ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по логопедии (старшая группа) на тему

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме "Необыкновенное путешествие по временам года" с детьми с ЗПР старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данные современной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что для более результативного усвоения знаний, умений и навыков, чрезвычайно важно дать детям такие задачи, которые ориентированы на установление широких связей между различными видами изучаемых направлений. Это вырабатывает способность учеников к переносу знаний между предметами, повышает заинтересованность ребенка к решению познавательных задач и проблемных ситуаций, расширяет любознательность и активность. Всё это приводит к увеличению эффективности педагогического воздействия.

Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое называется интеграцией. Интегрируя, мы, работаем над сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных дисциплин. Усваивая их на занятиях по различным предметам, ребёнок углубляет и обобщает свои знания, преследует решение коммуникативно-образовательных вопросов, расширяет представлений о себе и окружающем мире, устанавливает причинно-следственные связи, развивает эмоционально-волевую и личностную сферы.

Работа специалистов в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции предполагает сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на длительный срок. Система планирования коррекционно-образовательного процесса в нашем Центре включает активную работу интегрирующей составляющей. Согласно индивидуально -  ориентированным программам обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития, в нашем центре специалисты активно взаимодействуют, продвигая идею интегрированного обучения в виде интегрированных занятий. Учителю-логопеду часто приходится совмещать функции учителя-дефектолога, и педагога-психолога: на занятиях логопед ставит задачи познавательного характера, решает проблемные ситуации, развивающие как речевую активность, так и корректирует внимание, память, мышление. В свою очередь коррекционные задачи учителя-дефектолога и педагога-психолога преследуют решение коммуникативно-образовательных вопросов, расширение представлений о себе и окружающем мире, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер, что в совокупности способствует всестороннему развитию ребенка и формированию коммуникативных навыков.

 Специалисты, ставящие перед собой интеграционные задачи, учитывают, что в данное время ребенок перегружен потоком информации, поэтому необходимо, чтобы коррекционный процесс был для детей интересным, занимательным, развивающим.

 Специфика воспитания и обучения наших детей имеет свои особенности в подготовке и проведении интегрированных занятий. Мы определили некоторые условия проведения интегрированных занятий. Приоритетным является мотивация к обучению. Заинтересованный ребенок способен к решению познавательных задач и проблемных ситуаций, более любознателен и активен. Мотивированная деятельность более результативна и способствует развитию личностных качеств ребенка. В основу занятий положена игровая форма проведения: путешествие, поход в гости, воображаемые ситуации со сказочными героями и т.д.

Актуализация опорных знаний осуществляет перенос усвоенных умений и навыков в нестандартные условия (например, проводится работа по развитию и коррекции речи на этапах, ставящих задачи продуктивного цикла: аппликации или конструированию. Для интегрированного подхода характерно то, что внимание педагога сосредоточено не только на зоне ближайшего развития ребенка, но и на следующих, более отдаленных шагах. Малыш набирает своеобразный «социальный потенциал», который поможет ему в определенных жизненных ситуациях и раздвинет рамки окружения.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективными, с нашей точки зрения, является интегрированные занятия, состоящие из трех блоков.

I блок проводит учитель-логопед, II - педагог-психолог, III блок - учитель- дефектолог или I блок - учитель-дефектолог, II – педагог-психолог,   III – учитель-логопед. Психологический блок в середине занятия оправдан психофизическими особенностями детского организма.

Динамичная смена видов деятельности снимает эмоциональную нагрузку, обеспечивает незаметный переход к более сложным заданиям. Например, проведение релаксационных пауз. Релаксация поможет снять излишнее мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение детей, накопившиеся во время занятия. Игровая форма релаксационной паузы увлекает детей и способствует максимальному расслаблению.

Игровой образ релаксации, в который предлагается погрузится детям, помогает закреплению материла, предложенного учителем-логопедом, дефектологом в первой части интегрированного занятия. Дети не просто подражают психологу, а перевоплощаются в заданный образ.

 Кроме того, сознательное расслабление мышц детьми, формирует у них волевые качества, развивает функцию самоконтроля, вовлекает в активный познавательный процесс, предполагает нагрузку на разные виды анализаторов.

Стоит отметить, что интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет раскрыть пробелы в знаниях дошкольников, экономить время для самостоятельной деятельности детей, дает возможность немножко отдохнуть с интересом и пользой, проявлять свои творческие способности, развивать интеллектуальные качества, помогающие как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов Центра и их сотрудничеству с родителями.

Таким образом, систематическая работа с использованием интегрированных занятий, помогает достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка-дошкольника, формирует и развивает личностные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку подготовиться к школе и успешно в дальнейшем учиться.

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия

"Необыкновенное путешествие по временам года"

с детьми старшей группы, с задержкой психического развития, недоразвитием речи системного характера

Подготовили и провели:

Педагог-психолог Позднякова С.С.

Учитель-дефектолог Германская О.Б.

Учитель-логопед Михоленок Л.А.

Программное содержание:

Закрепление представлений и активизация знаний по теме «Времена года» расширение пассивного и активного словаря. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие связной речи. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, задавать вопросы.

Грамматический строй. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений. Закреплять правильное согласование  существительных с  прилагательными в роде числе и падеже. Учить образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.

Научить определять позиции звука [Г] в слове;  совершенствование слогового анализа слов.

Развитие фонематического восприятия, чувства ритма, координации речи с движением.

Учить с помощью интонации передавать различные чувства (радость, огорчение).

Закрепление знаний количественного и порядкового счета в пределах 10; умение находить последующее и предыдущее число, сравнивать числа с помощью знаков «больше»,  «меньше», «равно».

Развитие познавательных процессов внимания, памяти, мышления.

Оборудование:

гимнастическая лесенка, куклы по временам года, флажки, предметные картинки, счетный материал..

Ход занятия

 Логопед: Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох - вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох - выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется три раза).

Логопед: Ребята, в нашу группу сегодня пришло письмо от феи Волшебных слов. Фея нам предлагает отправиться в необыкновенное путешествие - по временам года. У вас будет два гида я и Ольга Борисовна,  а вы все будете путешественниками. Хотите? (Да).

Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по-разному люди зовут.
У каждой из них разноцветное платье.
Попробуйте этих сестер, отгадайте (ответы детей).
Мы отправляемся к первой сестре.
Мы к зимушке в лес побыстрее пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой в пути никуда не свернем.
Но чтоб в лесу нам поскорее очутиться,
Пора на лыжах прокатиться.

Первое задание.  Координация речи с движением “Зимой” (дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения).

Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.

Второе задание. Развитие фонематического восприятия: словесная игра “Доскажи словечко”.  Логопед  начинает строчку стихотворения, а дети заканчивают в рифму.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…. (снег).
А с небес летят пушинки
Серебристые…(снежинки).
На поселок, на лужок
Сыплет беленький…(снежок).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка
Это девочка.. (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю укутал.. (снег).

Третье задание  “Слова-тезки”  Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их. На какое слово они похожи? (Все эти слова похожи на слово“снег”.) Верно. Во всех этих словах есть общая часть – “снег”. Эти слова называются родственными.

Четвертое задание . “Слово на ладошке”.  Логопед  задает вопросы, каждый правильный ответ “собирает” и “прячет” в ладошку.

Зимой реки и озера ….какие? (Замерзшие).

Зимой снег… что делает? (Идет, сыплется, кружит).

Зимой скользко… где? (На дороге, на тротуаре, на катке).

Дефектолог.  

Обобщение знаний о временах года.  Игра-рассуждение “Хорошо - плохо”.

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.)

Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.). Ребята, какое время года наступает после зимы? (Ответы детей). Мы отправляемся в гости к красавице Весне. (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку  и приходят в уголок“Весна”. На ковре имитация весенней поляны, разбросаны зеленые листочки, стоит кукла Весна.

Полно беленький снежок на земле лежать
Время таять, пропадать,
Ручейками убегать.

“Признаки весны”. (Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель, появились первые цветы, начала зеленеть трава). Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на мягкую зеленую травку.

Психолог. 

Игры на снижение психоэмоционального напряжения.

  • Упражнение на релаксацию “Нарисуем то, о чем говорили”. Дети садятся на ковер друг за другом и на спине впереди сидящего “рисуют” капель, солнышко, ручьи, цветы и т.д.
  • Появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи). Как вы думает, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы). Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.) Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.) Как называются птицы, которые осенью улетают, а зимой возвращаются? (Перелетные.)
  • Пальчиковая гимнастика с прищепками “Построим гнездо”. Под музыку В.Моцарта “Весенняя” берут прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки, несут и строят гнездо.

Логопед.

Подбор прилагательных, закрепление согласования. “Дай определение”.

Какая весна? (Теплая, красивая, красная, солнечная, голубая, бурливая)

Как можно назвать весеннее солнце? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное)

Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее)

Вот пришло и лето красное,
Жарким стало солнце ясное.

Мы отправляемся в гости к Лету. (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку,  и приходят в уголок “Лето”. На ковре имитация летней поляны, разбросаны солнышки, стоит кукла Лето.

Внимание! Внимание! Вы становитесь участниками игры “Поле природы”.

1. Сектор (логопед) Определение места звука [Г] в словах. Упражнение «Ежик».

Звуко-слоговой анализ слов.
Логопед раздает картинки со звуком [Г]. Пособие «Ежик» (карточка с обозначением начала, середины,  конца слова, ежик)
Логопед. К нам в гости пришел ежик, который будет искать звук [Г] у вас на картинках. Ребята, у вас на столе лежат картинки. Посмотрите, что  нарисовано у вас на картинках.
Бежал ежик по дорожке
От начала до конца
И найти не может ежик
Место звука – беглеца!
Логопед. Алина, назови слово и скажи, куда у тебя убежал звук [Г]? Положи на карточке синий квадратик туда, где стоит звук [Г].
Алина. Слово гусь. Звук [Г] стоит в начале и т.д.

2. Сектор (дефектолог)  «Посчитай-ка»

Посчитай количество бабочек над цветками и соедини с нужным количеством точек и цифрой. (Бабочки, стрекозы, мухи.)

Назови порядковый номер стрекозы на полянке, муравья, бабочки.

Для того, чтобы отправиться в гости к Осени Лето просит вас назвать соседей числа, последующее и предыдущее число.

Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.

Какое следующее время года? (Ответы детей) Мы отправляемся в гости к Осени (Дети  приходят в уголок “Осень”. На ковре имитация осенней поляны, разбросаны капельки, стоит кукла Осень.

За летом осень золотая
Несет корзинки урожая.

Первое задание (логопед)

Игра “Прошагай слова”. (Деление слов на слоги). Каждый ребенок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает соответствующее число шагов.

Второе задание (дефектолог)

Каждое время года нам кажется лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше.

Давайте сравним. Весна … (теплая), а лето…(теплее) или очень… (теплая).

Трава….. (зеленая), а после дождя …. (зеленее) или очень…. (зеленая).

Поздней осенью солнце…(холодное), а зимой….(холоднее) или более…. (холодное).

Итог занятия.

Дефектолог: Молодцы ребята! Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.

По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему “Времена года”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Согласно ФГОС познавательно-исследовательская  деятельность выделена, как  самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые  возможности  организации коррекционной...

Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

   Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы) В современном мире  компьютерных технологий и гад...

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...