средств на фронтальных логопедических занятиях, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызывает огромный интерес к заданиям у детей, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует  мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.

Список  использованной и рекомендуемой литературы:

Короткова Э. П.  Обучение рассказыванию в детском  саду    М.- 1978 г.

Арушанова  А. Г.  Речь и речевое общение детей  М. – 2004 г.

Глухов В.П.  Наши дети учатся  сочинять и рассказывать.  М. – 2003 г.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи       в условиях специального  детского сада».  М. -  2007 г.

Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровиной/ Москва. 1995 г.

Карпова С.Н. Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.

Игнатьева С.А, Канунникова Е.О, Парахина  Е.С.. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР //Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»  №2  2007г.//