Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Белоусова Екатерина Анатольевна

Конспект логопедического  подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-Петербург

 

Цели:

  1. Коррекционные

- Отработка произношения одно-,двух-, трехсложных слов со стечением согласных.

- Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

2. Образовательные

- Активизация словаря.

-Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным на уровне словосочетания.

-Закреплять умение составлять и распространять предложение.

-Закреплять умение образовывать родственные слова.

3. Психолого-педагогические

-Развитие слухового внимания.

-Развитие мелкой моторики.

-Развитие общей моторики и координации движений

-Развитие пространственной ориентации.

 

Оборудование: «Карта» с обозначениями заданий, мяч, плоские изображения девочки и мальчика, картинки с изображением белки в дупле, волка, пособие «Родственные слова», заготовки со схемами предложений, сундучок, макет дерева.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт- Петербург

Цели:

  1. Коррекционные

- Отработка произношения одно-,двух-, трехсложных слов со стечением согласных.

- Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

2. Образовательные

- Активизация словаря.

-Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным на уровне словосочетания.

-Закреплять умение составлять и распространять предложение.

-Закреплять умение образовывать родственные слова.

3. Психолого-педагогические

-Развитие слухового внимания.

-Развитие мелкой моторики.

-Развитие общей моторики и координации движений

-Развитие пространственной ориентации.

Оборудование: «Карта» с обозначениями заданий, мяч, плоские изображения девочки и мальчика, картинки с изображением белки в дупле, волка, пособие «Родственные слова», заготовки со схемами предложений, сундучок, макет дерева.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли дети - мальчик и девочка. Чтобы узнать, как их зовут я назову слоги, а вы поменяете их местами и составите имена.

Логопед: Девочку зовут ТА-СВЕ. Поменяй местами слоги и скажи имя.

1-ый ребенок: Света.

Логопед: Мальчика зовут ША-ГРИ. Поменяй слоги местами и скажи имя.

2-ой ребенок: Гриша.

Логопед: Молодцы, правильно, детей зовут Света и Гриша.

  1. Сообщение темы.

Логопед: Ребята, Света и Гриша не просто так пришли к нам в гости, вчера они встретили доброго волшебника, который открыл им одну тайну. Он рассказал им, что в волшебном лесу заоыт клад. Отыскать клад непросто-нужно выполнить задания! Чтобы ребята не заблудились в необычном лесу, волшебник вручил им карту с заданиями и волшебный клубок. Но есть одно важное условие: какие бы слова не встречались на пути у ребят, они должны правильно произносить их. Давайте вместе со Светой и Гришей отправимся в лес слов и поможем им выполнить задание и найти клад!

  1. Основная часть

Игра «Трудный слог»

Логопед раскладывает на столе карту с заданиями.

Логопед: Ребята, первое задание звучит так:

Вот волшебный вам клубок,

Размотайте трудный слог.

Назовите звуки в слоге.

Пройдете дальше по дороге.

Логопед бросает мяч и называет слоги со стечением согласных. Дети отстукивают все звуки в трудном слоге.

Логопед: ПЛА

Ребенок: П… Л… А

Игра «Пальчки здороваются»

Логопед: Молодцы! Вы легко справились с первым заданием, но вот второе:

Чтобы обойти все кочки,

Скажете слогов цепочки.

Слоги сложные я дам,

Пальчики помогут вам.

Логопед: Я произнесу цепочку слогов, а ты повторишь ее. На каждый слог пальчики руки здороваются с большим пальцем.

ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ

1-ый ребенок: ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ

2-ой ребенок:ПЛУ-ПЛА-ПЛЫ-ПЛО

Логопед: Замечательно справились. Вот и третье задание:

За слогом слог,за слогом слог

Выйдете к колодцу слов.

Будете слова ловить и на части их делить.

Игра «Колодец слов»

Логопед: Ребята, возьмите удочки. Ловите слова и делите их на части.

1-ый ребенок: ФЛА-ЖОК, в этом слове две части.

Логопед: Назови певуючасть

Ребенок : ФЛА

Логопед: Назови вторую часть.

Ребенок: ЖОК

Логопед: Правильно! А почему в этом слове два слога?

Ребенок: В этом слове 2 гласных звука А и О

2-ой ребенок :БУ-ТЫЛ-КА. В этом слове три части.

Логопед: Назови первую, вторую, третью части. Почему в этом слове три части?

Далее дети делят на слоги следующие слова: клавиша, вилка, балкон, булка, и т.п.

Логопед: И с этим заданием вы справились. Но что же дальше? Читаю следующее задание волшебника ЗвукЛа.

Игра «Озеро слов»

Логопед:

За словцом словцо-

Выйдете на озерцо.

Что же делать?

Как вам быть?

Нужно воду пере…

Дети: Плыть!

Чтоб продолжить свой поход, вам понадобиться …?

Дети: Плот!

Ребята, плот лежит в правом нижнем кармашке у Клоуна. Дети находят правый нижний кармашек и достают картинку с изображением плота.

Логопед: Молодцы, ребята! Сразу нашли нужный кармашек! А чем же мы будем грести? Волшебник простит договорить чистоговорки, и тогда мы узнаем, какие еще предметы нам понадобятся, чтобы переплыть озеро слов.

Логопед: Алка-алка вам нужна …?

Дети: Палка!

Логопед: Сло-сло из палки сделаем … ?

Дети: Весло!

Логопед: Мы нашли прекрасный плот и смастерили весло. Мы можем снова продолжить путь. Но давайте сверимся с картой заданий. Но нет… . Волшебник пишет так:

Чтобы было продолженье

Повторите речь с движеньем.

  1. Динамическая пауза

Упражнение на координацию речи с движением.

Чтоб отправится в поход , (шаги на месте)

Нужен плот, плот, плот . ( Руки в стороны, прыжок, присели)

Озерцо переплывет ( прыжки вперед-назад)

Этот плот, плот, плот . ( Руки вверх, на плечи, на пояс)

Кто построил плот, друзья? (Имитация гребли)

Это я, я, я ( Прыжок, хлопок, руки скрестить на груди).

Отлично, а теперь садимся на плот и на плоту мы впятером озеро пере…?

Дети: плывем.

Далее дети переставляя фишки на картинках произносят слова разной слоговой структуры со звуком Л и стечением согласных.

Упражнение «Придумывание чистоговорки»

Логопед: Вот мы и переплыли озеро слов. Но что же дальше? Посмотрите, чьи это домики встретились нам на пути?

Дети: Это домики белки и волка.

Логопед: Правильно! А задание звучит так:

Вот домик белки и домик волка.

Сочините про них чистоговорки.

Логопед: Ребята, я помогу вам придумать чистоговорки. Мы будем их сочинять также, как делали это на занятии. Я буду задавать вам вопросы. Как назвыается этот домик?

Дети: Дупло!

Логопед: Какой последний слог в слове ДУПЛО?

Дети: ПЛО

Логопед: А сколько слогов в этом слове?

Дети: Два слога.

Логопед: Значит сначала повторим слог ПЛО 2 раза: ПЛО-ПЛО. А как белке в дупле? Ведь она там прячется от холодов, значит ей там … ?

Дети: Тепло.

Логопед : Пло-пло Какое дупло?

Дети: Пло-пло теплое дупло.

Логопед: Пло-пло у кого теплое дупло?

Дети: Пло-пло у белки теплое дупло!

Игра « Дерево родственных слов»

Логопед: Но как же волк? Посмотире, какой он грустный. Обычно волки какие?

Дети: Волки злые.

Логопед: Что делает волк?

Дети: Волк плачет.

Логпед: Спросите у волка, почему он плачет?

Дети: Олк-олк почему ты плачешь, волк?

Логопед: Он говорит, что потерял своих родственников. Давайте поможем и подберем к слову ВОЛК родственные слова. А поможет нам в этом чудо-дерево родственных слов.

Дети подбирают слова с помощью пособия «Дерево родственных слов». Затем определяют самое длинное и самое короткое слово.

Логопед: Ребята, мы преодолели трудный путь.

Путь подходит к завершенью.

Приближаясь к кладу,

Лишь составить предложения

Вам, ребята, надо!

Именно так звучит последнее самое сложное задание волшебника Звук Ла

Задание «Составь предложение по схеме».

Логопед предлагает детям заранее заготовленные схемы предложений.

1-ый ребенок: Клава гладит платье.

Логопед: Замечательно! Сколько слов в твоем предложении?

1-ой ребенок: Три.

Логопед: Давай сделаем предложение длинным, добавив в него новые слова.

Кто такая Клава?

Дети: Девочка.

Логопед: Добавьте слово ДЕВОЧКА в предложение.

Дети: Девочка Клава гладит платье.

Логопед: Девочка Клава гладит КАКОЕ платье?

1-ый ребенок : Девочка Клава гладит ЖЕЛТОЕ платье.

2-ой ребенок составляет предложение «Владик плывет на плоту» и распространяет его словом СМЕЛЫЙ.

Логопед: Вот мы и помогли с вами Свете и Грише выполнить задания. Но где же клад? Давайте посмотрим в карту. ( На карте под рисунком бугорка наклеен свиток бумаги, на свитке нарисована новогодняя елочка, под ней сундучок с кладом).

Логопед: Под пригорком чудо-сверток, в нем написано, ребята, что клад лежит…

Дети: Под елкой!!!

Логопед: давайте откроем сундучок, и посмотрим, что за сокровище внутри.

Дети открывают сундучок, в нем написано слово СЛОГ. Дети читают слово.

  1. Итог занятия.

Логопед: Ребята, как вы думаете, почему СЛОГ-это клад?

Дети: Слог-это клад, потому что из слогов состоят слова, из слов предложения, а из предложений состоит наша речь.

Логопед: Вы потрудились на славу! Я вас благодарю за старание. И вас прошу поблагодарить гостей за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...

Эффективные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Всё чаще логопедам приходится работать с детьми, речевые нарушения которых имеют системный характер, когда перед специалистом встаёт необходимость  коррекции  всех компонентов речи. Слоговая...