Использование чистоговорок в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Использование чистоговорок позволяет автоматизировать звуки, развивать фонематический слух и связную речь у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ  ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

                                                                              Махалик И.К. учитель-логопед

Аннотация.   В работе с дошкольниками очень важно использовать различные игровые формы работы для достижения максимального эффекта. Использование чистоговорок позволяет автоматизировать звуки речи, развивать фонематический слух и связную речь ребёнка. В статье предоставлен практический материал использования чистоговорок для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: чистоговорки, дошкольники, звуки, автоматизация, речь, игра, взаимодействие.

       В настоящее время у детей дошкольного возраста выявляется много нарушений звукопроизношения. В основном это отсутствие, искажение или замена звуков. Постановку звуков осуществляет логопед, а вот их автоматизация в речи ребёнка зависит от слаженной работы логопеда и воспитателя. Очень важно увлечь ребёнка, чтобы он выполнял задания с удовольствием. А так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, мы стараемся в первую очередь не учить, а играть, выбирая те способы воздействия на ребёнка, которые будут максимально эффективными. От взаимодействия логопеда и воспитателя зависит результат деятельности по коррекции звукопроизношения у каждого ребёнка. В своей работе мы часто используем чистоговорки. Они нравятся детям, их можно использовать не только непосредственно на занятиях, но и в различных режимных моментах, что позволяет незаметно для ребёнка автоматизировать звуки речи, развивать чёткость произношения слов и связную речь.

       Мы применяем чистоговорки в следующих направлениях.

  1. Формирование выразительности речи и правильного произношения.

При автоматизации звука чистоговорку необходимо произносить несколько раз. При проговаривании обязательно уделять внимание интонационной выразительности:

- произносить текст с разной интонацией (вопросительной, восклицательной), с разной эмоциональной окраской (радостно, с грустью, с недовольством);

-произносить в различном темпе (громко или тихо);

- изменять тембр голоса (говорить как зайчик или как медведь);

- произносить чистоговорку в разном темпе (быстро или медленно).

 Можно использовать готовые пособия, а можно придумать чистоговорки самостоятельно. Например, при автоматизации звука [ш] можно использовать, например,  следующие чистоговорки:

Ша-ша-ша – иду я неспеша.

Шу-шу-шу – никуда я не спешу.

  1. Развитие темпо-ритмической стороны речи.

При произнесении чистоговорок дети могут использовать различные предметы для выполнения определённых действий.  Например, звенеть колокольчиком на каждый слог.

Ли-ли-ли, ли-ли-ли – мы дорожку подмели.

Ле-ле-ле, ле-ле-ле – стало чисто на земле.

  1. Используя речевые игры, с помощью чистоговорок можно развивать у детей фонематический слух, навыки слогового и звукового анализа и синтеза.

«Слоговые шаги» (произносим текст по слогам):

Ча-ча-ча – мы у-ви-де-ли гра-ча.

Щи-щи-щи – ти-хо, мыш-ка, не пи-щи.

«Договори слово» (добавляем слог с определённой буквой):

Са-са-са – бежит ли…(са)

За-за-за – стоит ко…(за)

Ла-ла-ла – звенит пи…(ла)

«Повтори, не ошибись!» (чётко произносим чистоговорку):

Чу-щу, чу-щу – я мешок большой тащу.

Ла-ра, ла-ра – поиграть пришла пора.

  1. Работа над лексико-грамматическими категориями и развитием речи.

Используя материал чистоговорок, мы учим детей словоизменению, словообразованию, учим правильно употреблять предлоги в речи, составлять предложения и небольшие рассказы.

«Измени слово»:

Ла-ла-ла – кружка на краю… стола.

Лы-лы-лы – у нас в группе есть… столы.

Лов-лов-лов – много здесь у нас… столов.

Лами-лами-лами – иду между столами.

«Сложные слова»:

Лёт-лёт-лёт, лёт-лёт-лёт – сам летает… самолёт.

Сос-сос-сос – пыль сосёт… пылесос.

Кол-кол-кол - лёд колол… ледокол.

«Скажи наоборот» (в текст чистоговорки включаем слова с противоположным значением):

Со-со-со – маленькое колесо.

Со-со-со – большое колесо.

Са-са-са – сидит оса.

Са-са-са- летит оса.

«Подбери предмет» (повторяем относительные и притяжательные прилагательные):

Учка-учка-учка – пластмассовая… ручка.

Аш-аш-аш – деревянный… карандаш.

Ли-ли-ли – мамины… туфли.

Ок-ок-ок – бабушкин… (платок).

«Подбери слово» (подбираем слово с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – полосатая, жужжащая…  Са-са-са – это оса.

Ра-ра-ра – крутая и высокая…  Ра-ра-ра – это гора.

«Скажи ласково»:

Лу-лу-лу – метлу беру. Лу-лу-лу – метёлочку беру.

Ат-ат-ат – лук кладём в салат. Ат-ат-ат - лучок кладём в салат.

«Один-много»:

Ол-ол-ол – в кабинете один стол. Лы-лы-лы – в кабинете столы.

Ча-ча-ча – на небе туча. Чи-чи-чи – на небе тучи.

«Сочиняем рассказ» (при возможности можно использовать иллюстративный материал):

За-за-за – кто это? За-за-за – это коза.

За-за-за – какая по цвету коза? За-за-за – белая коза.

За-за-за – что делает коза?  За-за-за – влезла в огород коза.

За-за-за – кого испугалась коза? За-за-за – испугалась собаки коза.

Зой-зой-зой – кто бежит за козой? Зой-зой-зой – собака бежит за козой… и т.д.

«Повтори и покажи» (используем логоритмику):

Жа-жа-жа – нет ежа. (разводим руки в сторону)

Ож-ож-ож – шагает один ёж. (имитируем бег на месте)

Жи-жи-жи – бегут ещё ежи. (имитируем бег на месте) и т.д.

       Чистоговорки обычно легко запоминаются и воспроизводятся детьми. С помощью чистоговорок можно выполнять различные лексические и грамматические задания на занятиях, они помогают детям почувствовать ритм стихотворения, подобрать нужную рифму. Всё это способствует не только автоматизации звуков, но и развитию речи, расширению и активизации словарного запаса детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенкова, Е.С. Логопедическая гимнастика: развитие произношения и дикции: пособие для занятий с детьми/ Е.С.Анищенкова. – Москва: Издательство АСТ, 2023.- 63, (1) с.: ил. – (Популярная логопедия). 2000 экз. – ISBN 978-5-17-155119-3. – Текст непосредственный.

2. Новиковская, О.А. Логопедические занятия для формирования правильной речи: смотри и повторяй/ О.А.Новиковская. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 63 (1) с. ил. – (Логопедическое обучение: всё просто и наглядно). – 3000 экз. – ISBN 978-5-17-150017-7. Текст непосредственный.

3. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе/ О.Н. Лиманская 2-е изд., доп., испр.– М.: ТЦ «Сфера», 2022. – 128 с. – (Библиотека логопеда). – Доп. тираж 1100 экз. – ISBN 978-5-9949-0962-1. Текст непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...

Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

   Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы) В современном мире  компьютерных технологий и гад...

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

Использование игр в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит  ребенка...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Использование чистоговорок в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

Использование чистоговорок в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет автоматизировать звуки речи, развивать фонематический слух и связную речь....