Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лупонос Зоя Николаевна

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Подготовила учитель-логопед:

Зоя Николаевна Лупонос.

             Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.  Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи и   недостатки связной речи.

    С психологической стороны у этих детей часто встречается речевой негативизм, переживание по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие замкнутость и малообщительность, низкая речевая активность, трудности в усвоении программного материала по разным видам деятельности.

    Поиск новых форм и методов коррекционного обучения  - актуальные задачи  современных специалистов ДОУ, наряду с  поиском  современных моделей воспитания необходимо возрождать  такие образцы народной мудрости,  как фольклор, который  до сих пор находит применение при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

   Ознакомление с фольклором развивает речь, интерес и внимание к окружающему миру, слову, народным обычаям, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.

  В первоначальном обучении родному языку К.Д. Ушинский видел три цели:

  1. Развивать дар слова, т.е. умение выражать свои мысли;
  2. Учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму с помощью художественных  произведений,  как народных, так и авторских;
  3. Практическому усвоению грамматики, предшествующему изучению её как науки.

        Роль скороговорок  как речевого материала велика, и справедлива мысль о том, что  «скороговорки – это удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

        Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего насыщенный одинаковыми звуками. Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции; тренировки произношения звуков, которые находятся на стадии автоматизации  в свободной речи; приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков; помогают устранить нечеткое произношение.

      Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными – это «мертвый» груз. Поэтому скороговорки не случайно стали использоваться при коррекции такого сложного системного нарушения как общее недоразвитие речи. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы,  скороговорки развивают и обогащают речь, стимулируют процессы анализа, синтеза, сопоставления.   Проговаривая их, дети учатся,  запоминать, анализировать, четко произносить автоматизированный звук, у них развивается  активный и пассивный словарь и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти.

   Дети, обучающиеся  в  речевых группах, отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощением внимания, снижением интереса. Им присуще плохое усвоение учебного материала и как следствие необходимость постоянного стимулирование своей активности.

            Как же помочь ребенку с проблемой в речевом развитии внимательно слушать на занятиях? С помощью, каких средств зажечь интерес в его глазах, помочь обучаться радостно,  без принуждения?  Включая в коррекционный процесс скороговорки различного типа, изучая и учитывая индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями, я стараюсь сделать занятия интересными по содержанию, эмоциональными по форме – это способствует повышению результативности коррекционной работы. Речь ребенка обогащается новыми существительными, глаголами, прилагательными. Формируется грамматически правильная фраза, что очень важно на данном этапе обучения. Развиваются произвольное внимание и усидчивость, повышается работоспособность.

         Скороговорки – это доступное, эффективное средство формирования хорошей речи. Даже простейшие скороговорки достаточно трудно проговорить быстро, не утратив четкости произношения. Возникают ошибки, оговорки, нелепицы, что воспринимается как забавное  недоразумение. Веселая обстановка, соревновательный элемент, заинтересованное отношение воспитателей и родителей побуждает ребенка еще и еще раз повторять скороговорки, работать над звуками, а значит  улучшать свою речь.

Литература:

  1. «Логопедическая серия» Свистящие  С.М. Валявко  постановка и коррекция звуков С,З,Ц. Издательский дом «Карапуз» 2009год.
  2. «Логопедическая серия»  Язычок шипит    постановка и коррекция звуков  Ш,Ж,Ч,Щ.  Т.А. Куликовская. Издательский дом «Карапуз» 2009год.
  3. «Логопедическая серия»  Язычок  Л-Л-лычит . постановка и коррекция звука  Л.   Т.А. Куликовская.   Издательский дом   «Карапуз» 2009год.
  4. «Логопедическая серия»  Рычащие скороговорки.  . постановка и коррекция звука  Р.  С.М. Валявко  Издательский дом   «Карапуз» 2009год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКОРОГОВОРКИ ЗВУК Р Учитель-логопед Зоя Николаевна Лупонос 2013 год

Слайд 2

По дорожке, по тропинке Две подружки, две Маринки Прошагали, проскакали И в припрыжку пробежали.

Слайд 3

Крынку Кирилл крышкой накрыл.

Слайд 4

У Кондрата Куртка коротковата

Слайд 5

Рыбу ловят Боря с Лёвой, Лёва с Борей рыболовы.

Слайд 6

Приготовила Лера четыре эклера.

Слайд 7

Вера в сквер вчера ходила, Вера веер уронила. Разыщите веер в сквере и верните его Вере.

Слайд 8

За забором Борис посадил барбарис. Кустик барбариса перерос Бориса.

Слайд 9

У Варвары в сарафане Карандаш простой в кармане. Нарисуй, Варвара , речку и кудрявую овечку.

Слайд 10

-Расскажи скороговорку про Петра и про Егорку. -Петр карабкается в гору, в гости Петр спешит к Егору.

Слайд 11

Расхрабрился воробей: прыгнул в мартовский ручей. А теперь на солнышке сушит свои перышки.

Слайд 12

Продают на рынке рыжики в корзинке. Грузди, сыроежки продают в тележке.

Слайд 13

Сыр сорока раздобыла. Сорок дырок в сыре было. Сыр сорока поклевала: сыра с дырками не стало.

Слайд 14

Проворонила ворона вороненка.

Слайд 15

До поры остры топоры. Топоры остры до поры.

Слайд 16

-Сколько рогов у пары коров? -У пары коров две пары рогов.

Слайд 17

Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.

Слайд 18

Краб вскарабкался на трап и пополз по трапу краб. Краб по трапу проползёт, С трапа краб не упадет.

Слайд 19

Мы ходили на бульвар, там купили красный шар.

Слайд 20

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Слайд 21

У репки да редьки корень крепкий.

Слайд 22

Расшумелся воробей: -Вора! Вора! Вора бей! -Тихо! Тихо! Тихо! Тихо!- распушилась воробьиха.

Слайд 23

Тридцать три трубача трубят тревогу.

Слайд 24

Под речной корягой рак не устроится никак. Рак рассержен, рак расстроен дом у рака не устроен.

Слайд 25

Жует поросенок морковку спросонок. Барашек баранку грызет спозаранку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. В процессе игры реб...

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР....

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей

консультация для воспитателей о необходимости использовать театрализованную деятельность в работе с детьми ОНР...

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.Особенности физического развития:-нарушение дыхания и голосообразов...