Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Васильева Ирина Ивановна

Причины нарушений слоговой структуры слова.

Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.

  • недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.

  • недостаточность артикуляционных возможностей;

У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.

  • сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР.

  • несформированность ритмической и динамической организации движений;

Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности , выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.

  • неспособность к серийно-последовательной обработке информации;

Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.

  • сниженная мотивационная деятельность;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).  

       Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и, рассчитанный на учебно-игровую форму работы, материал.



Предварительный просмотр:

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи  

месяц 

Цели и задачи

виды работ

октябрь

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке;
  • сравнение ритмов (короче, длиннее);
  • воспроизведение образца со слуховой опорой;
  • воспроизведение ритма по словесной инструкции;

Развитие слухового восприятия

  • произнести звук А (О, И, У) столько раз, сколько точек на кубике;
  • произнести гласный звук столько раз, сколько раз хлопнули в ладоши;
  • пропевание серии звуков за логопедом, по символам, по артикуляции;
  • произнести гласный звук в соответствии с ритмом, который отстучали;

Формирование пространственно-временных представлений

  • рассказывание детьми сказки «Репка» с использованием фигурок на фланелеграфе;

Формирование фонематического восприятия

  • узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их детьми;
  • повторение серий слогов, состоящих из разных гласных и одинаковых согласных (правильно произносимых);
  • повторение серий слогов, состоящих из  одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением (по символам и на слух);

Формирование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

  • чтение гласных букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) -  А, У, И, О; АУ, ИА, ОА; АУИ, ИАУ; АУИА, ИУАО;
  • выделение гласного звука в начале, середине, конце слова;

Образование единственного и множественного числа существительных по лексическим темам: «Фрукты, овощи, деревья, птицы»

Дидактические игры:

  • «Что в магазине»
  • «Где мы были, что мы видели»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам: «Фрукты, овощи, одежда» (с сохранением звуковой структуры корня: помидор – помидорчик)

Дидактические игры:

  • «Найди пару»
  • «Что изменилось»
  • «Посылка для бабушки»
  • «Волшебный сундучок»

Образование относительных прилагательных по лексической теме: «Одежда»

Дидактическая игра:

«Экскурсия в магазин»

месяц

Цели и задачи

Содержание работы

ноябрь

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • игра «Телеграф» - отстучать слоговой контур слова без стечения согласных (муха, домик);
  • игра «Телеграф» - отстучать слоговой контур слова без стечения согласных с выделением ударения;

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • сколько слогов услышал (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  • «Скажи на один слог больше» - наращивание слогов;
  • «Скажи на один слог меньше» - уменьшение количества слогов;
  • назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

Формирование пространственно-временных представлений

  • игра» До – после – между» (по лексической теме «Осень»;

Формирование фонематического восприятия

  • повторение серии слогов, состоящих из разных согласных и одинаковых гласных звуков;
  • повторение серии слогов, состоящих из разных согласных и одинаковых гласных звуков с изменением ударения.

Формирование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

  • чтение цепочек из прямых и обратных слогов, их звуковой анализ;
  • игра «Кто больше?» - составление слогов из предложенных букв;
  • подбор слогов к звуковым схемам, печатанье этих слогов;
  • игра «Разложи картинки» - выделение согласных звуков из слов (начало, середина, конец);

Образование притяжательных прилагательных по лексической теме: «Животные»

  • игра «Чей хвост, чья голова?»
  • игра «Путаница»

Образование родственных слов по лексической теме: «Осень»

  • рассказ «Осень» - выделить слова – родственники к слову осень.

декабрь

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • игра «Телеграф» - отстучать слоговой контур слова в трёхсложном и двухсложном слове без стечения согласных с выделением ударного гласного;
  • игра «Разложи» - разложить картинки на 2 группы (2 и 3 слога);

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра с мячом – повторение за логопедом слов, состоящих из одного слога со стечением согласных в начале и в конце слова.

Формирование пространственно-временных представлений

  • назови слоги по порядку -  слова из двух открытых слогов – сколько слогов, какой слог первый, какой второй;

месяц

Цели и задачи

Содержание работы

Формирование фонематического восприятия

  • повторение за логопедом ряда слогов, состоящих из разных согласных, но одинаковых гласных;
  • повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков.

Формирование звукового и слогового  анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • игра с мячом – ударить столько раз мячом об пол, сколько слогов в слове;
  • дополнить данные слоги одинаковым слогом (на материале поставленных звуков);
  • выделение согласных звуков из слов (начало, середина, конец);
  • звуковой анализ этих слов;
  • анализ предложения без предлогов из 2 – 3 слов;
  • печатанье и чтение слов по следам звукового анализа;

Образование притяжательных прилагательных по лексической теме: «Птицы»

  • игра «Чья голова, хвост, крыло»

Образование относительных прилагательных по лексической теме: «Новый год»

  • игра «Повесим на ёлку игрушки»;
  • игра «Экскурсия в волшебный замок»;

Употребление простых и сложных предлогов лексической теме: «Птицы»

  • игра «Кто где?»
  • игра «Сделай, не ошибись»

Январь

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • игра «Разноцветные круги» - по количеству слогов и ударению;

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра «Скажи наоборот» (слоги со стечением согласных) – изменение порядка звуков и изменение по мягкости – твёрдости;

Формирование пространственно-временных представлений

  • игра «Исправь ошибку»

Формирование звукового и слогового  анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • звуковой анализ односложных слов со стечением согласных в начале и в конце слова;
  • печатанье слов по следам звукового анализа;
  • игра «Телефон»
  • анализ предложений без предлогов.

Закрепление употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных

  • игра «Найди свою маму»;
  • игра «Что из чего?»

месяц

Цели и задачи

Содержание работы

Образование родственных слов по лексической теме: «Зима»

  • придумать слова – родственники к словам снег, зима.

февраль

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • игра «Разноцветные круги» - с  ударением на первом и последнем слоге;

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра «Скажи наоборот» (слоги со стечением согласных) – различение согласных  по мягкости – твёрдости, звонкости - глухости;

Формирование пространственных представлений

  • игра «Кто быстрее?» - найти и прочитать в таблице слог, названный логопедом.

Формирование звукового и слогового  анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • звуковой анализ двусложных слов со стечением согласных, печатанье этих слов по следам звукового анализа;
  • игра «Четвёртый лишний» (по слоговому анализу);
  • анализ предложений с простыми предлогами В, ИЗ, печатанье этих предложений;

Закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами с чередованием глухих и звонких звуков в корне

  • игра «Назови ласково» (клюв – клювик, таз – тазик, шуба – шубка);

Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: В – ВЫ, ПОД – ОТ, ПРИ – У – ПЕРЕ

  • игра «Узнай по картинке и скажи»
  • игра «Лото»

Закрепление предложно-падежных конструкций по лексической теме: «Мебель»

  • игра «Расставь мебель в комнате»

март

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • различение слов, отличающихся по своему произношению только одним слогом;
  • придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку;

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра с мячом «Цепочка» - скажи столько слогов, сколько раз ударили мячом (слоги со стечением согласных);
  • игра «Запомни, повтори» - слова со стечением согласных;

Формирование пространственно - временных представлений

  • игра « До – после – между» (времена года)

месяц

Цели и задачи

Содержание работы

Формирование фонематического и слогового  анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • игра  «Цепочка слов» -  придумывание слов, начинающихся с последнего звука услышанного слова;
  • игра «Закончи слово»;
  • игра «Измени слово» - на один слог длиннее данного;
  • звуковой анализ  слов со стечением согласных, печатанье этих слов по следам звукового анализа;
  • анализ предложений с простыми предлогами НА, ПОД,  печатанье этих предложений;
  • разгадывание ребусов;

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия;

  • словообразование существительных мужского рода с суффиксом – ЩИК;
  • словообразование существительных, обозначающих лиц женского рода с суффиксами -НИЦ, -ИЦ;

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

  • игра «Разложи по группам» - где действие совершается, а где совершено.

апрель

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку;
  • придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо-хорошо; ши-ши-ши-…;

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра «Скажи наоборот» (слоги со стечением согласных) – различение согласных по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;
  • игра «Запомни, повтори» - слова двухсложные и трёхсложные со стечением согласных.

Формирование фонематического и слогового  анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • составь слово из первых звуков слов;
  • поменять звуки местами, составить слово;
  • игра «Какой слог пропущен?»
  • игра «Разложи картинки» (слоговые схемы слов)

Закрепление словообразования глаголов

  • игра «Чем отличаются слова?»
  • игра «Найди общую часть в словах»
  • игра «Добавь слово» - обозначение действия (по картинкам);

Закрепление произношения слов со сложной слоговой структурой в связной речи

  • составление рассказов по опорным словам-картинкам: СУПНИЦА – СВЕКОЛЬНИК - СКАТЕРТЬ

май

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • подобрать рифму к словам: мак – гамак, ромашка – букашка;
  • игра «Запомни, повтори»  чистоговорки;

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра «Что изменилось?» - слова со сложной слоговой структурой;

Формирование фонематического и слогового  анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • звуковой анализ слов со стечением согласных;
  • подбор к данным схемам слов по лексической теме «Цветы»;
  • придумать слова с окончанием – ЧОК;
  • разгадывание ребусов;
  • придумывание предложений к схемам;

Закрепление произношения слов со сложной слоговой структурой в связной речи

  • пересказ рассказов;
  • составление рассказов по плану;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Аспекты коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаяс...

Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Конспект логопедического  подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речиПодготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района...

Эффективные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Всё чаще логопедам приходится работать с детьми, речевые нарушения которых имеют системный характер, когда перед специалистом встаёт необходимость  коррекции  всех компонентов речи. Слоговая...