Главные вкладки

    Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
    консультация (старшая группа) на тему

    Акименко Надежда Николаевна

    Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_-_klass.docx20.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс

     «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи»

    для родителей старшей логопедической группы

    Цель: Познакомить родителей с играми, направленными на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова.

    Задачи: - познакомить родителей с этапами работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова, используя игры на развитие фонематического слуха;

    - вызвать интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для преодоления звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

    Раздаточный материал: музыкальные инструменты, бумага, ножницы, деревянная ложка, терка, фломастеры, предметные картинки, фонематическая линейка.

    Ход мастер – класса

             

    Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

    Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его  основе формируется фонематическое восприятие.

    Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

    Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребенок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и овладевает их неправильным произношением. Сформированное фонематическое восприятие является залогом правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей речевой системы.

    Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.

    Так дети затрудняются:

    - в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);

    - в подборе картинок, включающих заданный звук;

    - в самостоятельном придумывании слов с заданным звуком.

    В процессе мастер-класса вы познакомитесь с играми и упражнениями для развития слоговой структуры слова, которые не требуют специальной подготовки. Всем этим вы можете воспользоваться в домашних условиях при выполнении домашних заданий.

    Этапы работы по преодолению звуко-слоговых нарушений.

     I этап – узнавание неречевых звуков.

    На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти игры способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

    Игра «Угадай, на чем играю»

    Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

    Игра «Узнай по звуку»

    Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, карандаш, книга, бумага, терка и т.п.)

    II этап различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

    Игра «Метель»

     Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

    Произносить гласный звук на одном выдохе, меняя силу голоса.

    Игра «Эхо»

    Цель: развитие речевого слуха – умение различать и правильно произносить звуки.

    Произнести звук или слог, а ребенок должен повторить звук или слог точно так же, только чуть-чуть потише, как настоящее эхо.

    III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

    Игра «Какое слово отличается?»

    Из четырех слов, произнесенных взрослым, ребенок выбирает и называет то слово, которое отличается от остальных.

    Мак-бак-так- банан.

    Ком-ком-ком-кот.

    Уточка-уточка-удочка-уточка и т.д.

    IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

    Игра «Похлопаем»

    Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Поговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, отхлопывая слоги). Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

    Игра «Фонематическая линейка»

    «Прошагать» слово по фонетической линейке. Цифра – обозначает количество слогов в слове.

    V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

    Игра «Поймай звук»

    Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук (А), (У), (М).

    Вначале проговариваются только отдельные звуки: например, поймай звук (А). Взрослый называет звуки, а ребенок, услышав заданный звук – хлопает. А,У,М,С,А, И, К и т.д. Затем проговариваются уже слоги (МА, ПА, НИ, УВ и т.д.), и только затем проговариваются слова, в которых надо определить наличие заданного звука.

    Вариант игры: – поднять кружок красного цвета, если есть заданный звук, а если нет, то белого;

    - топнуть ногой, если есть звук, если нет, то хлопнуть в ладоши.

    Игра «Фломастеры»

    Положить перед ребенком фломастеры разного цвета. По первому произнесенному звуку, ему надо догадаться, какого цвета фломастер взять в руки. Например, (ж)… (желтый), (ч)…(черный). Попросить показать фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет. Например, желтым фломастером указать на предметные картинки в названии, которых есть заданный звук. Например, жираф, жук, желудь  и т.д.

    Игра «Назвать нужный звук»

    Показать на предметы, а ребенок произносит вслух названия тех, в которых есть звуки (а, о, м)

    Игра «Новоселье»

    В доме новоселье! Приходят гости, поздравляют хозяев и дарят подарки. Но почему-то только те предметы, в которых слышатся звуки (с) и (сь). Что подарили? (ребенок придумывает слова с этим звуками).

    Стали хозяева гостей угощать.  Да вот странно: из той посуды и той пищей, в названиях которых есть звуки (т, ть). Чем? Из чего? (ребенок называет слова с данными звуками)

     Игра «Найди звук»

    Отобрать предметные картинки, в названии, которых слышится заданный звук.

    VI – развитие навыков элементарного звукового анализа.

    Задачей данного этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова.

     

    Игра «Запомни слова»

    Цель: развитие речевого слуха – развитие слухового внимания и памяти.

    Взрослый называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск или перестановка считается проигрышем. В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

    Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

    Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...

    «Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи при помощи компьютерных технологий» (методическая разработка)

    Методическая разработка с электронной поддержкой  в виде презентаций и flash – роликов предназначена для включения в систему коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими ре...

    Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

    Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...