Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рыжикова Татьяна Владимировна

     Применение игровых приемов в коррекционной работе

со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

В современном мире  компьютерных технологий и гаджетов, когда дети разобщены, а виртуальная реальность заменяет живое общение, возникают проблемы детской коммуникации и формирования партнерских отношений. Поэтому очень важно научить ребят  видеть и слышать друг друга, взаимовыручке, взаимопомощи, общению и  добру. Это особенно актуально для детей с речевыми нарушениями.

       Следуя принципам дошкольного образования, когда ведущей деятельностью является игра, мы в работе с детьми–логопатами  ищем интересные, эффективные, игровые формы развития детей, которые обучают и объединяют. Используя в коррекционной практике различные виды игровой деятельности, мы выделили такую форму, как викторина, когда в веселой, непринужденной, игровой обстановке можно достичь нужных результатов, когда создается возможность свободно и открыто высказываться, когда развиваются интеллектуальные и артистические способности, любознательность, повышается интерес к обучению.

       Нам было важно применить викторину как средство для решения коррекционных задач в работе с детьми с общим недоразвитием. Процесс исправления речевых недостатков – не самое легкое и веселое занятие для дошкольников. Он требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Зачастую, это довольно скучно и нудно. Викторина оживляет коррекционный процесс.  В игре создается атмосфера интриги, соперничества,  соревновательного азарта, ребятам комфортно и интересно.

В рамках викторины мы создали партнерские отношения с разными специалистами нашего детского сада. Педагог-психолог,  музыкальный руководитель,  руководитель физического воспитания принимают активное участие в подготовке и проведении игр.  Викторина нашла отклик у родителей, и они с удовольствием играют с нами и детьми. 

      Универсальность викторины позволяет применять ее в разных областях коррекционно-образовательного процесса. В разнообразных игровых заданиях решаются различные коррекционные задачи:

·          совершенствование лексического строя речи: активизация и    актуализация пассивного и активного словаря;

·          совершенствование умения применять различные грамматические категории русского языка;

·          развитие и совершенствование фонетико-фонематических функций;

·          развитие и совершенствование языкового анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа, работа над профилактикой дисграфии;

·          работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью;

·          работа над общими речевыми навыками;

·          развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;

·          развитие неречевых психических функции (память, внимание, мышление) и др.   

       Из практического опыта работы  мы выделяем следующие разновидности викторин:

1.     Тематические – на обобщение и закрепление знаний детей по лексическим темам. Например: «Времена года»,  «Любимый город»,  «Моя Родина», «В мире животных» и др.

2.     Литературные – обобщение и закрепление знаний детей по творчеству автора или по произведению. Например: « Сказки Пушкина», «В стране чудес» (по сказкам Маршака), «Кто говорит?» (по сказкам Чуковского) и др.

3.     Специфические – когда закрепляются навыки и умения детей по конкретной  проблеме. Например: по фонематике,  грамматике,  грамоте. Это игры на 3-4 задания для малочисленных команд («Приключения Томы и Тёмы»,  «Город знаний», «Большой – маленький» и др.)

4.     Спортивно-образовательные – совмещение спортивных, речевых и интеллектуальных игр («Здравствуй, олимпиада!», «Спортивное Купчино», «Зимние виды спорта» и др.).

5.     Досуговые  - когда в викторине принимают активное участие и родители, и дети; когда коррекционные задачи решаются на основе экологической темы, знаний основ безопасности жизни, валеологии. Например: викторина «А знаете ли вы, что…» привлекла внимание родителей к особенностям развития детей, помогла проанализировать возможности своего ребенка и соотнести с возрастными нормами, повысить родительскую компетентность в вопросах психического и физического развития детей. В викторине «Сказка – ложь, но в ней намек…», вспоминая старые любимые сказки, родители и дети обсуждали семейно-бытовые ситуации, повторяли правила безопасности жизни и искали правильные решения.

            Для доступности материала викторин был создан проект «Журнал «Учимся и играем вместе»». Журнал публикуется на сайте нашего детского сада.  В нем мы предлагаем материал познавательного и образовательного характера, который помогает  детям обогащать словарный запас, усваивать грамматические категории родного языка, совершенствовать фонематические функции и звуко-буквенный анализ слов, развивать неречевые психические функции. Журнал состоит из нескольких рубрик, в которых родители вместе с детьми находят игровые задания для разных возрастных групп. Он ориентирует родителей в программном материале и позволяет интересно проводить время с детьми в кругу семьи.

Правила проведения игр очень просты. Викторины можно проводить внутри одной группы, между двумя группами, между двумя детскими садами, между родителями и детьми, а также между смешанными командами родителей и детей. Объективное жюри оценивает и поощряет ответы.

      Требования к викторине:

1. Правила викторины должны быть просты.

2. Викторина должна охватывать всех.

3. Викторина должна быть интересна для всех.

4. Викторина должна быть доступна для всех участников.

5. Параллельные задания в викторине должны быть равными по содержанию и сложности.    

       Для проведения викторин можно использовать современное мультимедийное оборудование, традиционные пособия, а также и авторский дидактический материал.

       В нашем саду викторина стала частью коррекционного процесса. Она помогает делать трудное легким, понятным и приятным,  способствует формированию у детей умений:

·               слушать и слышать;

·               вступать в партнерские отношения;

·               анализировать и обобщать информацию;

·               обогащать личный опыт навыками нестандартных ситуаций;

·               получать радость от совместных интеллектуальных действий;

·               а также закрепляются умения и навыки, которые мы корректируем в логопедической работе.

                    В викторине удачно сочетаются как традиционные, так и современные формы работы. У детей совершенствуются навыки командной игры, партнерских отношений, умения вести диалог, развиваются интеллектуальные способности. Викторина делает трудное легким, понятным и интересным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_ns_portala.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

     Применение игровых приемов в коррекционной работе

со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы) 

В современном мире  компьютерных технологий и гаджетов, когда дети разобщены, а виртуальная реальность заменяет живое общение, возникают проблемы детской коммуникации и формирования партнерских отношений. Поэтому очень важно научить ребят  видеть и слышать друг друга, взаимовыручке, взаимопомощи, общению и  добру. Это особенно актуально для детей с речевыми нарушениями.

       Следуя принципам дошкольного образования, когда ведущей деятельностью является игра, мы в работе с детьми–логопатами  ищем интересные, эффективные, игровые формы развития детей, которые обучают и объединяют. Используя в коррекционной практике различные виды игровой деятельности, мы выделили такую форму, как викторина, когда в веселой, непринужденной, игровой обстановке можно достичь нужных результатов, когда создается возможность свободно и открыто высказываться, когда развиваются интеллектуальные и артистические способности, любознательность, повышается интерес к обучению.

       Нам было важно применить викторину как средство для решения коррекционных задач в работе с детьми с общим недоразвитием. Процесс исправления речевых недостатков – не самое легкое и веселое занятие для дошкольников. Он требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Зачастую, это довольно скучно и нудно. Викторина оживляет коррекционный процесс.  В игре создается атмосфера интриги, соперничества,  соревновательного азарта, ребятам комфортно и интересно.

В рамках викторины мы создали партнерские отношения с разными специалистами нашего детского сада. Педагог-психолог,  музыкальный руководитель,  руководитель физического воспитания принимают активное участие в подготовке и проведении игр.  Викторина нашла отклик у родителей, и они с удовольствием играют с нами и детьми.  

      Универсальность викторины позволяет применять ее в разных областях коррекционно-образовательного процесса. В разнообразных игровых заданиях решаются различные коррекционные задачи:

  • совершенствование лексического строя речи: активизация и    актуализация пассивного и активного словаря;
  • совершенствование умения применять различные грамматические категории русского языка;
  • развитие и совершенствование фонетико-фонематических функций;
  • развитие и совершенствование языкового анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа, работа над профилактикой дисграфии;
  • работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью;
  • работа над общими речевыми навыками;
  • развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;
  • развитие неречевых психических функции (память, внимание, мышление) и др.    

       Из практического опыта работы  мы выделяем следующие разновидности викторин:

  1. Тематические – на обобщение и закрепление знаний детей по лексическим темам. Например: «Времена года»,  «Любимый город»,  «Моя Родина», «В мире животных» и др.
  2. Литературные – обобщение и закрепление знаний детей по творчеству автора или по произведению. Например: « Сказки Пушкина», «В стране чудес» (по сказкам Маршака), «Кто говорит?» (по сказкам Чуковского) и др.
  3. Специфические – когда закрепляются навыки и умения детей по конкретной  проблеме. Например: по фонематике,  грамматике,  грамоте. Это игры на 3-4 задания для малочисленных команд («Приключения Томы и Тёмы»,  «Город знаний», «Большой – маленький» и др.)
  4. Спортивно-образовательные – совмещение спортивных, речевых и интеллектуальных игр («Здравствуй, олимпиада!», «Спортивное Купчино», «Зимние виды спорта» и др.).
  5. Досуговые  - когда в викторине принимают активное участие и родители, и дети; когда коррекционные задачи решаются на основе экологической темы, знаний основ безопасности жизни, валеологии. Например: викторина «А знаете ли вы, что…» привлекла внимание родителей к особенностям развития детей, помогла проанализировать возможности своего ребенка и соотнести с возрастными нормами, повысить родительскую компетентность в вопросах психического и физического развития детей. В викторине «Сказка – ложь, но в ней намек…», вспоминая старые любимые сказки, родители и дети обсуждали семейно-бытовые ситуации, повторяли правила безопасности жизни и искали правильные решения.

            Для доступности материала викторин был создан проект «Журнал «Учимся и играем вместе»». Журнал публикуется на сайте нашего детского сада.  В нем мы предлагаем материал познавательного и образовательного характера, который помогает  детям обогащать словарный запас, усваивать грамматические категории родного языка, совершенствовать фонематические функции и звуко-буквенный анализ слов, развивать неречевые психические функции. Журнал состоит из нескольких рубрик, в которых родители вместе с детьми находят игровые задания для разных возрастных групп. Он ориентирует родителей в программном материале и позволяет интересно проводить время с детьми в кругу семьи.

Правила проведения игр очень просты. Викторины можно проводить внутри одной группы, между двумя группами, между двумя детскими садами, между родителями и детьми, а также между смешанными командами родителей и детей. Объективное жюри оценивает и поощряет ответы.

      Требования к викторине:

1. Правила викторины должны быть просты.

2. Викторина должна охватывать всех.

3. Викторина должна быть интересна для всех.

4. Викторина должна быть доступна для всех участников.

5. Параллельные задания в викторине должны быть равными по содержанию и сложности.    

       Для проведения викторин можно использовать современное мультимедийное оборудование, традиционные пособия, а также и авторский дидактический материал.

       В нашем саду викторина стала частью коррекционного процесса. Она помогает делать трудное легким, понятным и приятным,  способствует формированию у детей умений:

  • слушать и слышать;
  • вступать в партнерские отношения;
  • анализировать и обобщать информацию;
  • обогащать личный опыт навыками нестандартных ситуаций;
  • получать радость от совместных интеллектуальных действий;
  • а также закрепляются умения и навыки, которые мы корректируем в логопедической работе.

                    В викторине удачно сочетаются как традиционные, так и современные формы работы. У детей совершенствуются навыки командной игры, партнерских отношений, умения вести диалог, развиваются интеллектуальные способности. Викторина делает трудное легким, понятным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Повышение лексико-грамматической компетенции старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в проектной работе «Мой город – Москва»

Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, более п...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвое...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Применение технологии мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познаватьокружающий мир, р...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...